Сценарий открытого занятия «Изучение музыкальных инструментов» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 23 October 2016

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования (подростковый) центр «Агнес»

Детский( подростковый) клуб «Импульс»

Сценарий открытого занятия

« Изучение музыкальных инструментов»

 

Составил:

Педагог дополнительного

образования клуба «Импульс»

Рзаева Е.З.

Р.т.229-72-09

г. Н.Новгород

2016

ФИО педагога: Рзаева Елизавета Зохрабовна

Название и направление деятельности коллектива: Мажоринки

Название программы: Дополнительная образовательная программа «Мажоринки»

Место учебного занятия в программе: введение в образовательную программу

Тема занятия: « Изучение музыкальных инструментов »

Место проведения: клуб «Импульс»

Дата и время проведения: 17ч.

Краткая характеристика группы: 8 человек, возраст 12-16 лет

Цель: Знакомство с группой духовых инструментов и их подгруппами

Задачи:

Образовательные – расширение представлений о духовых инструментов ( история возникновения, виды, особенности звучания )

Воспитательные – приобщение к музыкальной культуре

Развивающие – совершенствование навыков работы в коллективе, развитие музыкального вкуса

Материалы и оборудование: наглядные пособия, картинки с инструментами, музыка на кассете, CD диске, микрофон

Регламент занятия: 45 минут

План

Организация, знакомство, введение в тему

Основная часть

Блиц опрос

Общий анализ продуктивности занятия

  1. 2.1 Духовые инструменты их подразделения, материал изготовления, история возникновения

    2.2 Визуальное сравнение инструментов, параллель между инструментами и певцами

    2.3 Музыка различных направлений исполняемых на духовых инструментах

    2.4 Звучание инструмента

Этап занятия – организация, знакомство

Задачи этапа

1. настроить учащихся на разговор на заданную тему, создать подходящую атмосферу

2. обозначить цели и задачи занятия, систематизировать процесс обучения

Прогнозируемая деятельность обучающихся

Обучающиеся участвуют в разговоре, рассказывают о себе и своих предпочтениях.

Основная деятельность педагога

Здравствуйте! Многое в моей жизни связано с музыкой – это и моя педагогическая работа и вокальное образование которое я получила, но до этого я закончила музыкальное училище по классу (гобой) это духовой инструмент.

В моем кружке вы учитесь петь, изучаете нотную грамоту, оперных певцов и знаменитые оперные театры. Мне хотелось бы познакомить вас и с инструментами которые создают прекрасную музыку, с их голосами, с вашими помощниками в пении, с этими волшебными трубками, без которых не звучала бы та палитра музыкальных произведений.

Скажите, ребята, чем еще кроме вокала Вы занимаетесь?

Может кто-то из Вас танцует, рисует, занимается в музыкальной школе? Понятно, что каждый из Вас ищет себя и свое выражение в творчестве или спорте. Выбираете таким образом как выразить свои чувства, эмоции. Это похвально, так как в наше прогрессивное время, время компьютера и интернета, дети с большим трудом ходят в кружки и работают над собой, преодолевая трудности.

Цель нашего занятия – открыть для себя новое звучание, отличающееся от народной музыки и струнной.

Основными задачами, которые я перед собой ставлю, является знакомство с духовыми инструментами, их историей, особенностью звучания и музыкальными направлениями, сравнения их с голосами певцов.

2. Основная часть

2.1 Духовые инструменты их подразделения, материал изготовления, история возникновения

Задачи этапа

Знакомство учащихся с инструментами: их подгруппами, частями, родственными инструментами, материалом изготовления, историей

Основная деятельность педагога

Еще «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом» равным пьянству, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты- профессионалы, ходили по деревням и городам показывали представление с песнями и музыкой. Очень часто их остроумные куплеты носили антицерковный характер. Они высмеивали глупых попов, жадных купцов и бояр. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и инструменты. В одном симфоническом оркестре- несколько десятков различных типов инструментов. Но все это многообразие можно разделить по принципу звукоизвлечению на три большие группы. Эти инструменты хорошо известны во всем мире, к их звучанию уже привыкли.

Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к XIII тысячелетию до нашей эры.

Раньше всех, по- видимому, появились ударные инструменты- конечно, самые простые. Затем - духовые, а потом флейты без отверстий из тростника и кости. Много позднее, люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты с отверстиями. Позднее появились струнные, и позже всего – их разновидность – смычковые.

(Раскладываю картинки с инструментами)

Сегодня мы рассмотрим именно духовую группу. Она подразделяется на две подгруппы: медная и деревянная.

К медной духовой относят: тубу, тромбон, саксофон, валторну, трубу.

К деревянной духовой: фагот, кларнет, гобой, флейта и есть флейта пикколо (очень маленькая, но берет самые высокие ноты)

По картинкам нельзя определить размер инструмента, поэтому я называю их по мере уменьшения в размере.

Визуально, мы можем видеть, что медная группа блестяща, желто- золотого цвета, эти инструменты сделаны из меди, однако духовая группа темная- это дерево.

Так же и дерево бывает разное, например фагот может быть темно- красным, бардовым, коричневым, черным.

Кларнет, гобой бывают эбонитовыми и деревянными.

Эбонит это некий сплав. Лучше когда инструмент сделан из дерева т.к. он и звучит по-другому, он «живой».

Флейта железная. Давным- давно первые дудочки делали из тросника, бамбука, камыша. Спустя время она стала железной и с тех пор флейту относят к деревянной группе.

2.2 Визуальное сравнение инструментов, параллель проведенная и певцами и инструментами.

Задачи этапа

Учатся сравнивать инструменты, определять их визуально

Основная часть

Итак, я разложила медную и деревянную группу по мере их уменьшения в размере , чтобы Вы могли понять какой из инструментов больше.

Медная группа: Туба, Тромбон, Саксофон, Валторна, Труба.

Туба. Большой, тяжелый инструмент. Спирали закручены по овалу. Когда на нем играют его ставят на колени музыканту. Этому инструменту в основном поручают играть сильные доли в такте, долгие, длинные ноты, нижние. Он громкий и усиливает звук в оркестре.

Тромбон. Выдвижная часть – кулиса. Саксофон. Похожа на уточку или нос слона. Насыщенные нижние ноты, середина, красивые верха.

Валторна. Похожа на улитку, спирали закручены по кругу. Завуалированное звучание, как бы в себе, ноты округляются и как вокалисты поют в головной резонатор.

Труба. Яркая, высокая, кричащая.

У всех медных инструментов есть мундштук – это съемная часть инструмента куда дуют. Раструб – это часть откуда выходит звук, завершение инструмента.

Мундштук бывает разный по величине, в зависимости от объема инструмента. У Тубы, самый большой мундштук и для него подбирают музыканта с пухлыми, большими губами т.к. это влечет за собой, удобное исполнение.

Для Тромбона, Саксофона средние губы.

Для Валторны и Трубы средние и тонкие губы.

С чем это связано? Тонкие губы не смогут плотно и полностью заполнить мундштук Тубы, ему будет не доставать полноты. Напротив для мелкого мундштука Валторны, Трубы, чрезмерная полнота будет мешать. Хотя есть исключения, чернокожие музыканты с большими губами отлично играют на трубе.

У Саксофона мы видим, что отсутствует медный мундштук, здесь дерево с тростью . Саксофона и кларнет связывают: трость, аппликатура – расположение нот.

Все трубки у медных инструментов съемные, для того, что бы после игры можно было протереть инструмент от накопившейся влаги т. е. от конденсата и конечно от слюней.

Деревянная группа: Фагот, Кларнет, Гобой, Флейта.

Фагот самый длинный инструмент с тростью на изгибистой трубке, с отверстиями и раструбом. Трость в виде двух расширенных пластин.

Кларнет, Гобой. С тростями, клапанами и подушечками под ними что бы лучше прижимались к отверстиям для нот, для достижения качественного звучания. Внешне инструменты похожи, но отличает их : трости, аппликатура и конечно звук.

Кларнет и Саксофон с одинаковыми тростями состоящей из одной пластины. Трость мы кладем на нижнюю губу а верхние зубы ставим на мундштук.

Гобой. Чуть меньше чем Кларнет. Трость из двух прямых пластинок, между ними щель. Трость вставляется в основание инструмента и зажимается чуть подвернутыми губами. Так же как и у Фагота.

Все трости делаются из бамбука. Перед игрой они размачиваются в воде.

После игры инструменты разбираются и протираются от влаги.

У Гобоя есть одна особенность, отличающая его от всех инструментов – это его строй. Именно по гобою настраивают весь оркестр. Гобой играет ноту (Ля) и все инструменты подстраиваются под его идеальное звучание.

Гобой легко можно различить в оркестре благодаря его острому звучанию, имеющему носовой оттенок.

Сравним инструменты с голосами певцов. Чтобы начать играть на инструменте, надо его разыграть, разогреть. Холодный инструмент занижает т.е. не строит. Так же и певцу нужно разогреть, распеть себя.

Перед занятием желательно не есть т.к. частички пищи со слюной будут попадать в инструмент и засорять его. А певцу будет мешать отрыжка, т.к. еда переваривается в желудке.

Сравнение по росту.

Считается, что певцы с высокими голосами, не высокого роста. Это относят к певцам обладающим тенором, маленькие, толстенькие. И инструменты не большие: труба, гобой, флейта.

Низкие голоса- басы, они высокие, худые певцы. И инструменты: фагот, туба, тромбон.

Можно еще сравнить с таким инструментом как орган, который состоит из трубок разной длинны. Короткие, отвечают за высокие ноты, а длинные за низкие.

Конечно, есть исключение из правил. Например, педагоги в консерватории посмотрев на меня думали, что у меня меццо- сопрано. А мой голос лирическое сопрано. Так же не высокого роста молодые люди пели басом.

2.3. Музыка различных направлений исполняемых на духовых инструментах.

Задачи этапа

Расширение кругозора в области музыкальных направлений

Прогнозируемая деятельность обучающихся

Обучающиеся рассказывают о своих музыкальных предпочтениях, обсуждают характеристики данных направлений. Исполняют джазовую песню

Основная деятельность педагога

Я считаю духовую группу: яркой, блестящей, звонкой, отвязной и зажигательной. В основном это музыканты-мужчины. Нужны сильные легкие для игры на духовых инструментах. И в общем духовые коллективы играют джаз. Я считаю, что можно сыграть любую музыку на любых инструментах, были бы ноты, чувство ритма и желание. Например, джаз можно играть и на народных инструментах, и на струнно-смычковых. Джаз – как музыкальный жанр складывался необычно. Он «прорывался» в жизнь с большими трудностями .

Так было на его родине в Америке, так было и в Европе, где джаз появился позднее. В начале века джаз-изгой в американском обществе.

Обосновавшийся в социальных «низах», в замкнутой негритянской среде, джаз казался вызывающим, вульгарным. Другой важный фактор джазовой истории – то, что джаз входил в быт через легкожанровую эстраду, был тесно связан с нею.

Долгое время основным «местом обитания» джаза были рестораны, ночные клубы и бары, зачастую довольно низкого пошиба.

Джаз в Америке на всех этапах своего развития был заряжен социально. Особенно остро- в последние два- три десятилетия, когда джаз стал для многих музыкантов (прежде всего для негров) своеобразной формой протеста против общества, в котором они живут и творят.

Не случайно музыку великого Джона Колтрейна называли « криком о свободе ». Джаз сложился из многих совершенно различных элементов. Тут и богатый синкопированный ритм негритянского происхождения, есть мелодичные обороты от англо- американской народной песни, есть и танцевально - кабаретные, чувственные завывания более низкого происхождения, т. е. тот элемент, которому соответствует «цыганщина». Всего за несколько десятилетий он перетерпел множество изменений. В начале века - это маленький уличный оркестр, игравший на парадах, похоронах, пикниках которые устраивали труженики – негры в городах на юге Америки. Сегодня джаз – « всемирная » музыка, ставшая неотъемлемой частью духовной жизни ХХ века. Корифеи джаза Майлс Девис, Дизи Гиллепси, Джон Колтрейн, Луи Армстронг, Леонид Утесов, Лариса Долина, Ирина Отиева, Татевик Оганесян.

А сейчас мы определим основную группу инструментов, входящих в джазовую музыку: рояль или фортепиано, контрабас, саксофон, тромбон, труба, ударные инструменты, кларнет и певец. И этот основной костяк можно пополнять и расширять. Так же можно сокращать до минимума.

Давайте сократим количество инструментов до трех. Какие инструменты можно оставить, чтоб визуально можно было понять, что стиль остается все же джаз?

(рояль, контрабас, ударные, певец)

Давайте послушаем знаменитого чернокожего музыканта и певца Луи Армстронга

Хочу попросить нашу учащуюся Лену спеть небольшой отрывок из известной джазовой песни « Hit the Rood jack ».

Конечно, духовые коллективы не только играют джаз, они играют множество другой красивой, романтичной, лиричной музыки. И немного прослушаем русскую джазовую певицу Ирину Отиеву.

Но так как мы сегодня знакомимся с духовыми инструментами, пора перейти к другому направлению и это симфоническая сказка «Петя и Волк»

С. Прокофьева. Это произведение было написано композитором именно в целях знакомства детей с духовыми инструментами.

2.4 Звучание инструмента

Задачи этапа

Настроить учащихся на прослушивание основных тем в симфонической сказке

Прогнозируемая деятельность обучающихся

Обучающиеся слушают музыку и после пропевают основную мелодическую линию инструментов

Основная часть

Сейчас я вам поставлю мелодию основных музыкальных инструментов, где у каждого инструмента есть свой голос, своя роль. Здесь множество голосов: Петю играет струнная группа оркестра, дедушку- фагот, утку изображает- гобой, птичку- флейта, кошку- кларнет, волка- валторны, охотников- марш духового оркестра

А сейчас я поставлю Вам еще одну очень знаменитую мелодию и хочу, что бы Вы сами определили звучание какого солирующего инструмента услышали ( сцена из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского)

3. Блиц-опрос.

Задачи этапа

Оценить знания пройденного материала у учащихся

Деятельность обучающихся

Обучающиеся участвуют в разговоре, отвечают на вопросы

Основная часть

1. На какие большие группы делятся музыкальные инструменты?

2. Какую группу инструментов мы сегодня изучали?

3. На сколько подгрупп делятся духовые инструменты?

4. Почему флейту относят к деревянной группе?

5. Как называется часть медного инструмента куда дуют?

6. Что общего между гобоем и фаготом, кларнетом и саксофоном?

7. Какую роль в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева дал фаготу, кларнету, гобою, флейте, валторнам, струнной группе?

8. Что общего между инструментами и голосами певцов?

9. Почему нельзя играть на инструментах сразу после приема пищи?

10. Назовите основные инструменты, входящие для игры джаза.

11. Соло какого инструмента звучало в сцене из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского?

12. По какому инструменту настраивают весь оркестр?

13. Какую ноту играет гобой для настройки оркестра?

Анализ занятия, подведение итогов

Основная часть

Сейчас мы, таким образом стали теоретиками, музыкантами и певцами. Вы знаете инструменты их звучание, ну а как музыканты и певцы Вы уже существуете.

В наше время нет запретов на инструменты на музыкальные направления. Нам не нужно прятаться и тайком слушать такую запретную музыку как джаз. Мы имеем полную свободу выбора. Я желаю Вам развиваться, слушать хорошую музыку, воспитывать музыкальную культуру, познавать мир и искать себя как личность быть не заурядными и многогранными, не бояться быть солирующим « инструментом » в своей жизни и нести добро в мир.

Спасибо за внимание и до новых встреч.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации