Конспект внеклассного мероприятия «Безопасность в сети Интернет»
Конспект внеклассного мероприятия «Безопасность в сети Интернет»
Класс: 3
Автор: Кучина Анастасия Андреевна, учитель начальных классов
Тип занятия: классный час
Цель: сформировать представление о правилах безопасного поведения в сети Интернет
Задачи:
Расширить знания детей об Интернете.
Разработать нормы и правила общения обучающихся в сети.
Формировать понятия принципов о безопасном общении в Интернете.
Формы работы: рабочие группы, диспут.
Ход работы
1. Организационный момент.
- Разгадайте ребус. (Слайд 2)
- Итак, ребята, о чем мы сегодня поговорим на занятии? (Об Интернете)
- Дети, расскажите, а что вы знаете об Интернете? (Это всемирная сеть; она связывает между собой все компьютеры между собой; в Интернете можно найти много информации; там можно смотреть различные мультики и фильмы; в Интернете можно общаться с другими людьми; в интернете можно найти любого человека.)
- Молодцы! Как вы много знаете об Интернете. Все что вы сказали – верно!
2. Основная часть.
- А кто может мне рассказать, как появился Интернет? Кто придумал? Как он создавался?
- Ответы на эти вопросы мы найдем с вами в фильме. (Просмотр фильма по ссылке – до 4 мин.)
https://www.youtube.com/watch?v=rQPBT2dimSg&feature=emb_logo
После просмотра фильма, детям предлагается ответить на вопросы:
- Что было предпосылкой Интернету?
- Кто придумал галактическую сеть?
- Кто стал основоположником «ARPA net»? 1961 год
- Какое было первое слово переданное по Интернету? (LOGIN)
- Когда день рождение Интернета? (29 октября)
- Возьмите листочки. И напишите по 5 примеров того, что именно вы делаете в Интернете. (2 мин)
- Давайте, теперь сравним ответы. Главное правило «Не повторяться». (Ответы фиксируются на доске)
- Теперь мы с вами можем сказать: Что чаще всего дети делают в интернете?
(Чаще: Играют, смотрят мультики/фильмы, смотрят видео блогеров, сидят в социальных сетях; Реже: ищут дополнительную информацию для уроков, занимаются на обучающих сайтах.)
- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте информацию, представленную на них. (Приложение 1)
Мы познакомились с новыми интернет терминами.
3. Физминутка. Игра «Вирусы» (Слайд 7)
Цель игры: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Вспомогательные материалы: Листы А4 двух цветов и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10 секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
- Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка белого и черного цвета. Черные снежки – «опасные», а белые – «безопасные». По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидать противоположную команду снежками.
Также задача каждой команды – успеть откидывать все черные снежки и сохранять у себя белые. (5 минут)
- Теперь вы понимаете, что происходит с вашим компьютером при вирусной атаке.
Сегодня с вами ребята побудем агентами кибербезопасности и разработаем правила, чтобы обезопасить своё нахождение в интернете.
- Сейчас мы разделимся на группы и каждая группа будет делать свой проект на тему «Правила безопасности пользования Интернетом». Это может быть брошюра, плакат, памятка и т. д. (Повторяем правила работы в группе, распределяем роли, детям раздаются листы бумаги)
- Я буду зачитывать опасные ситуации, которые могут случиться с вами при пользовании интернетом. А вы должны придумать правило, которое поможет вам и др. ребятам избежать таких ситуаций. (Приложение 2)
4. Рефлексия.
- Давайте подведем итоги. Какие правила безопасности у нас получились?
(В любой непонятной ситуации обращаться к родителям.)
Не выкладывать в социальных сетях свои личные данные. Не регистрироваться самостоятельно в социальных сетях.
Никогда не занимать деньги, если просят в интернете. Если хочешь выручить друга, то убедись, что это действительно он тебе пишет. Позвони другу или встреться лично.
Установить в браузер интернет-фильтр и антивирусную программу на компьютер или телефон.
Никогда не открывать письма из незнакомых источников.
Не оставлять на незнакомых сайтах свой номер телефона.
Не отвечать и не добавлять в друзья незнакомцев.
Представление проектов всему классу. Организация выставки на доске.
- Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3)
5. Заключение.
Закончить сегодняшний классный час хочу стихотворением.
Если ты любишь сидеть в Интернете, запомни эти правила безопасности!
Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Как и всюду на планете,
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай -
Никого не обижай.
Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И другим не сообщай.
Приложение 1
Карточка 1.
Кибербезопасность - совокупность методов, технологий и процессов, предназначенных для защиты целостности сетей, программ и данных от цифровых атак (киберугроз).
- С какими киберугрозами, мы можем встретиться в интернете? (Вирусы, могут написать незнакомцы, мошейничество)
Карточка 2.
Фи́шинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
Карточка 3.
Фейк — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.
Карточка 4.
Компью́терный ви́рус — вид вредоносных программ, способных внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы и распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
Приложение 2
Ситуация 1.
Маша Стрелецкая зарегистрировалась в социальной сети и выложила о себе полную информацию в профиле: И.Ф.О., дату рождения, номер телефона, адрес проживания, места где она любит бывать. И подключила геолокацию, чтобы друзья всегда могли ее найти.
Опасность: К Маше стали добавляться в друзья разные люди, даже те которых она не знала. Стали поступать сообщения от незнакомцев, которые предлагали ей дружить, обещали подарки, просили дать пароль от ее страницы, уговаривали встретиться…. И т. д.
Правило: Не выкладывать в социальных сетях свои личные данные. Не регистрироваться самостоятельно в социальных сетях, а попросить об этом взрослых, которые обезопасят вашу страницу от злоумышленников.
Ситуация 2.
Пете Васечкину написал его друг Семён Попов и попросил одолжить ему денег. Но деньги передать не при встрече, а перевести на номер телефона или на банковскую карту. Петя не знает, как поступить. А как бы поступили в этой ситуации, вы?
Опасность: От имени Семёна могли писать мошенники, которые просят деньги.
Правило: Никогда не занимать деньги, если просят в интернете. Если хочешь выручить друга, то убедись, что это действительно он тебе пишет. Позвони другу или встреться лично.
Ситуация 3.
Если хочешь найти какую-нибудь информацию в Интернете, а вместо того что ищешь, всплывает бесконечная реклама, неприятная и огорчительная информация и интернет-магазины. Что делать в таких случаях?
Опасность: Сделать случайно покупку в интернет-магазине. Травмировать психику просмотром видео не по возрасту.
Правило: Попросить взрослых установить интернет фильтр в браузер, вашего, гаджета или родительский контроль.
Ситуация 4.
На почту Сереже пришло письмо о том, что Сережа выиграл ценный приз. Но Сережа не участвовал, ни в каких конкурсах. И все что нужно сделать ему, только пройти по ссылке. Что нужно сделать Сереже в таком случае?
Опасность: Такими письмами часто злоумышленники рассылают компьютерные вирусы, которые могут серьезно повредить данные вашего компьютера.
Правило: Нужно обратиться к взрослым и никогда не открывать письма из незнакомых источников.
Ситуация 5.
Маша решила накачать картинок для презентации в интернете. Зашла на незнакомый сайт. Когда Маша попыталась скачать картинку на сайте, для этого потребовалось ввести номер телефона
Опасность: Могут снять с телефона деньги.
Правило: Нужно обратиться к взрослым. Не оставлять на незнакомых сайтах свой номер телефона.
Ситуация 6.
Катя в друзья добавила нового друга. Он стал расспрашивать Катю о ее жизни. Начал каждый день предлагать встретиться погулять.
Опасность: Друг может оказаться злоумышленником и назначает встречи в целях обмана Кати или хочет причинить ей какой-нибудь вред.
Правило: Добавлять друзей в социальных сетях можно тех людей, кого уже знаешь в реальной жизни. Не следует добавлять незнакомцев и отвечать на их сообщения.
Приложение 3
Анкета Ф.И. __________________________________________________ Сегодня на занятие я узнал … |
Я буду применять полученные знания … |
Мне понравилось занятие … |
Дополнительный источник информации:
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d2c/0004dba3-a2ec3d10/img10.jpg