Конспект внеклассного мероприятия по биологии на тему «Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли»
Конспект внеклассного мероприятия по биологии
Тема урока: Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли
Цели и задачи: закрепить изученный материал по 4 разделам с помощью применения игровых технологий.
Образовательная: повторить строение бактерий, грибов, лишайников, водорослей. Разнообразие грибов, водорослей. Их функции.
Развивающая: развить понятия «мицелий», «оболочка», «плодовое тело», «слоевище», «симбиоз»; развить умение работать с рисунками и таблицами; развить умение устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений сравнивать и наблюдать.
Воспитательная: формирование научного мировоззрения; гигиеническое на примере ядовитых грибов; экологическое на примере взаимодействия грибов и водорослей.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Метапредметные: Умение работать с различными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках (учебник, научно-популярная литература, биологические словари, справочники), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую
Предметные: выделение особенностей строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практической значимости; выделение существенных признаков процессов питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, размножения растений, животных, грибов и бактерий; выбор целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Основные понятия: слоевище, гриб, лишайник, симбиоз, плодовое тело, паразит, мицелий.
Тип урока: урок-игра
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), жанр проведения урока-игры: КВН.
Ход урока:
1 Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в одну игру, в конце которой вы сможете получить оценки. Я Елена Андреевна помогу вашему учителю, Дарье Олеговне, провести эту игру. Для начала нам нужно разделиться с вами на 5 команд. (Разделяем класс на 5 команд). Маленькое правило нашей игры. Каждой команде выделено 5 жетонов. Эти жетоны, в конце игры, будут считаться за дополнительные баллы. Но если команда будет плохо себя вести, шуметь, кричать, то мы будем отбирать эти жетоны. А если команда будет очень дисциплинированной, то можем выдать дополнительные жетоны. После подсчетов баллов. Первые 2 команды получат 5-ки, а остальные 3 – 4-ки. Начнем!
2 Основная часть
Итак, первое задание, на чистых листах нужно будет придумать название команды и нарисовать отличительный знак! 1 задание - время 5 мин.
Хорошо. (Команды по очереди говорят свои названия, а учитель на доске вносит названия в таблицу для баллов). Все справились с заданием, и каждая команда получает по 1 баллу.
Следующее задание. Вам сейчас раздадут листочки, где будут написаны какие-то суждения или утверждения. Ваша задача поставить + или – у каждого утверждения. + если вы согласны, а – если нет. 2 задание - время 3 мин
Верно / Неверно
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные тельца – пластиды.
В хлоропластах находится пигмент каротин.
Большинство бактерий бесцветные.
Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами.
По способу питания бактерии делятся на автотрофы и паразиты.
Ответы + 1, 3, 4; - 2, 5
2. Верно / Неверно
Размножаются бактерии делением одной клетки на две.
Некоторые бактерии способны создавать органические вещества из неорганических.
Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, и использовать его в процессе жизнедеятельности. Это молочнокислые бактерии.
Бактерии сложные многоклеточные организмы.
Бактерии гниения и почвенные бактерии производят сложные органические вещества.
3. Верно / Неверно
Пневмония и ангина — это бактериальные заболевания.
В пищевой промышленности используют азотофиксирующие бактерии.
Благодаря симбиозу клубеньковых бактерий с растениями, значительно снижается урожай. –
Лишь у немногих бактерий образуются специальные половые клетки -семена для размножения.
Бактерии – важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.
Ответы + 1,5; - 2,3,4
4. Верно / Неверно
Бактерии – своеобразные санитары нашей планеты.
Бактерии не имеют жгутиков.
Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы.
Бактериальные клетки не имеют оболочки.
В состав клетки бактерии входит ядро, цитоплазма, вакуоль.
Ответы + 1,3; - 2,4,5
5. Верно / Неверно
Ядерное вещество у большинства бактерий распределено в цитоплазме.
Для жизнедеятельности бактериям необходим кислород.
Споры бактерий не выживут в неблагоприятной среде.
Все бактерии имеют овально-вытянутую форму.
Бактерии – просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.
Отлично. Пока Дарья Олеговна проверяет первое задание приступим к следующему заданию. Полученные баллы за задания вы сможете увидеть на доске.
Пазл. Вам сейчас раздадут конверты с пазлом. Вам нужно будет аккуратно собрать пазл, определить, что за гриб на картинке и сказать съедобный он или нет. 3 задание - время 4 мин.
Ответы: 1 команда – мухомор, не съедобный. 2 команда – гриб-дождевик, съедобный. 3 команда – белый гриб, съедобный. 4 команда – груздь, съедобный. 5 команда – белая поганка, не съедобный.
Кроссворд. 4 задание - время выполнения 8 мин.
Команда 1
1.Часть тела лишайников, нити которой поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли.
2.Название лишайников, плотно прирастающих к твердым телам, например камням.
3.Тело лишайника.
4.Лишайник золотисто – желтого цвета, часто встречающийся на коре осин.
5.Совместное взаимовыгодное существование организмов, например одноклеточных водорослей и грибницы.
6.Часть тела лишайника, зеленые клетки которого выполняют функцию фотосинтеза и снабжают водоросль органическими веществами.
7.Группа лишайников, тело которого образовано пластинками различной окраски
8.Вещества, выделяемые лишайниками и разрушающие горные породы.
9.Ветвистые розовые, серые или белые лишайники
10.«Олений мох»
Команда 2
1. Вещество – продукт жизнедеятельности дрожжевых клеток.
2. Способ вегетативного размножения дрожжевых клеток.
3. Грибы, получающие питание за счет других живых организмов.
4.Совместное взаимовыгодное существование, например осины и подосиновика.
5. Плесневый гриб сапрофит, растущий, например, на хлебе.
6.Гриб, широко культивируемый в искусственно созданных условиях.
7. Второе название грибокорня.
8.Вещество, образующее клеточную оболочку гриба.
9. Особые клетки, с помощью которых грибы размножаются.
10. Второе название грибницы.
11. Микроскопические грибы с клетками шарообразной формы, питающиеся растворами глюкозы.
Команда 3
1. Широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания.
2. Бактерии, сбраживающие углеводы с образованием молочной кислоты, например при квашении капусты.
3. Группа бактерий, способных к фотосинтезу, сопровождающемуся выделением кислорода
4. Овальные или округлые образования, в которые превращаются бактерии для перенесения неблагоприятных условий.
5. Совместное взаимовыгодное сосуществование клубеньковых бактерий и бобовых растений.
6. Бактерии, живущие в утолщениях корней бобовых растений.
7. Болезнетворные бактерии.
8. Бактерии палочкообразной формы.
9. Острое инфекционное заболевание, в средние века от которого вымирали целые населенные пункты.
10. Бактерии округлой формы.
11. Бактерии спиралеобразной формы.
12. Бактерии, в форме запятой.
Команда 4
1. Светочувствительное тельце у некоторых одноклеточных водорослей.
2. Другое название красных водорослей.
3. Тело многоклеточной водоросли.
4. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирали.
5. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде полукольца.
6. По горизонтали. Образования внутри клеток водорослей, содержащие хлорофилл и выполняющие функцию фотосинтеза. По вертикали. Одноклеточная зеленая водоросль с формой шара, обитатель пресных водоемов.
7. Орган прикрепления водоросли к грунту.
8. Органоиды передвижения некоторых одноклеточных водорослей.
9. Одноклеточная водоросль, имеющая два жгутика и глазок.
10. Бурая морская водоросль, используемая в пищу и содержащая много йода.
Команда 5
1. Организм, вырабатывающий органические вещества в составе лишайника.
2. Взаимоотношения между клетками водоросли и гриба в составе лишайника.
3. Образование в теле зеленой водоросли, содержащее пигмент хлорофилл.
4. Одноклеточная неподвижная водоросль.
5. Одноклеточная зеленая водоросль, имеющая жгутики и светочувствительный глазок.
6. Выросты на теле водоросли, служащие для прикрепления ее ко дну водоема.
7. Группа водорослей, имеющих в своем составе пигмент хлорофилл.
8. Бурая водоросль, больше известная под названием морская капуста.
9. Название тела водоросли или лишайника.
Следующее задание. Найди ошибку. 5 задание – время 5 мин.
1 команда:
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.
2) 3 — среди грибов автотрофы не встречаются.
3) 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.
2 команда:
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.4. Они растут только в первые годы жизни.5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 3 — растения при дыхании потребляют кислород и выделяют углекислый газ;
2) 4 — растения имеют неограниченный рост и растут в течение всей жизни;
3) 5 — есть растения гетеротрофы (хищники, паразиты), размножаются и распространяются не все растения с помощью семян, т. к. есть споровые растения (мхи, папоротники).
3 команда:
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты, улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью ризоидов. 5. Водоросли — основной поставщик кислорода в морях и океанах. 6. Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 — бурые водоросли не имеют тканей;
2) 3 — в водорослях не происходит хемосинтез;
3) 4 — водоросли поглощают воду и минеральные соли всей поверхностью тела, а ризоиды служат для прикрепления к субстрату.
4 команда:
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 3 — в клетках водорослей не происходит хемосинтеза;
3) 5 — при слиянии гамет образуется зигота, из которой развивается спорофит, а гаметофит развивается из споры
5 команда:
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Бактерии – эукариотические организмы, выполняющие функцию редуцентов в экосистемах. 2. В благоприятных условиях они образуют споры. 3. Клеточная стенка бактерий состоит из целлюлозы. 4. Перемещаются бактерии с помощью жгутиков. 5. Большинство бактерий редуценты или болезнетворны. 6. Некоторые из бактерий способны создавать органические вещества из неорганических.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – Бактерии прокариотические организмы.
2) 2 – Бактерии образуют споры в неблагоприятных условиях.
3) 3 – Клеточная стенка бактерий состоит из муреина.
Конверт. Вам сейчас раздадут конверты и к ним некоторое письмо. Вам нужно будет прочитать письмо и определить, что за гриб-паразит лежит в конверте и какое заболевание он вызывает. 6 задание - время 5 мин.
Команда 1
Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что они чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Грибница располагается внутри стебля злакового растения. Заражение растений происходит, когда зерно прорастает. Способ борьбы – специальные препараты, например, формальдегид.
Команда 2
Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы — грифов гриба длиной 3 мм. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. Способы борьбы – очистка зерна от рожков, уничтожение сорняков, с которых возможен переход болезни на злаки, своевременная уборка урожая.
Команда 3
Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет этот гриб. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. В нижней части гриб имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей.
Команда 4
Наибольший урон гриб паразит наносит томатам, картофелю. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Способы борьбы – отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева.
Команда 5
Грибковое заболевание картофеля, поражает в основном кожицу клубня и реже мякоть только во время роста. На кожице клубня образуются бородавки или растрескавшиеся бурые пятна, которые не снижают качество картофеля, но значительно ухудшают его внешний вид. Это грибковое заболевание, поэтому размножается спорами, которые на большие расстояния переносят вода, ветер и насекомые-опылители. Вредоносная спора попадает на поверхность листа, прикрепляется к ней и начинает прорастать. Массовому развитию заболевания способствует влажное, прохладное лето.
Гриб – паразит: Устилаго
Заболевание: Головня
Гриб – паразит: Клависепс
Заболевание: Спорынья
Гриб – паразит: Трутовик
Заболевание: Трутовик
Гриб – паразит: Фитофтора
Заболевание: Картофельная гниль
Гриб – паразит: Вентурия
Заболевание: Парша
Викторина. Каждой команде в обязательном порядке будет сказано 3 вопроса или утверждения. Каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется ответить право ответа переходит следующей команде. Если вы будете быстро отвечать и у нас останется еще время, то будут заданы дополнительные вопросы за дополнительные баллы. 7 задание - время 7 мин.
Викторина
Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (Паразиты).
Взаимовыгодное существование организмов.(Симбиоз).
Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро).
Какие организмы называют «пионерами» растительности? (Лишайники)
Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения).
Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)
Самое маленькое дерево в мире (бонсай)
Важнейшая часть клетки, где хранится генетическая информация. (ядро)
Органоид движения у бактерий? (жгутики)
Кого называют производителями органического вещества? (растения)
Внутренняя среда клетки. (цитоплзама)
Какого цвета книга об охране живых организмов? (красная)
Чем покрыта клетка снаружи? (оболочка)
Что образует симбиоз между грибом и водорослью?(Лишайник).
Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые).
Какой злак может расти ... на человеке?(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)
Как называется тело лишайника? (Слоевище).
Что кроме углекислого газа и воды нужно растению для питания? (солнце)
Как называется тело водоросли? (слоевище)
Какие органы у моркови съедобны? (корни)
Как узнать возраст дерева? (по годичным кольцам)
Самое большое дерево в мире? (секвойя)
Назовите одним словом: растения, грибы, животные и бактерии (царства)
Зеленые органоиды, которые есть только в растительной клетке. (хлоропласты)
Какие съедобные грибы выращивает человек? (Шампиньоны и вешенки)
3 Заключение
Подсчет баллов и выставление оценок
Кияйкина Наталья Федоровна