12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЛЮДМИЛА1152
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Использование новых технологий на уроках биологии на примере урока. Тема: "Царство Растения. Общая характеристика" (Петрова Л.В.)

- Приложение (описание современных приемов методов оборудования, описание организации творческой деятельности учащихся; новые методики и технологии обучения; описание результативных современных приемов и методов использования информационных технологий).

Цели и задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с основными признаками растений;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
- Раскрыть критерии классификации растений на высшие и низшие;
- Закрепить знания учащихся о строении растительной и животной клетки; о процессе фотосинтеза и его значении для жизни на Земле;
- Повторить систематику растений.

Развивающие:
- Формирование умения работы у компьютера;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанию и формулированию выводов.

Воспитательные:
- Воспитать целостное восприятие окружающего мира;
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:
- Информационный текст;
- Рисунок «Назовите части лишайника»;
- Таблички с терминами: свет, вода, углекислый газ, глюкоза, фотосинтез;
- Индивидуальные карточки;
- Магнитные карточки;
- Резиновый шарик.
- Горшочек с цветком;
- Оборудование для имитации пионерского костра;
- Компьютер, мультимедийный диск «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
- Проектор с экраном;
- Цветные мелки;
- Карточки с терминами: биом, тургор, биомасса, продуценты, пластиды;
- Табличка с блиц вопросами;
- Муляжи фруктов и листьев.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются за парты, приглашаются гости.

II. Проверка знаний учащихся по теме: «Отдел Лишайники»

Учитель:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами выполним много интересных заданий у компьютера, поработаем с карточками, используем эффект магнитной доски. На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Отдел Лишайники». Ребята обратите внимание на доску, где с помощью магнитиков приклеены двухцветные лепестки.
(Приложение 1)

Под тремя желтыми лепестками скрываются карточки № 1, № 2, № 3 (Заранее приготовленные) 
(Приложение 2)

Под четырьмя красными карточками находятся следующие задания:

1. Выполнение упражнений упр. № 6, 7 (Проверьте свои знания у компьютера);
2. Укажите части лишайника; (Приложение 3)
3. Мнемотехническое упражнение;
Под первым буквам «Стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений (Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид). (Приложение 4)
4. Блиц – вопросы.
Блиц – вопросы:

1. Какие компоненты входят в состав лишайника?
2. Какие типы слоевищ лишайников Вам известны?
3. Что является автотрофным компонентом гриба?
4. Какие физиологические особенности в жизнедеятельности лишайника показали новейшие исследования?

III. Объяснение нового материала

Учитель:
Сегодня мы переходим к изучению нового царства – Царство «Растения». Итак, ребята, запишите число, тему урока (пишет на доске белым мелом) «Царство Растения. Общая характеристика».
В современном мире насчитывают более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95 % от биомассы планеты – массы всех населяющих ее живых организмов (красным мелом пишет на доске слово «биомасса» и открывает столбик новых терминов на доске).
Растения – основные производители органического вещества, то есть продуценты (пишет на доске красным мелом слово «продуценты»).
На сегодняшний день насчитываются растительные организмы разного строения и экологических особенностей. Поэтому ученые выделили:
(пишет схему на доске, синим мелом).
(Приложение 5)

А теперь, ребята, обратимся к экрану (на экране показан видеоролик мультимедийного пособия из раздела «Систематика растений»).

Физкультминутка

Учитель:
Правильно. Я и мои сверстники относились к пионерской организации и носили вот такие красные галстуки (показывает). Пожалуйста, подойдите ко мне, создайте круг вокруг этого пионерского костра (включается устройство, имитирующее костер). (Приложение 6)
Я буду громко считать считалку, и сопровождать ее движениями (бег на месте, прыжки, хлопки в ладоши), вы же в точности должны повторять за мной. Тот, кто отстанет, будет выполнять любое наше желание. Начнем:
О, але!
О, саласа бимба!
О, кикимис бамба!
О, я бананы ем!
О, я орехи ем!
Салама бимба, кикимис бамба,
Пш, пш, пш… (крутит указательным пальцем вокруг головы и дети повторяют, и быстро отпускают руки, отставшего ученика просят рассказать стихотворение о природе).

Учитель:
Отдохнули? А теперь продолжим.
С экологической точки зрения растения подразделяются на светолюбивые и теневыносливые, обитающие во влажных или засушливых местах.

В различных климатических зонах именно сообщества разных растений определяют структуру биомов (записывает на доске) – совокупность живых организмов. Ребята, какие живые организмы вы знаете?

Рассмотрим эти особенности:

1. Все растения автотрофы  - способны к фотосинтезу – образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света (учитель показывает процесс фотосинтеза на горшочке с цветком, используя таблички с терминами: «свет», «вода», «углекислый газ», «фотосинтез»).

Благодаря этому у растений в процессах обмена преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ.
В результате растения образуют ту биомассу, которой питаются животные.
2. Обратимся к экрану (раздел «Строение клетки автотрофных организмов»).
У растений имеются специфические пигменты, содержащиеся в пластидах, например хлорофилл зеленого цвета.
(На экране раздел «Пластиды», информация о хромопластах).
Другие пигменты, ребята, оранжево – желтые и красные относятся к каратиноидам и появляются при пожелтении листьев. Также каратиноиды придают плодам и цветам тот или иной цвет.
(Показывает муляжи овощей и фруктов). (Приложение 7)
3. Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируют особые растительные гормоны – фитогормоны. Из взаимодействие обеспечивает рост, развитие и другие физиологические процессы, происходящие в растениях. Фитогормоны синтезируются в ничтожно малых количествах и транспортируются по проводящей системе организма.
4. Четвертой важной особенностью растений является наличие в их клетках толстой оболочки лежащей к наружи от цитоплазмы, образованной целлюлозой (пишет на доске новое слово). Обратимся к экрану (на экране раздел «Внешнее строение растительной клетки»). Клеточная стенка всех растений состоит из микроворсинок, которые напоминают по строению стальную арматуру. Такая клеточная стенка специфичная особенность растений – у животных ее нет. Наличие у каждой клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений. И в результате питание и дыхание стали зависеть от поверхности его тела, контактирующей с окружающей средой.
5. Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок. Обратимся, ребята, к экрану. (На экране видеоролик «Вакуоль»). Клеточный сок - это раствор разнообразных органических веществ – аминокислот, белков, углеводов, неорганических солей, с подробностями вы столкнитесь в курсе изучения «Химии». Накапливаясь в цитоплазме клеточный сок, увеличивает внутриклеточное давление, вызывает напряжение клеточной стенки – тургор (пишет новое слово на доске). В результате ткани растений приобретают высокую прочность. Для наглядного представления обратите внимание на этот резиновый шарик (учитель надувает шарик). Воздух в шарике давит на стенки и поэтому он такой упругий. Кстати, подобные примеры вы рассматривали на уроках физики.
6. Ребята, скажите, сколько растут растения?

IV. Закрепление

I. Вопросы: (устно)
1. На какие подцарства делят растения?
2. В чем особенность низших растений?
3. В чем особенность высших растений?
4. Назовите особенности растений, которые вы запомнили?

II. Учитель:
Ребята обратите внимания на эту схему (Приложение 8). Вы видите на цветочке с лепестками записаны цифры и буквы, начиная с лепестка со стрекозы, выделите буквы находящиеся на одном лепестке с четными цифрами. Полученное слово определит следующее задания (слово «компьютер»). Следовательно, будем выполнять задания у компьютера.

Выполнение упражнений у компьютера:
1. Упр. № 2. (раздел «Строение клетки автотрофные организмов»)
2. Упр. № 4.

V. Задание на дом

Урок окончен, до свидания.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.