Конспект внеклассного урока по творчеству Г.Х. Андерсена

Конспект
внеклассного урока по творчеству Г.Х. Андерсена
Предмет: Чтение.
Тема: Великий сказочник Датского Королевства.
Форма: Групповая.
Адресат: Обучающиеся 4 класса с ОВЗ (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) (вариант 1).
Цель: Систематизировать знания детей о творчестве зарубежных писателей (Г.Х.Андерсена).
Задачи:
Уточнять и расширять словарь по теме «Сказки».
Обогащать и расширять читательские интересы.
Развивать фразовую и связную речь.
Воспитывать доброту, порядочность.
Оборудование и материалы: ПК, экран, презентация «Великий сказочник». Ссылка на архив с презентацией https://disk.yandex.ru/d/1ZvyHyG0KDqEZg
Демонстрационные материалы: «портрет Г.Х.Андерсена, рисунки детей к сказкам Андерсена, предметы: роза, снежинка, ружье, горох, зонт, монеты, яйцо.
Раздаточные материалы: Анкета «Произведения Андерсена Г.Х.». Конверты с заданиями «Лабиринты», «Разрезные картинки». Фломастеры.
Мизансцена:
Дети сидят за индивидуальными партами лицом к доске.
Классная доска распределена на зоны:
Экран с презентацией.
2. Рабочая зона.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационная часть Слайд 1 | Проверка готовности к проведению урока. – Здравствуйте, ребята! Ответьте мне на вопрос: любите ли вы сказки? - Почти все люди и взрослые, и дети любят сказки. | Приветствуют учителя. Слушают учителя и отвечают на вопрос. |
2. | Основная часть Сообщение темы урока Слайд 1 Сообщения детей о творчестве сказочника Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Работа с лабиринтами. Слайд 22 Работа с разрезными картинками. Слайд 23 | - Наше сегодняшнее занятие мы проведем в красивой, волшебной стране – стране сказок. Мы отправимся в путешествие в Датское Королевство – место, где жил замечательный сказочник Ганс Христиан Андерсен. - А кто такой сказочник? (Человек, который пишет сказки.) - А что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.) - Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете? - Молодцы, вы знаете много сказок Г.Х. Андерсена. - Сколько сказок написал это сказочник? (Г.Х. Андерсен написал более 170 сказок.) - Ребята, а что вы можете рассказать о творчестве писателя?
- Ой, ребята, посмотрите, кто-то появился на нашем занятии… - Ребята, Оле-Лукойе очень любит рассказывать сказки Г.Х.Андерсена, я знаю, что вы, когда готовились к нашему занятию, иллюстрировали свою любимую сказку, подбирали о ней загадку. Загадайте загадку ребятам, опишите своего персонажа. А Оле-Лукойе понаблюдает. - Посмотрите-ка, ребятки, Оле-Лукое плачет. У него случилась беда, кто-то из отрицательных героев похитил у него книгу сказок Андерсена, по которой он рассказывал сказки послушным ребяткам. Готовы ли вы, ребята, помочь Оле-Лукойе? Готовы ли вы отправиться в опасное путешествие? - Кто же первым встречается у нас на пути? Вы узнали его? Из какой он сказки? (Злой волшебник.) - Злой волшебник приготовил для вас задание: - Отправляемся в путь дальше… Кто эта злая женщина? (Злая мачеха) - Она не похитила книгу, но, она похитила предметы из некоторых сказок Андерсена. - Давайте-ка определим, из каких сказок эти предмет и вернем их в сказки: Роза – Свинопас. Снежинка – Снежная Королева. Горошина – Принцесса на горошине. Зонтик – Оле-Лукойе. Ружье – Стойкий оловянный солдатик. Монеты – Огниво. Ель – Ель. Игла – Гордая игла. Яйцо – Гадкий утенок. - И снова не нашли мы книгу со сказками Андерсена. Отправляемся в путь дальше. – Посмотрите внимательно… Это еще кто? (Ведьма) - Ну, ведьма нас просто так не отпустит. Помните, как она хотела обмануть солдата. Приготовила и ведьма нам задание. Нужно нам выбраться из лабиринта, чтобы отыскать дорогу к царству Снежной Королевы. - Ребята, вы, конечно же, помните, как Снежная королева разбила волшебное зеркало на мелкие осколки. Она разбила не только зеркало, но еще и картинки из произведений Андерсена, давайте, попробуем их сложить, может она тогда смилостивится, и отдаст нам книгу для Оле-Лукойе. | Слушают учителя. Рассматривают портрет писателя. Отвечают на вопросы. Учение 1. Слайд 2 - Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец его был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в нищете: спал в маленькой каморке. - Отец, для которого мальчик был всем в жизни, в свободное от работы время читал сыну книжки, мастерил игрушки. Мать же следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет. Слайд 3 - Была у Ганса Кристиана и заботливая бабушка. Она каждый день забегала к Андерсенам, чтобы поглядеть на внука, чем-нибудь побаловать его. Бабушка часто рассказывала мальчику сказки. Учение 2. Слайд 4 - Учение ему давалось непросто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Слайд 5 - С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму, красивую балерину, солдатика, стоящего на одной ноге, сразу же рождались и сказки об этих фигурках. Слайд 6 - Эти изображения хранятся в Музее Ганса Христиана Андерсена, который находится в г. Оденсе (на родине писателя). Слайд 7 - В 30 лет еще бедный и безызвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!..». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни. После выхода в свет его книги «Сказки для детей», Андерсен понял, в чем заключается его настоящее призвание – быть сказочником. Ученик 3. Слайд 8 - Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Италии… Во всех столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника». Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку. Неоднократно писатель получал награды из рук самих королей. Слайд 9 - Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине 19 века. Андерсен писал «Я очень рад, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю…».
Ученик 4. - Всего за свою жизнь Андерсен написал более 170 сказок. Слайд 10 - Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, памятник Андерсену. На цоколе памятника высечены слова: «Воздвигнут датским народом». - В Дании большое количество интересных и памятных мест, а так как страна очень маленькая, то создается впечатление, что она – одна большая сказка главного сказочника страны – Ганса Христиана Андерсена.Слайд 11 - В Оденсе, где родился сказочник, на улицах стоят памятники Андерсену иСлайд 12 героям его сказок.Слайд 13 - В России тоже есть памятники героям сказок Андерсена. В Сочи и Донецке «Дюймовочка». Ученик 5. Слайд 14 - Уже более 40 лет в День рождения сказочника отмечается Международный День Детской книги. В этот день вручается премия лучшему сказочнику и лучшему художнику, который иллюстрирует детские сказки. Слушают учителя. Ученик 1. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала, Вот какая девочка, как она мала. (Дюймовочка) Дюймовочка – маленькая, добрая, отзывчивая, вежливая. Ученик 2. В детстве был большим уродцем. А как вырос, стал царь - птицей. Ну, о ком здесь говорится? Что за сказка молвится? (Гадкий утенок) Гадкий утенок – добрый, вежливый. Ученик 3. Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда! Герда! Выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке… (Снежная королева) Снежная Королева – прекрасная, бессердечная, холодная. Ученик 4. Кожа белая как снег, Горошина сказала.(Принцесса на горошине) Принцесса на горошине – нежная, учтивая. Ученик 5. А этот сказочный герой Стойкий оловянный солдатик – любящий, верный, надежный. Ученик 6. Какое странное создание? Слушают учителя. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Выполняют задание. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Работают с лабиринтами. Слушают учителя. Выполняют задание. |
3. | Заключительная часть Подведение итога. Рефлексия. Слайд 24 | - Вы молодцы, хорошо сегодня поработали! Наш урок подошел к концу. - Подчеркните в анкете произведения, написанные Г.Х. Андерсеном. - О ком сегодня говорили? - Какие сказки Г.Х. Андерсена вы можете назвать? - Каких еще зарубежных писателей вы можете назвать? - Какая сказка Г.Х. Андерсена вам больше понравилась, почему? Выставление оценок за работу на уроке. | Слушают учителя. Заполняют мини анкету. Отвечают на вопросы. |
Приложения
АНКЕТА
Ганн Христиан Андерсен
написал
Стойкий оловянный солдатик
Дикие лебеди
Дюймовочка
Огниво
Гаткий утёнок
Русалочка
Свинопас
Принцесса на горошине
Снежная королева
Оле-Лукойе
Ель
Гордая игла
Пастушка и трубочист
14