Конспект внеклассного занятия по спортивно - оздоровительное направлению на тему: «Осторожно, гололед»
Пояснительная записка к презентации
Конспект внеклассного занятия
(спортивно - оздоровительное направление)
Цель: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге.
Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.
Развивать художественное восприятие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1.1 Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Добрый день, ребята!
Попрошу вас ровно встать
И команды выполнять:
К солнцу вверх все потянулись
И друг – другу улыбнулись
Вправо, влево наклонились
Другу низко поклонились
Поприветствовали дружно
А теперь работать нужно!
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие, я приготовила вам много заданий, а чтобы со всеми с ними справиться, нужно сделать гимнастику для глаз, чтобы все видеть, гимнастику для ума, чтобы хорошо думать.
1.2 Разминка.
Гимнастика для глаз.
Поднимите глаза вверх, опустите вниз. Повторяем несколько раз. Посмотрите глазами вправо, влево. Повторяем несколько раз. Сделали медленные круговые движения глазами, начиная сверху по часовой стрелке. Повторяем в обратном направлении.
Гимнастика для мозга.
Упражнение: «Колечки».
Сложить указательные и большие пальцы рук колечками. Передвигаться по всем пальчикам чередуя друг, за другом. Сначала в одном направлении, затем обратно. Усложняем упражнение: на правой руке соединяем в кольцо большой с указательным пальцы. На левой руке большой с мизинцем. Двигаемся сначала в одном направлении, затем обратно.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
Загадки
Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься…(Лёд)
Воспитатель: Зима – это прекрасное время года: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. Ребята, скажите, что хорошего и что может быть опасно зимой?
Дидактическая игра «Хорошо - плохо».
Зима (хорошо много снега, дети лепят снежные постройки; плохо на дорогах пробки, заносы).
Лед (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).
Воспитатель: Много опасностей подстерегают нас с наступлением зимы. О них можно говорить очень много. Но сегодня предлагаю поговорить об одной, довольно распространенной опасности, которой, как бы мы не хотели, не избежать. А что это за опасность, вы узнаете, разгадав ре6бусы. (Слайд 1)
Воспитатель: Кто мне скажет, кто подскажет тему занятия? (ответы детей)
Тема занятия: «Осторожно, гололед!»
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с правилами безопасного поведения в зимний период времени. Будем слушать, рассуждать, и задания выполнять!
Воспитатель: Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица. Ребята, скажите, а что такое гололед? (ответы детей) А что такое гололедица? (ответ детей) Ребята, как вы думаете гололед и гололедица это одно и тоже природное явление? (ответы детей)
Воспитатель: Гололед и гололедица – разные понятия. Гололедица – это лёд или утрамбованный снег, на котором образуется скользкая поверхность. Чаще всего гололедица встречается на дорогах и тротуарах. (Слайд 3)
Гололёд же – это слой льда, который может образовываться не только на дорогах, но и на столбах, деревьях и других вертикальных объектах.(Слайд 4)
Воспитатель: Чаще всего гололед возникает при резком потеплении из изморози, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью. О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают. Это значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается. Воспитатель: Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.
Воспитатель: Почему старушка упала?
Воспитатель: А что бы вы сделали, если бы оказались рядом с бабушкой? (ответы детей)
Физкультминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Воспитатель: Пешеходы в гололед должны быть внимательными и осторожными.
Игра: «Собери знак»
Воспитатель: Как вы думаете называется этот знак? ( знака «Осторожно, гололёд!») Слайд
Выходя на улицу, обращать внимания на свою обувь. Ребята, какая должна быть обувь? (Подошва должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду; девочкам отказаться от высоких каблуков.)
Воспитатель: Есть несколько способов сделать подошву обуви нескользкой: можно приклеить кусочек наждачной бумаги, лейкопластырь или кусочек войлока, или купить в обувном магазине специальные шипованые накладки, которые надо прикрепить на обувь, когда выходишь на улицу, и снять, когда придешь домой).
Воспитатель: А как надо передвигаться по дороге? Надо смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места. Если есть возможность, можно держаться за поручни, столбы, стены.
В гололед надо передвигаться, как лыжник небольшими скользящими шагами, так как ноги разъезжаются в стороны, и стоит потерять равновесие, то ушиб, вывих или перелом обеспечены.
Для поддержания равновесия руки должны быть свободными, не держать их в карманах. При ходьбе по скользкой поверхности следует ступать на всю подошву, слегка расслабляя при этом ноги в коленях. Не торопитесь: спешка неизбежно приведет к потере равновесия, падению и как следствие — к ушибу.
Воспитатель. Ну уж, если случилось падение, что нужно сделать? Видео «Как правильно падать при гололеде»
Воспитатель: Нужно присесть, сгруппироваться, чтобы смягчить удар о землю; опасно падение на спину, головой. Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар. При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму. Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться, округлив спину и поджав колени к животу. Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника. В момент падения необходимо максимально сгруппироваться, прижимая руки к груди.
Воспитатель. Что может произойти, если вы неправильно упали (сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу).
Рефлексия.
Оцените свою работу. Работу товарища