Конспект внеурочного занятия по наглядной геометрии «Развитие пространственного мышления через восприятие плоских геометрических фигур»
Тема: Развитие пространственного мышления через восприятие плоских геометрических фигур.
Цель: Развивать пространственные представления у обучающихся.
Задачи:
-способствовать развитию мыслительных операций;
-развивать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
-развивать логическое, творческое и художественное мышление;
-формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Ход урока.
Психологический настрой.
Всем добрый день! Ребята, мы уже говорили о том, что уже совсем скоро наступит весна и весеннее солнышко принесет с собою тепло. Ну а пока, мы согреваем друг друга своими улыбками. Я думаю, что сегодня мы поделимся своим теплом. Давайте подарим свои улыбки нашим гостям.
Чтобы поднять вам ещё больше настроение, предлагаю посмотреть выпуск детского юмористического киножурнала Ералаш. Смотрите внимательно, и попробуйте определить тему сегодняшнего занятия.
(просмотр серии «Бермудский треугольник»)
Скажите, а вы что-нибудь слышали о бермудском треугольнике? (ответы)
Бермудский треугольник
Бермудский треугольник — это место, где пропадают люди, исчезают корабли и самолёты, выходят из строя навигационные приборы, а потерпевших крушение почти никогда не находят.
Находится это странное место в Атлантическом океане возле побережья Северной Америки – между Пуэрто-Рико, Майями и Бермудскими островами. Если эти пункты соединить между собой тремя линиями, на карте окажется треугольник.
Как вы думаете, сколько примерно составляет площадь этого треугольника?
Площадь в общей сложности составляет около 1 млн. квадратных километров.
Какими же словами можно охарактеризовать этот треугольник?
- Так как вы думаете, о чём же пойдёт речь на нашем занятии? (о загадочных геометрических фигурах)
Учитель:
Геометрия – это всё окружающее нас: углы: прямые, острые и тупые,
геометрические фигуры, лучи, отрезки. Весь наш мир состоит из этого. И даже самые простые геометрические фигуры хранят в себе много загадок. Вот эти загадки мы и попробуем с вами разгадать!
-А начнём мы с разминки. (Пословицы на листочках каждой команде)
-Посмотрите внимательно, что вы видите на этом изображении? (ломаную линию) Здесь зашифрована пословица, прочитав которую мы узнаем, как же нужно сегодня работать и выполнять задания.
- Пора отправляться в путь, но где же начало пути? Определить начало пути нам поможет наша знакомая, а кто она ответьте, вы, отгадав загадку.
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни … (точек)
-Верно, с точки мы начинаем чтение, точку ставим и в конце предложения.
Пословицы:
Где вместе работают, там и песня слышна. (дружно)
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. (старательно)
Быстрая вода до моря не доходит.(не спеша)
Я хочу, чтобы девизом для вас стали такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Трудиться - старательно!
И тогда успех вас ждет обязательно!
Появляется карта.
Итак, мы снова с вами в стране Геометрии.
Как вы думаете, в городе каких геометрических фигур мы оказались? (плоских геометрических фигур)
К какой же первой фигуре мы отправляемся в гости?
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ... квадрат.
Давайте познакомимся с хозяином этого домика поближе:
Периметр этого квадрата составляет 32 см. Чему равна его площадь?
(64 кв.см)
Хозяин этого дома всегда приглашает много гостей.
Задание: За квадратный столик могут одновременно сесть 4 гостя, по одному с каждой стороны. Для вечеринки 6 таких столиков составили вплотную один к другому (т.е. сдвинули). Сколько гостей может сесть за получившийся длинный стол? (14 гостей)
СЛАЙД
А теперь представьте, что на вечеринку приглашены вы. Подумайте, а сколько столов нужно составить, чтобы бы каждому из вас хватило места?
С загадками первой фигуры вы справились, держим путь дальше.
Появляется карта.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Давайте и с этим хозяином познакомимся.
Его диаметр равен 30 см, а чему равен радиус этого круга?
Задание: Этот хозяин приготовил нам очень вкусное угощение, праздничный торт.
А задача у нас такая: этот торт наименьшим количеством разрезов нужно разделить на 7 частей. Части не должны быть одинаковыми по размеру и по форме.
Предлагают варианты на доске. СЛАЙД
А теперь подумайте, какое количество тортов нужно приготовить хозяину и на какое количество частей разрезать, чтобы каждый из вас получил равный кусочек.
Появляется карта.
Ну, а кто нас ждёт в следующем домике, вы уже, конечно, догадались. (прямоугольник)
Какое свойство отличает прямоугольник от других плоских фигур?
Ну что, будем знакомиться?
Площадь этого прямоугольника равна 48 кв. см, его длина 8 см. Чему равен периметр прямоугольника?
Прямоугольник очень любит украшать свой дом. Сегодня, ребята, он просит вас помочь ему в создании новых ковриков.
Считаем фигуры. СЛАЙД.
Теперь я предлагаю каждому выбрать 1 маленький треугольник и при помощи красок передать на нём своё настроение. ( Рисуют и поют песню.)
ОЦЕНИВАЮ НАСТРОЕНИЕ
ИТОГ:
Ребята, вы убедились, что даже самые простые геометрические фигуры могут стать загадочными?
Скажите, пожалуйста, а какая фигура оказалась для вас самой загадочной сегодня?
Как вы думаете, какие умения нужно развивать, чтобы справляться с такими заданиями?