Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебное восприятие мира»
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: «Волшебное восприятие мира».
Автор: учитель-дефектолог высшей категории Савельева Н.В.
Программное содержание:
Цель: Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.
Задачи:
Обучающая: Уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным назначением.
Развивающая: Развитие внимания и наблюдательности; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.
Воспитательная: Воспитывать желание заботится о своём здоровье, знать несложные приёмы самооздоровления, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья
Материал:
Демонстрационный: макет летающей тарелки, игрушка в роли инопланетянина, картинки с изображением органов чувств; предметы различного запаха (мыло, чеснок, апельсин), продукты питания различного вкуса (сахар, соль, лимон, кофе), коробка с предметами разного качества; запись звуков живой природы; цветок.
Раздаточный: карточки с изображением органов чувств для игры «Дорисуй».
Ход познавательной деятельности.
Ритуал приветствия: «Наша добрая улыбка»
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны)
Учитель-дефектолог: Молодцы, все поделились своей доброй улыбкой.
- Ребята, сегодня мы с вами пойдем гулять в сказочный лес. Ой, что это?
Дети: Летающая тарелка.
Почему она здесь приземлилась, может быть с ней что-то случилось? Пойду, посмотрю.
Учитель-дефектолог: Ребята здесь кто-то есть. ( Педагог достает игрушку) Кто это?
Дети: Инопланетянин, пришелец.
Учитель-дефектолог: Посмотрите на него, он совсем на нас не похож. Как вы думаете, почему?
Дети: У него нет глаз, носа, ушей, рта с языком, рук.
Учитель-дефектолог: Правильно ребята. Глаза, нос, уши, язык и руки называются органами чувств. Они помогают нам узнавать окружающий мир. А у инопланетянина органов чувств нет, поэтому он не сможет узнать нашу планету. Давайте поможем ему и расскажем о каждом органе чувств. Готовы?
Дети: Да.
Учитель-дефектолог: Отгадайте, о чём идёт речь?
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
Дети: Нос.
(педагог наклеивает нос инопланетянину)
Учитель-дефектолог: Для чего нам нужен нос?
Дети: Дышать, с его помощью различают запахи.
Учитель-дефектолог: Правильно! Свойство человеческого носа ощущать запахи называется обонянием. Нос это орган обоняния. Вокруг нас очень много разнообразных запахов, каждый предмет имеет свой запах. И сейчас мы с вами проверим, сможете ли вы определить разные запахи. У нас здесь на полянке, есть необычные цветы. А вот какой запах у цветов, скажете мне вы.
(Дети определяют по запаху цветы.)
Учитель-дефектолог: Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут - их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.
Учитель-дефектолог: Чтобы нос различал запах необходимо делать упражнение: (совместно с детьми).
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
Носом глубоко вдохнем
Воздух выдохнем мы ртом.
А теперь поочередно
Крылья носа мы зажмем
Раз вдохнули, два вдохнули
Воздух выдохнули ртом.
Чтобы узнать какой следующий орган чувств мы повстречаем, нам надо пойти в лес. (дети вместе с педагогом идут к елке).
Отгадайте загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь?
Дети: Язык.
(педагог наклеивает язык инопланетянину)
Учитель-дефектолог: А для чего нам нужен язык?
Дети: Различать вкус продуктов.
Учитель-дефектолог: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык это орган вкуса.
Учитель-дефектолог: Ребята, здесь под елкой что-то есть. Ой, да это яблоки, да не простые, а с разным вкусом. Давайте проверим, сможете ли вы определить их вкус .
(Дети определяют продукты и их вкус: сладкий, соленый, кислый, горький).
Учитель-дефектолог: Скажите, а что нельзя пробовать на вкус?
Дети: Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты.
Учитель-дефектолог: А теперь проведем упражнение для языка: (совместно с детьми).
Рот пошире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.
Идем дальше, нам нужно найти полянку, там ждет нас следующая загадка.
(педагог с детьми приходят на полянку).
У зверушки на макушке, А у нас - ниже глаз.
Дети: Уши.
(педагог наклеивает уши инопланетянину)
Учитель-дефектолог: Правильно, это уши. Для чего нам нужны уши?
Дети: Чтобы слушать, что происходит вокруг нас.
Учитель-дефектолог: Правильно. Уши нужны нам для того чтобы слушать и различать разные звуки. Уши это орган слуха. Ребята, не успела я наклеить уши инопланетянину, как он уже услышал разные звуки, но он не может определить что это. Давайте присядем и послушаем, сможете ли вы определить по звуку, что происходит.
(дети слушают звукозапись звуков природы; пение птиц, шум дождя, вой волка, кваканье лягушки, жужжание пчелы).
А чтобы уши не болели, а слух был хорошим нужно соблюдать правила. Как вы думаете, какие?
Дети: Не ковырять в ушах, защищать их от сильного ветра, не слушать громкую музыку, и т. д.
Упражнение для ушей: (совместно с детьми).
Мы ладони разотрем
Смело, уши мы возьмем
Сверху вниз мы их пощиплем
Пальчиками разомнем
Снизу вверх опять пройдем
Продолжаем наше путешествие, идем дальше. (педагог с детьми подходят к цветку)
-Отгадайте ещё одну загадку
Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг на друга не видят.
Дети: Глаза.
(педагог наклеивает глаза инопланетянину)
Учитель-дефектолог: Для чего нужны глаза человеку?
Дети: Чтобы видеть, смотреть.
Учитель-дефектолог: Правильно. Глаза это орган зрения. Благодаря глазам мы можем увидеть, как прекрасен наш мир, посмотрите какой красивый и яркий цветок. А вы хотите узнать, как устроены наши глаза? Тогда посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети: Маленький цветной кружок, чёрную точку посередине.
Учитель-дефектолог: Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других — зелёный, у кого-то — голубой. А чёрная точка посередине — это зрачок. С помощью зрачка мы видим то, на что смотрим. Как вы думайте, для чего нужны ресницы, брови, веки?
Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.
Учитель-дефектолог: Давайте подумаем, что нельзя делать, чтобы не навредить глазам?
Дети: Беречь от острых предметов, нельзя тереть глаза грязными руками, нельзя близко и долго смотреть телевизор, беречь от попадания опасных жидкостей.
Учитель-дефектолог: Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?
Дети: Есть продукты с витаминами, делать упражнения для глаз, гулять на свежем воздухе.
Учитель-дефектолог: Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику для глаз: (совместно с детьми).
Руку к носу поднесите
И мизинец отогните
На него вы все смотрите
Влево, вправо поверните.
Теперь руку опустите
На меня скорей взгляните
Левым глазом подмигните
Правым глазом мне моргните.
Отдыхать пришла пора
Закрывайте все глаза.
А теперь их открывайте
Быстро, быстро поморгайте.
Учитель-дефектолог: Но это ещё не все органы чувств. Посмотрите на нашего инопланетянина. Орган слуха есть – уши, орган зрения есть – глаза, орган вкуса есть – язык, орган обоняния есть – нос. Чего же ему не хватает?
Дети: Рук.
(педагог наклеивает руки инопланетянину)
Учитель-дефектолог: Для чего нам нужны руки?
Дети: Чтобы писать, трогать предметы, играть.
Учитель-дефектолог: С помощью рук мы можем почувствовать предметы: твердый или мягкий, мокрый или сухой, круглый или квадратный. Руки это орган осязания. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Мы можем даже определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и проверим чувствительность ваших пальцев.
Проводиться игра «Волшебная коробка».
- Как вы думаете, что вредно для кожи? Дети: Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.
Учитель-дефектолог: Что полезно?
Дети: Вода, мыло, мочалка, крем.
Учитель-дефектолог: Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев «Засолка» (совместно с детьми).
Мы капусту рубим
Мы морковку трем
Мы капусту солим
Мы капусту жмем
Теперь инопланетянин, стал совсем как человек. У него теперь есть все органы чувств, и он может теперь рассказать своим друзьям какая разнообразная наша планета. А мы с вами ребята пришли на лужайку, где растут ромашки. Но лепестки у ромашки не простые, а с органами чувств человека. Наш инопланетянин хочет проверить вас, все ли вы запомнили названия органов чувств.
Срывайте по одному лепестку, берите фломастер и садитесь на лужайку. Теперь слушайте меня внимательно. Обведите в круг - орган слуха, в овал — орган зрения, в квадрат — орган осязание, в прямоугольник — орган обоняние и в треугольник – орган вкуса.
(практическое выполнение задания).
Учитель-дефектолог: Молодцы, все справились с заданием. А теперь скажите мне, о чем сегодня мы с вами говорили? Назовите органы чувств. Что вам больше всего понравилось?
Пришло время попрощаться с нашим гостем, а нам вернутся обратно в наш детский сад.
До свидания, инопланетянин!
Учитель-дефектолог: А сейчас ко мне бегите, и улыбку свою подарите.
Ритуал прощания: «Наша добрая улыбка»
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны)