Коррекционное занятие по развитию зрительных функций «Геометрические фигуры»
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
(подготовительная группа)
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
высшей квалификационной категории
Л.В.Городинская
ТЕМА: «Геометрические фигуры»
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Уточнить, систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
Способствовать расширению и обогащению активного словаря детей.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
Активизировать в речи слова пространственной терминологии.
Коррекционные задачи:
Продолжать развивать навыки ориентировки в макропространстве и на микроплоскости с помощью зрения.
Способствовать развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.
Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение взаимодействовать с партнерами.
Интеграция областей: познание, коммуникация
Оборудование: геометрические тела и плоскостные геометрические фигуры, выложенные на полу по 3 в каждом ряду (всего 9); карточки с изображением геометрических фигур (схемы маршрута), картонные стрелочки для прокладывания маршрута, «лабиринты», трафареты с геометрическими фигурами; овалы, половинки круга красного и желтого цвета (по 7 штук разного оттенка), листы с заданием «Лишняя фигура», карандаш, цветные палочки, мультимедийная электронная гимнастика, мольберты.
Форма проведения: подгрупповая
Ход занятия.
Дети приветствуют гостей.
Тифлопедагог – Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в «Мир геометрических фигур». Вас ждут интересные задания.
Разминка на закрепление умения ориентироваться относительно себя:
-Руки вверх, в кулачок, разожмем и на бочок.
Руки в стороны, в кулачеккулачок, разожмем и на бочок.
Руки назад, в кулачок, разожмем и на бочок.
Руки вниз, в кулачок, разожмем и на бочок.
Дети подходят к геометрическим фигурам, лежащим на полу.
Рисунок 1.
Тифлопедагог – Что вы видите? (геометрические фигуры).
- Сколько всего геометрических фигур? (9).
- На какие две группы можно разделить геометрические фигуры? (объемные, плоские).
- Назовите объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, призма, конус).
- Сколько всего их? (5).
- Назовите плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Сколько всего их? (4).
1 задание. «Я иду в гости к фигуре».
Тифлопедагог предлагает детям карточки с изображением геометрических фигур, расположенных в ряд. Необходимо запомнить схему движения, у каждого ребенка она своя (вариант: ребенок двигается, держа в руках схему. Число фигур также может быть разным). Фигуры изображены на цветных фонах в зависимости от зрительного диагноза ребенка.
Рисунок 2.
2 задание. «Выложи из палочек четырехугольники».
Рисунок 3.
Тифлопедагог – В каждом уголке стола выложите из палочек четырехугольник. У вас должно получиться 4 четырехугольника.
Дети выполняют задание.
Тифлопедагог – Расскажите, как вы выложили фигуры. (В левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем – прямоугольник …).
- 3 задание. «Лабиринты».
Рисунок 4.
С левой стороны лабиринта – изображения предметов. Дети определяют форму предмета, «проходят пальчиком» по дорожке лабиринта и с правой стороны рисуют по трафарету соответствующую фигуру.
Рисунок 5.
Упражнение на снятие зрительного утомления.
Тифлопедагог предлагает закрыть глаза и определить, какую фигуру ему «нарисовали» на спине.
4 задание. «Зачеркни лишнюю фигуру».
Рисунок 6.
Дети вычеркивают по принципу «4 лишний» фигуру, не соответствующую другим по цвету, форме, величине, количеству углов.
5 задание. «Собери грибок».
Рисунок 7.
Тифлопедагог – К ножке гриба нужно подобрать шляпку такого же оттенка. (7 оттенков одного цвета).
Электронная зрительная гимнастика «Геометрические фигуры».
Итог занятия.
Кияйкина Наталья Федоровна