12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Менчикова Наталия Сергеевна256
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Конспект занятия в ГПД

На тему: «Богатырская наша сила»

(былинные богатыри)



Цель: Знакомство с русскими богатырями - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Задачи:

Воспитывать чувство патриотизма;

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской, расширять кругозор детей;

Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения;

Воспитывать культуру поведения, развивать пространственное мышление;

Развивать у школьников эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Материалы:

Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; раздаточный материал – пословицы о русских богатырях; иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Ход занятия:

Вводная часть

Музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная.
Посмотрите на карту мира, найдите на ней нашу страну.

Ученики: Россия – самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, поля и леса, горы.

Воспитатель: А всегда ли наша страна была такой?

Ученики: Она была меньше. Здесь проживало не так много людей.

Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Ученики: Это люди, которые жили много-много лет тому назад, наши дальние родственники.

Воспитатель: Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Ученики: «Славяне» похоже на слово «слава».

Воспитатель: А это значит, что славяне – это славный народ. Какие были древние русичи? Что же вы знаете про о древних славянах? Как они выглядели?

Ученики: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку - землю и отчий дом.
Воспитатель: Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. В какой книге написано об этом?

Ученики: «Слово о полку Игореве».

Воспитатель: Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. А как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Богатыри.

Воспитатель: Кто такие богатыри?

Ученики: Силачи, воины, борцы.

Воспитатель: А какие они были?

Ученики: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?

Ученики: Из былин, русских народных сказок, поэм.

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Ученики: Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.

Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли?

Ученики: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы пословицы о богатырях русских? На партах у вас лежат пословицы, прочитайте их.

Ученики: Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте внимательно - я буду загадывать загадки, а вы- отгадывать!

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (
Шлем )
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (
Меч )
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (
Щит )

Основная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Ученики: Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Ученики: Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Ученики: Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Ученики рассматривают картину.

Воспитатель: Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? Как зовут этих богатырей?

Ученики: Русские богатыри. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Как изображены богатыри?

Ученики: Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев.

Воспитатель: Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?

Ответы детей

Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей? Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла.Что делают в поле богатыри?

Ученики: На заставе охраняют Русь от врагов.

Воспитатель: Чем схожи и чем отличаются богатыри?

Ученики: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Физминутка    «Мы теперь – богатыри»

Потянулись: раз, два, три. Потянуться.

Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.

Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из–под ладошек,

 И направо, и ещё

Через левое плечо

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

На проекторе появляются изображения русских богатырей - Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Воспитатель:  Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, могучий и славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У всех богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Руси. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Родина, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником В. М. Васнецовым. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
А теперь послушаем песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Ученики: Гордость, решительность.

Рефлексия. Итог занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о былинных богатырях, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. Что запомнилось? Спасибо за занятие. До свидания!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.