Конспект занятия для дошкольников «Ниточки слов»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Конспект занятия
«Ниточки слов»
(произвольные ассоциации)
Разработала
Валишева Татьяна Артуровна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кувандык, 2020г.
«Ниточки слов. (произвольные ассоциации)».
Цель: научить запоминать образы и понятия через составление сюжетных ассоциаций, развивать память, воображение, фантазию, создать атмосферу творчества.
Задачи:
- развивать умения подбирать ассоциации по свойствам;
- развивать навыки запоминания с опорой на ассоциации, наблюдательность, речь, навыки общения;
- развивать воображение.
Ход занятия
1. Орг. момент Вступительное слово педагога
Приветствие. Упражнение «Прогулка»
Сегодня на занятии, я предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес. Ребята, представьте, что мы идем в лес босиком... Земля бывает разная. Она бывает сухая и влажная, горячая и холодная. Встали друг за другом. Идем по ровной сухой тропинке... добрались до воды. Потрогали воду руками. Очень холодная вода... Ступаем в воду, идем по воде... Вот и перебрались через ручей. Идем по песку... Песок теплый, становится все горячей... Выбрались из песка, бредем по траве... Какие заросли камыша! Раздвигаем камыш руками... Выходим к болоту. Прыгаем с кочки на кочку... Ура, выбрались! Вот и лес. Под ногами хвоинки, шишки... понюхали, как пахнет лес. Вышли на поляну. Остановились...
В этом лесу живет много зверей и птиц. Послушайте как поют птицы. Посмотрите, как красиво в лесу. Давайте попробуем превратиться в сов, их называют ночными птицами, так как днем они спят, а ночью летают. Ночь... Мы совы... У нас сильные и крепкие крылья, мы летим свободно и легко... А теперь осторожно и плавно опускаемся на землю... Отдыхаем... Прекрасно! Мы вновь в нашей комнате. Подойдите к столам. А прилетевшая к нам сова поможет нам приобрести мудрые знания.
2. Основная часть
- Что вы себе представляете, когда вспоминаете про лес? Назовите 3 слова, связанных с лесом. (ответы детей).
- Послушайте рассказ, попытайтесь представить себе картину, которую я вам опишу.
Незаметно промелькнуло красное лето. Наступила красавица осень. Птицы улетают в теплые края. Солнце уже не греет, так как летом. Становится холоднее. Листочки на деревьях стали жёлтыми, красными. Дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся, падают и покрывают землю разноцветным ковром. Краснеют ягоды рябины. Как красив лес осенью!
- Ребята, о каком времени года говорится в рассказе?
- Как вы об этом догадались? По каким признакам? (зеленые листья стали желтыми, красными. На рябине ягоды стали красного цвета. Птицы улетают. Стало холодно.)
- Попробуйте сами составить небольшой рассказ, используя такие слова: дерево, солнце, ветер, птицы, листья, дождь.
Составление цепочки по свойствам предметов (объектов).
перед детьми демонстрируются картинки с изображение различных объектов (например, медвежонок, трава, арбуз, озеро, дерево, зеркало, солнце, бабочка, цветок, котёнок)
- Сейчас мы с вами составим цепочку, используя эти картинки. С какой картинки мы начнём?
Дети выбирают одну картинку. Картинка вывешивается отдельно. Дети выделяют любой признак выбранного объекта, и из остальных предложенных картинок подбирают изображение предмета с аналогичным признаком.
Вариант цепочки может быть таким:
- Дерево зелёное, как арбуз.
- Арбуз круглый, как зеркало.
- Зеркало гладкое, как озеро.
- Озеро мокрое, как трава.
- Трава мягкая, как котёнок. И т.д.
Цепочка должна состоять из 7-15 картинок на усмотрение педагога в зависимости от уровня подготовленности детей.
Итог занятия.
Список использованной литературы
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова.– М.: Просвещение, 2005.
Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004.
О.С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» М. 2002.