Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Донецк - малая Родина»

3
0
Материал опубликован 3 February 2023

Проект

по патриотическому воспитанию для

детей старшего дошкольного возраста

«Донецк - малая Родина»



Именно на основе любви к малой Родине,

 к семье, к дому основывается патриотизм.




Продолжительность – краткосрочный.

Автор проекта: учитель-логопед Полоскова Валентина Николаевна

 Вид проекта: информационный, творческий, семейный.

 Сроки реализации проекта: неделя.

Место реализации – детский сад, семья.

Участники – учитель-логопед, дети, родители.


Актуальность:

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотическое воспитание направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Основные этапы воспитания у ребенка любви к Родине, это накопление социального опыта жизни в родном городе, усвоение правил поведения и норм морали, приобщение к культуре и творческой жизни родного края, возможность гордиться выдающимися людьми своего города. Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны. Проблема заключается в том, что у детей недостаточный запас знаний о городе, в котором мы живём.


Цель:

 Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.


 Задачи:

дать знания о городе Донецке: основные достопримечательности, возникновение города, история, традиции; формировать у детей понятия «город»; побуждать детей интересоваться историей родного города, рождением родного города и современной жизнью города Донецка; воспитывать любовь и гордость к своей малой родине – городу Донецк.


Формы и методы проекта:

 беседы, прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентации, экскурсии и целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, самомассаж и физминутки, логоритмическое занятие, итоговое открытое занятие «Мой город Донецк».


 Вхождение в тему проекта: возникновение города, традиции, основные достопримечательности.


Физминутка «Наши спортсмены».

Мы любим свой Донецк,

Мы им дорожим!

Зарядкой заняться быстрее спешим.

Что б вырасти быстро,

Здоровья набраться,

 И в Донецке нашем трудиться остаться!


Оригами «Мой дом».

Домов разных много, улиц, площадей.

Важных очень граждан и простых людей.

Каждый человек спешит к себе домой.

Ты скорее дом для жителей построй.


Просмотр фотографий и слайдов города Донецка, настоящего и прошлого времени. Путешествие в прошлое города Донецка, знакомство с памятниками, людьми — героями нашего города, общение о ветеранах, беседа с детьми на тему «Без прошлого нет будущего».


 Самомассаж фаланг пальцев «Наш город».

 1,2,3,4,5 начинаем мы считать.

Раз – наш Донецк самый чистый!

Два – наш транспорт самый быстрый!

Три – живут здесь добрые люди!

Четыре – мы дружить со всеми будем!

Любим мы свой город – это пять!

И хотим всем вам сказать:

Двери настежь распахнём,

В Донецк мы всех зовём.

Прилетайте, приезжайте и о нас не забывайте!






Дидактические игры: «Животные наших лесов», «Растения Донецка», «Собери картинку», «В названии какого животного (птицы, растения) спрятался заданный звук», «Узнай и назови».


Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш                                                                      Весны чудесной вестник-первоцвет.

                                                           

Прослушивание музыкальных произведений о Родине, о Донецке. Прослушивание звуков природы: шум леса, крики птиц и т.д.

Подготовка и размещение материала на сайте ДОУ.

 Размещение материала на логопедическом портале всероссийского образовательного сайта.


 Работа с родителями:

посещение родителей с детьми торжества, посвящённому Дню города;

участие бабушек, дедушек и родителей с детьми в параде посвящённому 9 Мая;

 фотовыставка «День города»;

выставка детских рисунков и поделок « Мой любимый Донецк!», «Этих дней нам не забыть»;


Вывод: Благодаря проекту дети узнали много интересных фактов из истории города и республики. В результате этой работы у ребят появилось чувство ответственности за будущее родной земли.


















Конспект

учителя – логопеда

на развитие лексико-грамматического строя

тема «Мой город Донецк»











Подготовила

учитель-логопед

Полоскова Валентина Николаевна
































Цель организованной образовательной деятельности:

активизировать словарь по теме «Мой город Донецк»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познание развитие:

Формировать устойчивый интерес к родному городу;

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;

Развивать логическое мышление.

Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную деятельность.

Физическое развитие:

Совершенствовать двигательную активность, общую моторику

Коррекционные задачи:

развивать навыки коммуникативной стороны речи;

совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, называть существительные во множественном числе, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.

Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,


Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей: групповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о городе Донецке

Разучивание: тематической физкультминутки «Город», пальчиковой гимнастики «Дом»

Оборудование: мультимедийное устройство для показа слайдов, презентация фотографий города Донецк, картинки для составления рассказа.



Ход организованной образовательной деятельности:

Оргаизационный момент:

С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай! День хороший начинай!

Артикуляционная гимнастика «Прогулочка»:

Логопед: Для того чтобы наш язычок сегодня не ленился, давайте сделаем для него гимнастику:

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходи

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Видит: губы очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке

А потом наоборот

Губки тянутся вперед.

Надоели превращенья:

Лижет язычок варенье.

Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка.



Объявление темы

Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.

- Как называется республика, в которой мы живем?

- Сегодня я принесла карту Донецкой Народной Республики. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей)

- Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей)

Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей)

- Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».



Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».

Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.

Большой город, а маленький ….(городок)

Маленький городок, а огромный ….(городище)

Произнеси слово город ласково ….(городок)

Жительница города …(горожанка)

Житель города …(горожанин)

Все мы жители города, мы …. (горожане)

Парк в городе, какой? ….. (городской)

Дача за городом …. (загородная)

Название старинной игры … (городки)

Получившийся круг дети опускают на пол.

- Что у нас получилось?

- Круг.

-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА

Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники. Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий. Поясните, почему слово грибной лишнее.

Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)

Как называется город, в котором мы с вами живем? (Ответы детей)

Как называют жителей нашего города? (Дончане).

Зрительная гимнастика «Теремок»:

Терем – терем – теремок!

Он не низок, не высок,

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит

Движение глазами вправо – влево.

Движение глазами вверх – вниз

Моргают глазами.

Игра «Узнай и назови"

Показ слайдов "Мой город" (достопримечательности города).

Игра «Экскурсия на самолете»

Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру.

Дидактическая игра: "Один - много" (с мячом)

Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...

Игра “Скажи наоборот”.

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая, а моя улица старая.

Моя улица узкая, а моя улица широкая.

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя

Моя улица длинная, а моя улица короткая.

Моя улица светлая, а моя улица темная.

Моя улица грязная, а моя улица чистая.

Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».

Моя улица тихая, а моя улица шумная.

Моя улица большая, а моя улица маленькая.

Физминутка «Строители»:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нем старый гном.

Дети выполняют прыжки на месте.

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Приседают

Составление описательных рассказов о городе

Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.

Первая картинка будет обозначать название нашего города.

По второй красивой картине, вам нужно будет описать, как красив наш город.

Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.

По четвертой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.

Назовите, пожалуйста, основные достопримечательности нашего города.

По пятой картине расскажите, где трудятся жители нашего города.

Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации