Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Донецк - малая Родина»
Проект
по патриотическому воспитанию для
детей старшего дошкольного возраста
«Донецк - малая Родина»
Именно на основе любви к малой Родине,
к семье, к дому основывается патриотизм.
Продолжительность – краткосрочный.
Автор проекта: учитель-логопед Полоскова Валентина Николаевна
Вид проекта: информационный, творческий, семейный.
Сроки реализации проекта: неделя.
Место реализации – детский сад, семья.
Участники – учитель-логопед, дети, родители.
Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотическое воспитание направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Основные этапы воспитания у ребенка любви к Родине, это накопление социального опыта жизни в родном городе, усвоение правил поведения и норм морали, приобщение к культуре и творческой жизни родного края, возможность гордиться выдающимися людьми своего города. Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю своей страны. Проблема заключается в том, что у детей недостаточный запас знаний о городе, в котором мы живём.
Цель:
Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
Задачи:
дать знания о городе Донецке: основные достопримечательности, возникновение города, история, традиции; формировать у детей понятия «город»; побуждать детей интересоваться историей родного города, рождением родного города и современной жизнью города Донецка; воспитывать любовь и гордость к своей малой родине – городу Донецк.
Формы и методы проекта:
беседы, прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентации, экскурсии и целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, самомассаж и физминутки, логоритмическое занятие, итоговое открытое занятие «Мой город Донецк».
Вхождение в тему проекта: возникновение города, традиции, основные достопримечательности.
Физминутка «Наши спортсмены».
Мы любим свой Донецк,
Мы им дорожим!
Зарядкой заняться быстрее спешим.
Что б вырасти быстро,
Здоровья набраться,
И в Донецке нашем трудиться остаться!
Оригами «Мой дом».
Домов разных много, улиц, площадей.
Важных очень граждан и простых людей.
Каждый человек спешит к себе домой.
Ты скорее дом для жителей построй.
Просмотр фотографий и слайдов города Донецка, настоящего и прошлого времени. Путешествие в прошлое города Донецка, знакомство с памятниками, людьми — героями нашего города, общение о ветеранах, беседа с детьми на тему «Без прошлого нет будущего».
Самомассаж фаланг пальцев «Наш город».
1,2,3,4,5 начинаем мы считать.
Раз – наш Донецк самый чистый!
Два – наш транспорт самый быстрый!
Три – живут здесь добрые люди!
Четыре – мы дружить со всеми будем!
Любим мы свой город – это пять!
И хотим всем вам сказать:
Двери настежь распахнём,
В Донецк мы всех зовём.
Прилетайте, приезжайте и о нас не забывайте!
Дидактические игры: «Животные наших лесов», «Растения Донецка», «Собери картинку», «В названии какого животного (птицы, растения) спрятался заданный звук», «Узнай и назови».
Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш Весны чудесной вестник-первоцвет.
Прослушивание музыкальных произведений о Родине, о Донецке. Прослушивание звуков природы: шум леса, крики птиц и т.д.
Подготовка и размещение материала на сайте ДОУ.
Размещение материала на логопедическом портале всероссийского образовательного сайта.
Работа с родителями:
посещение родителей с детьми торжества, посвящённому Дню города;
участие бабушек, дедушек и родителей с детьми в параде посвящённому 9 Мая;
фотовыставка «День города»;
выставка детских рисунков и поделок « Мой любимый Донецк!», «Этих дней нам не забыть»;
Вывод: Благодаря проекту дети узнали много интересных фактов из истории города и республики. В результате этой работы у ребят появилось чувство ответственности за будущее родной земли.
Конспект
учителя – логопеда
на развитие лексико-грамматического строя
тема «Мой город Донецк»
Подготовила
учитель-логопед
Полоскова Валентина Николаевна
Цель организованной образовательной деятельности:
активизировать словарь по теме «Мой город Донецк»
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
Обогащать словарный запас детей
Развивать умение связно высказывать свое мнение
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познание развитие:
Формировать устойчивый интерес к родному городу;
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
Развивать логическое мышление.
Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Побуждать умение включаться в совместную деятельность.
Физическое развитие:
Совершенствовать двигательную активность, общую моторику
Коррекционные задачи:
развивать навыки коммуникативной стороны речи;
совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, называть существительные во множественном числе, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.
Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей: групповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о городе Донецке
Разучивание: тематической физкультминутки «Город», пальчиковой гимнастики «Дом»
Оборудование: мультимедийное устройство для показа слайдов, презентация фотографий города Донецк, картинки для составления рассказа.
Ход организованной образовательной деятельности:
Оргаизационный момент:
С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай! День хороший начинай!
Артикуляционная гимнастика «Прогулочка»:
Логопед: Для того чтобы наш язычок сегодня не ленился, давайте сделаем для него гимнастику:
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходи
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
Видит: губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке
А потом наоборот
Губки тянутся вперед.
Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье.
Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка.
Объявление темы
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Сегодня я принесла карту Донецкой Народной Республики. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей)
- Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей)
– Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В сказках и былинах город по-старинному называли град: Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей)
- Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».
Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово и передают канат с узелком по кругу. После того как последний ребенок называет слово концы каната соединяются, образуется круг.
Большой город, а маленький ….(городок)
Маленький городок, а огромный ….(городище)
Произнеси слово город ласково ….(городок)
Жительница города …(горожанка)
Житель города …(горожанин)
Все мы жители города, мы …. (горожане)
Парк в городе, какой? ….. (городской)
Дача за городом …. (загородная)
Название старинной игры … (городки)
Получившийся круг дети опускают на пол.
- Что у нас получилось?
- Круг.
-Можно сказать и по-другому ГОРОДЬБА
Когда то давно места, где селились люди, огораживали высоким забором или городьбой. Слово «город» и другие названные слова образованы от слова «городьба». Это слова родственники. Послушайте внимательно слова и назовите лишнее слово: город, грибной, городской, городничий. Поясните, почему слово грибной лишнее.
– Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей)
– Как называется город, в котором мы с вами живем? (Ответы детей)
Как называют жителей нашего города? (Дончане).
Зрительная гимнастика «Теремок»:
Терем – терем – теремок!
Он не низок, не высок,
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит
Движение глазами вправо – влево.
Движение глазами вверх – вниз
Моргают глазами.
Игра «Узнай и назови"
Показ слайдов "Мой город" (достопримечательности города).
Игра «Экскурсия на самолете»
Каким бы мы увидели свой город с высоты, мы узнаем, поиграв в игру.
Дидактическая игра: "Один - много" (с мячом)
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно - окна, клумба - клумбы, забор - заборы, магазин - магазины, школа - школы, театр - театры...
Игра “Скажи наоборот”.
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
Моя улица новая, а моя улица старая.
Моя улица узкая, а моя улица широкая.
Моя улица ближняя, а моя улица дальняя
Моя улица длинная, а моя улица короткая.
Моя улица светлая, а моя улица темная.
Моя улица грязная, а моя улица чистая.
Моя улица «веселая», а моя улица «грустная».
Моя улица тихая, а моя улица шумная.
Моя улица большая, а моя улица маленькая.
Физминутка «Строители»:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.
Дети выполняют прыжки на месте.
Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают
Составление описательных рассказов о городе
– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.
Первая картинка будет обозначать название нашего города.
По второй красивой картине, вам нужно будет описать, как красив наш город.
Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш город в любое время года.
По четвертой картинке расскажите о самом любимом месте в нашем городе.
Назовите, пожалуйста, основные достопримечательности нашего города.
По пятой картине расскажите, где трудятся жители нашего города.
Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?