12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зинина Елена Александровна83
3

Конспект занятия элективного курса по теме «Проблема непонимания в отношениях «отцов» и «детей» в тексте В.А. Солоухина»

Конспект занятия элективного курса «Комплексный анализ текста» по теме «Проблема непонимания в отношениях «отцов» и «детей» в тексте В.А. Солоухина (подготовка к осмысленному написанию сочинения-рассуждения (ч. С)).» для 11 класса

Краткая аннотация занятия:

Данное занятие рассчитано на 90 минут; выполнено с использованием технологии кейс-метода. На занятии совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся. Учащиеся учатся получать нужную информацию, используя различные источники, учатся презентовать свой опыт. Данное занятие является одной из форм подготовки к написанию части 2 ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Тема урока:

Проблема непонимания в отношениях «отцов» и «детей» в тексте В.А. Солоухина (подготовка к осмысленному написанию сочинения-рассуждения (ч. С)).

Цель занятия:

Формирование ключевых компетенций, необходимых при анализе исходного текста и готового сочинения – рассуждения (подготовка к ЕГЭ).

Задачи занятия:

проанализировать исходный авторский текст;

выявить ключевые проблемы авторского текста;

развивать навыки продуктивной работы в команде;

развивать положительную мотивацию к предмету путем вовлечения в активную деятельность;

воспитывать потребность объективно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.

подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения

Технологические особенности метода кейс-технологии:

Разновидность исследовательско-аналитической технологии;

Технология коллективного обучения;

Технология развивающего обучения;

Синергетическая технология (“погружение” в ситуацию, “умножение” знаний, “озарение”, “открытие”);

Технология “создания успеха”.

Компетенции обучающихся:

учатся учиться, самостоятельно отыскивать необходимую информацию, необходимые знания для решения поставленной задачи;

приобретают экспертные умения и навыки;

развивают презентационные умения;

формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

развивают коммуникативные способности.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

компьютер,

мультимедийный проектор,

презентация Power Point (приложение 2),

кейсы (приложение 1).

Содержание кейсов:

алгоритм работы с кейсом;

текст №1 (для обсуждения в группе);

текст готового сочинения для экспертизы по тексту №1;

таблица для экспертизы готового сочинения;

критерии оценки сочинения-рассуждения (ч.2 ЕГЭ);

банк аргументов;

лист контроля

текст № 2 (для домашнего задания).

Ход урока

 

Организационный момент.

Мотивационный этап.

Работа с видеорядом.

Предлагаю вашему вниманию ряд фотографий. Ваша задача – ответить на вопросы:

- Что объединяет эти фотографии?

- Какую проблему можно выделить, глядя на эти образы?

(взаимоотношения поколений отцов и детей)

Формулирование темы, целеполагание.

Работа с эпиграфом.

Взрослые и дети — два разных народа, вот

почему они всегда воюют между собой.

Смотрите, они совсем не такие, как мы…

Рэй Брэдбери

Прочтите эпиграф.

- Как вы понимаете, какую мысль вложил Рей Бредбери в это высказывание?

- Можно ли так рассуждать применительно к любому тексту, в котором поднимается проблема отцов и детей?

- Сформулируйте тему урока, опираясь на информацию о тексте, лежащем перед вами.

(Проблема непонимания в отношениях «отцов» и «детей» в тексте В.А. Солоухина).

- Что, по вашему мнению, мы будем делать на занятии? Сформулируйте цель занятия.

(Проанализируем исходный авторский текст и готовое сочинение (ч. С) по нему).

- Как обычно мы это делаем?

(Чтение и анализ текста, выявление проблематики, подбор аргументов, анализ готового сочинения по критериям).

Аналитический этап.

А) Рассказ о Владимире Алексеевиче Солоухине

Родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. По окончании школы поступил во Владимирский механический техникум. Во время Великой Отечественной войны попал в войска особого назначения, охранявшие Кремль. После войны поступил в литературный институт, а с 1946 года начал публиковать стихи. Работал в журнале «Огонек».

В исторических и лирических повестях Солоухин формулирует свою «философию патриотизма», становится одним из ярких лидеров так называемой русской партии. Был членом редколлегии журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник».

Скончался Владимир Солоухин 4 апреля 1997 года в Москве. Похоронен на родине, в селе Алепино.

Б) Чтение 1 части текста В. Солоухина учителем.

В английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался вопрос о молодежи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодежи. Вот они, эти высказывания.

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру…

В) Беседа по прослушанной части текста.

- По-вашему мнению, как были встречены эти высказывания в английском Парламенте?

- Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями?

(«Я не согласна с прозвучавшими высказываниями, потому что, думаю, не все молодые люди такие плохие, есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему».

«Не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего».

«Я тоже не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном свете и пытающихся навязать слушателям свое черное мнение»).

- Какова тема всех высказываний?

(Молодежь.)

- Какова основная мысль этих высказываний?

(Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру.)

-Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

(«Какие-то политики»; «Люди старой закалки»; «Пожилые люди»; «Люди, которые не общаются с молодежью и не знают, какая она на самом деле»)

- Кто же действительно автор каждого из четырех высказываний? Об этом узнаем из продолжения текста.

Г) Продолжение чтения текста.

Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о безнадежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу (470-399 год до нашей эры), второе – Гесиоду (720 год до нашей эры), третье – египетскому жрецу (2000 лет до нашей эры), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.

Получилось в парламенте очень эффектно и даже смешно. Однако все эти культуры, и правда, погибли. И горшок найден, увы, среди развалин Вавилона, а не в процветающем городе.

(По В.Солоухину)

- Получилось очень эффектно и даже смешно. Как вы думаете: какую цель преследовал выступавший в парламенте?

(Показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.)

- Какую проблему поднял в Парламенте оратор?

(Как во все времена старшее поколение оценивало молодежь?)

- Согласен ли с оратором автор текста? Сформулируйте проблему последней микротемы.

(Почему автор испытывает сожаление, говоря о том, что старшее поколение на протяжение многих веков осуждающе относилось к молодежи?)

(организация индивидуальной работы с листом оценки).

Работа в группах с кейсами (см.приложение1).

1 группа – оценка содержания сочинения по тексту В. Солоухина (К1 - К6).

2 группа – оценка грамотности сочинения по тексту В. Солоухина (К7 – К12).

(дискуссионный этап внутри группы, организация индивидуальной работы с листом оценки).

Презентационный этап.

Представитель(-и) группы озвучивает(-ют) результаты совместной работы. Участники других групп в это время внимательно слушают, фиксируют в рабочих листах информацию о тексте сочинения, принимают участие в обсуждении сочинения и его оценке.

(организация индивидуальной работы с листом оценки – для выступающих).

Итоговый этап (возвращение к эпитету).

Взрослые и дети — два разных народа, вот

почему они всегда воюют между собой.

Смотрите, они совсем не такие, как мы…

Рэй Брэдбери

- Что можно сказать о проблеме «отцов» и «детей», опираясь на текст Солоухина?

- Как, по-вашему, необходимо относиться друг к другу представителям разных поколений?

(Необходимо молодежи прислушиваться к мнению старших: в их обвинениях есть разумное зерно, а взрослым нельзя огульно обвинять всю молодежь в грубости, лености и других грехах).

Рефлексия.

Продолжите предложение:

Я уверен(-а), что на ЕГЭ …

Я считаю, что такие уроки…

На уроке мне было трудно…

Мне запомнилось …

Я никогда не думал, что …

Сегодня на уроке было полезно …

Обсуждение результатов занятия с опорой на листы оценки, ценности проведенной работы, собственных впечатлений всеми участниками процесса.

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту В. Солоухина или по тексту А. Лиханова* (на выбор).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.