12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Корсаков Алексей Евгеньевич183
Россия, Нижегородская обл., рп Тонкино
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Программа элективного курса по географии

Подготовка к ГИА

для учащихся 9 классов.

 

Пояснительная записка

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

 Нужно уделить особое внимание как  подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ.  Дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который изучался  в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала.

  Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).

Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.

 

Задачи курса:

повторить теоретические основы курса географии;

отработать практические навыки и умения;

закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;

повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

анализировать  природные, экономические и социальные явления;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

 выявлять причинно-следственные связи;

 выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

решать практические задачи разной степени сложности;

сравнивать различные явления, территории и делать выводы

развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

географические районы, их территориальный состав;

отрасли промышленности.

Тематический план

Тема раздела

Количество часов

1

Введение. 

1


2


Источники географической информации


8


3


Природа Земли и человек


4


4


Материки, океаны, народы и страны.


4


5


Природопользование и геоэкология.


3


6


География России


11

7


Итоговое тестирование


3

 

Содержание программы

Введение. 

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Источники географической информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.


Природа Земли и человек

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла  и  влаги  на   Земле.  Погода  и  климат.  Изучение элементов погоды. 

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы:     природные,     природно-хозяйственные. 


Материки, океаны, народы и страны

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 


Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  

Основные типы природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.


География России 

Природа России

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. 


Население России 

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.


Хозяйство России

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. 

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
 

Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.

 

Календарно-тематический план

 

дата

Тема занятия

 

ВЕДЕНИЕ 1 ч.

1

 

Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии 

 

Источники географической информации. 7 часов

2

 

Географические модели

1

3

 

Масштаб 

 

4

 

Условные знаки

 

5

 

Способы картографического изображения

 

6

 

Градусная сеть

 

7

 

Географические координаты

 

8


 

Выдающиеся  географические  исследования,  открытия и путешествия


1

Природа Земли и человек – 4 часа

9

 

Земная кора и литосфера

 

10

 

Гидросфера, ее состав и строение

1

11

 

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция

 

12


 

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка

1


 

13

 

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

 

Материки, океаны, народы и страны 4 часа


 

14

 

Основные черты природы Африки. Австралии

 

15

 

Основные черты природы Северной и Южной Америки

 


 

16

 

Полярные области Земли 

 

17

 

Основные черты природы Евразии

 

 

Природопользование и геоэкология – 3 часа

18

 

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

1

19

 

Основные типы природопользования

1

20

 

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1


 

География России - 12 часов


 

21

 

Рельеф России

 


 

22

 

Полезные ископаемые России

 

23

 

Климат России 

 

24

 

Политико-административное устройство России

 

25

 

Численность и естественный прирост населения

 

26

 

Городское и сельское население

 

27

 

Миграции населения

 

28

 

Важнейшие МОК России и их география

 

29

 

Западный макрорегион

 

30

 

Восточный макрорегион

 

31

 

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

 

Итоговое тестирование – 3 часа

32

 

Работа по КИМам

 

33

 

Работа по КИМам

 

34

 

Работа по КИМам

 
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.

 


 

Требования по окончании курса: 

Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. 

Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА 



 

Практические работы.

Тема «Источники географической информации».

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану;

Построение профиля рельефа местности

Тема «Природа материков».

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».

Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;

Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.