Программа элективного курса «Я и окружающая среда» с разработками занятий

2
0
Материал опубликован 26 September 2016 в группе

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предполагает становление научно–познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде своего города и своему здоровью.

Программа занятий «Я и окружающая среда» предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в эколого-биологическом направлении, способствует их самореализации.

Программа рассчитана на 12 часов (6 занятий по 2 часа) и предусматривает большой объём практических работ.

Программа составлена на основе программы «Город, в котором я живу» В.А. Самковой, опубликованной в журнале «Биология в школе» (№3 2001 г.)

Цель программы:

  • Формирование экологического мировоззрения учащихся на основе изучения окружающей среды своей местности.

Задачи:

  • формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния конкретной окружающей среды;
  • воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
  • развитие способности к анализу экологических ситуаций, убеждённости в возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Учащиеся должны знать:

  • о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
  • о различных методах изучения окружающей среды;
  • об особенностях функционирования городской экосистемы, экосистемы квартиры;
  • о современном состоянии окружающей среды своей местности, своего жилища;
  • о нормативных документах по экологической безопасности жилых помещений.
Учащиеся должны уметь:
  • оценивать состояние окружающей среды своей местности;
  • использовать различные методы экологических исследований;
  • выявлять основные источники знаний о мероприятиях по улучшению качества окружающей среды.

Содержание

Тема 1. Введение (2 часа)

Окружающая среда и человек. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой. Методы изучения окружающей среды: моделирование, экспертиза. Среды жизни современного человека.

Тема 2. Окружающая городская среда (6 часов)

Человек в городе. Понятие «городская среда». Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Оценка качеств, определяющих индивидуальность города. Характеристика факторов, влияющих на устойчивость городских экосистем: многообразие видов живых организмов, окружающий ландшафт, типы городской застройки, прилегающие природные экосистемы. Условия сохранения равновесия между урбанизированными и природными компонентами городской экосистемы.

Проблемы водоснабжения и электроснабжения города. Культура водопотребления и электропотребления (экономное и рациональное использование в быту).

Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений. Экологическая

грамотность водителей.

Город и бытовые отходы. Классификация отходов. Ущерб, наносимый отходами окружающей среде и человеку. Способы избавления от отходов: частичная утилизация, захоронение на полигонах, свалки, мусоросжигательные заводы. Основные направления решения проблемы бытовых отходов.

Практические работы:

Положительные и отрицательные стороны жизни в городе.

Красота и индивидуальность нашего города.

Мини–исследование: «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию»

Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего города?»

Анализ результатов анкетирования владельцев легковых автомобилей.

Тема 3. Жилье человека (2 часа )

Особенности действия на человека абиотических и биотических факторов среды в жилом помещении. Нормативные документы по экологи- ческой безопасности жилых помещений. Источники загрязнения в жилом помещении, их влияние на здоровье человека.

Комнатные растения – обязательный элемент домашнего интерьера. Основные приёмы домашнего фитодизайна.

Практические работы:

1.Выявление источников загрязнения среды в жилище.

2.Разработка проекта дома основанного на принципах экологической целесообразности.

Тема 4. Окружающая среда и здоровье ( 2 часа )

Факторы окружающей среды нашей местности: климатические, социальные. Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека. Образ жизни человека и здоровье. Шум и здоровье.

Практические работы:

1. Определение остроты слуха.

2. Таблица самоконтроля «Проверьте свой образ жизни»

Ожидаемые результаты

Изучение основ экологии своей местности на занятиях по данному курсу будет способствовать:

- развитию общей экологической культуры учащихся, ответственному отношению к окружающей среде;

- подготовке к профессиональному самоопределению;

- формированию навыков исследовательской деятельности;

- развитию творческих способностей.

Возможные трудности при изучении

Программа предполагает выполнение большого количества практических работ, и распределение учебного времени по темам может оказаться достаточно условным. Учителю целесообразно самостоятельно устанавливать периодичность и продолжительность занятий в зависимости от конкретных условий и возможностей учащихся. Недостаточное количество учебной литературы для учащихся необходимо компенсировать отпечатанными или отсканированными текстами.

Критерии оценок

Отметка «5» ставится за развёрнутый, полный, безошибочный устный или письменный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующее личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком, а также за содержательную и эстетически оформленную творческую работу.

Отметка «4» ставится за развёрнутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала изложенный литературным языком и за выполнение творческой работы с незначительными замечаниями.

Отметка «3» ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при двух, трех существенных фактических ошибках.

Отметка «2» ставится, если учащийся во время ответа не вышел на уровень требований, предъявленных к троечному ответу.

Творческие работы выполняются по желанию учащихся. Оценки «2» и «3» за них не выставляются.

Список литературы для учителей:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии. Учебное пособие. М.: АОМДС, 1996
  2. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экология города. «Моё Отечество», 1997 №1-3, 1998 №1.
  3. Учителю экологии. Приложение к журналу «Биология в школе», 2001- 2002

Список литературы для учащихся:

  1. Вронский В.А. Экология: словарь –справочник. Ростов на – Дону. Феникс, 1997
  2. Окружающая среда: энциклопедический словарь – справочник. М.: «Прогресс», 1993
  3. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Книга 4. Здоровье и среда, в которой мы живём. М.: «Мир», 1995
  4. Экология. Учебное пособие. Под ред. Боголюбова С.А.М.: «Знание», 1997
  5. Энциклопедия для детей. Экология. «Аванта», 2001

Учебно-тематическое планирование

Разделы, темы занятий

Практические работы

Формы и методы

1

Введение

Окружающая среда и человек

 

Беседа

2

Окружающая городская среда

Понятие «городская среда»

1.Положительные и отрицательные стороны жизни в городе.

Беседа, интеллек- туальная разминка «Город – это…»

3

Индивидуальность нашего города

2.Красота и индивиду- альность нашего города.

Беседа, социологический

опрос

4

Потребление электроэнергии в

быту

3.Экономно ли мы расходуем электроэнергию

 

5

Потребление воды в быту

 

Составление рекомендаций по экономному расходу воды

6

Город и бытовые отходы

4.От кого зависит чистота нашего города?

Беседа,

анкетирование

7

Влияние автомобильного транспорта на окружающую городскую среду

5.Экологическая грамотность водителей

Беседа, обсуждение результатов анкетирования

8

Жильё человека

Факторы, действующие на человека в жилом помещении

6.Выявление источников загрязнения в жилище

Беседа, анализ нормативных документов

9

Экологически безопасное жильё

7.Я строю дом

Разработка

проекта

10

Окружающая среда и здоровье

Факторы окружающей среды и здоровье. Шум и здоровье

8.Определение остроты слуха

Беседа, эксперимент

11

Образ жизни и здоровье

9.Проверьте свой образ жизни

Заполнение таблицы самоконтроля

12

Подведение итогов

 

Защита экологического проекта

ЗАНЯТИЕ №1

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК. ПОНЯТИЕ « ГОРОДСКАЯ СРЕДА».

(2 часа)

Задачи:

-формирование понятий «окружающая среда», «городская среда», «экология»;

-развитие умений анализировать особенности городской среды;

-знакомство с основными методами изучения окружающей среды;

-воспитание ответственного отношения к окружающей среде.

Оборудование: схема «Положительные и отрицательные стороны жизни в городе».

 

Ход занятия:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

1) знакомство;

2) особенности организации занятий;

3) техника безопасности.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1) Окружающая среда и человек:

а) Беседа по вопросам:

- Что вы понимаете под окружающей средой?

- Как окружающая среда влияет на человека?

- Для чего необходимо изучение окружающей среды?

- Какая наука занимается проблемами взаимодействия живых организмов между собой и окружающей средой?

- Где могут пригодиться знания экологии?

б) Запись понятий: «экология», «окружающая среда».

2) Среды жизни современного человека:

а) Природная среда – все факторы природы, обеспечивающие жизнедеятельность человека (состав воздуха, воды; пища; атмосферное давление; магнитные поля Земли и т.д.)

б) Материальная среда – среда, созданная или преобразованная человеком (искусственные экосистемы, средства производства и потребления).

в) Социальная среда – определённым образом организованная совокупность людей, в которой формируются и удовлетворяются психологические, культурные, социальные и экономические потребности личности (жилища, населённые пункты, производственные объекты)

3) Методы изучения окружающей среды: экспертиза, моделирование, мониторинг, анкетирование, интервьюирование, опрос.

4) Окружающая городская среда:

А) Понятия «городская среда», «урбанизация».

Б) Интеллектуальная разминка: «Город – это…»

- необходимо на листе бумаги очень быстро написать слова, которые ассоциируются со словом «город»;

- обсудить:

а) какие определения встречались наиболее часто?

б) какие ассоциации преобладали: положительные или отрицательные?

в) с чем это связано?

В) Сравнительная характеристика городской и сельской среды.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

«Положительные и отрицательные стороны жизни в городе»:

а) работа по составлению таблиц;

б) демонстрация таблиц, составленных учащимися;

в) демонстрация таблицы учителем.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:

а) Человек настолько сильно преобразовал свою окружающую среду, что её трудно назвать «естественной».

б) Необходимо, чтобы созданная «искусственная среда» как можно меньше приносила вреда людям.

в) На современном этапе развития человечества очень важны экологические знания.

г) Важно, в первую очередь, научиться оценивать состояние окружающей среды своей местности.

СХЕМА «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ В ГОРОДЕ»

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

- УДОБСТВА

- КОМФОРТ

- ОБЛЕГЧЕНИЕ БЫТА

- ПЛОТНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ

- БОЛЬШОЙ ВЫБОР И ДОСТУПНОСТЬ

УДОВЛЕТВОРЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ

ПОТРЕБНОСТЕЙ

- НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ (ПОНИЖЕННОЕ КАЧЕСТВО ВОЗДУХА, ВОДЫ, ПИЩИ)

- ПОТОКИ ИЗБЫТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

- БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ: ПРОМЫШЛЕННЫХ, БЫТОВЫХ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ, ШУМОВЫХ

- ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ

- СОСТОЯНИЕ СТРЕССА

 

ЗАНЯТИЕ №2

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬНАШЕГО ГОРОДА.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В БЫТУ (2 часа)

Задачи:

- формирование представлений о городской среде в целом;

- выявление индивидуальных особенностей нашего города;

- ознакомление с особенностями электроснабжения в городе:

- воспитание культуры энергопотребления;

- развитие навыков использования методов экспертизы и анкетирования.

Оборудование: оценочная таблица «Индивидуальность нашего города», открытки, фотографии с изображением достопримечательностей родного города.

Ход занятия:

1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА И ЧЕЛОВЕК.

1) Обсуждение высказывания О.А.Швидковского:

«Если город даёт человеку кров,

То красота города даёт человеку душу»

2) Понятие индивидуальность города.

- расположение города и его природное окружение (рельеф, водоёмы);

- архитектурный облик (характер застройки, материалы, технологии);

- колорит города

3) Влияние индивидуальных особенностей города на человека.

4) Ассоциации со словами «город Муравленко» (беседа)

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Индивидуальность нашего города»

- Работа с оценочной таблицей;

- Выводы.

3. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ В ГОРОДЕ.

1) Основные направления совершенствования электроснабжения в городе.

2) Культура электропотребления (экономное и рациональное использование в быту)

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Мини – исследование: «Экономно ли наша семья расходует электроэнергию»

- Работа учащихся с анкетами;

- Результаты анкетирования.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Разработать практические рекомендации по экономии электроэнергии;

- Провести анкетирование граждан города «От кого зависит чистота нашего города»

 

ЗАНЯТИЕ №3

ПОТРЕБЛЕНИЕ ВОДЫ В БЫТУ.

ГОРОД И БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ. (2 часа)

Задачи:

- ознакомление с особенностями водоснабжения в городе;

- выявление проблем, связанных с утилизацией городских отходов;

- воспитание культуры водопотребления и разумного отношения к бытовым отходам;

- развитие навыков проведения социологического опроса и анализа полученных данных.

Оборудование: бланки анкет: «От кого зависит чистота нашего города?»

Ход занятия:

1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКОНОМИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

(Выступления учащихся)

2. ВОДОСНАБЖЕНИЕ В ГОРОДЕ:

а) Основные направления совершенствования водоснабжения в городе.

б) Качество воды.

в) Культура водопотребления.

3. ГОРОД И БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ.

1) Общая классификация отходов.

2) Ущерб, наносимый отходами окружающей среде и человеку.

3) Способы утилизации отходов: захоронение на полигонах, свалка, мусоросжигательные заводы, частичная утилизация.

4) Основные направления решения проблемы бытовых отходов: раздельный сбор компонентов мусора, рециклинг (повторное использование), компостирование.

5) Бытовые отходы нашего города.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Итоги социологического опроса «От кого зависит чистота нашего города»

- составление сводной таблицы по итогам анализа анкет

- обсуждение результатов

- выводы.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовить сообщения на тему: «Вторая жизнь ненужных вещей»

 

ЗАНЯТИЕ № 4

ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ ГОРОДСКУЮ СРЕДУ. ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ. (2часа)

Задачи:

- выявление проблем, связанных с влиянием автомобильного транспорта на окружающую среду и источников загрязнения в жилом помещении;

- ознакомление с нормативными документами, отражающими требования к жилым помещениям и к допустимым вредным автомобильным выбросам;

- ознакомление с основными путями решения данных проблем.

Оборудование: диаграммы, составленные по результатам анкетирования владельцев автомобилей; таблица «Загрязняющие вещества в выхлопных газах двигателей автомобилей»; схема «Источники загрязнения в жилище», фотографии комнатных растений, способных улучшать качество окружающей среды; этикетки средств бытовой химии; образцы отделочных материалов.

Ход занятия:

1.ПРОСЛУШИВАНИЕ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2.ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

1) Дискуссия: «Автомобиль – «за» и «против»

2) Автомобильный транспорт – экологическая проблема № 1

3) Загрязняющие вещества автомобильного транспорта: оксиды углерода и азота, свинец, кадмий, сажа и т.д.

4) Пути решения проблем, связанных с отрицательным влиянием автомобильного транспорта на окружающую среду:

а) Законы, ограничивающие выброс вредных веществ.

б) Выпуск современных автомобилей, соответствующих нормам: совершенствование двигателей, нейтрализаторы выбросов (на 80-90 % снижают выброс вредных веществ, но дороги), использование неэтилированного бензина (без свинца), замена топлива из нефти более «чистым» сжатым природным газом, использование электродвигателей с аккумуляторными батареями (электромобили), электромобили от солнечных батарей.

в) Переход на более частое пользование экологически чистыми видами транспорта: трамваями, троллейбусами, велосипедами.

г) Повышение экологической грамотности водителей.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

«Экологическая грамотность водителей»:

-обсуждение результатов анкетирования владельцев автомобилей

-выводы.

4. ЖИЛЬЁ ЧЕЛОВЕКА (беседа по вопросам):

-Сколько времени каждый из нас проводит в помещении?

-А в квартире?

-Почему говорят: «Мой дом – моя крепость»?

-Всегда ли дом – крепость?

5. ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ:

1) Беседа об основных факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека в квартире.

2) Анализ текста этикеток средств бытовой химии

3) Выполнение практической работы «Выявление источников загрязнения в жилище»:

а) Выявление загрязнителей:

-физические (пыль, шум, электромагнитные излучения, избыток или недостаток тепла и влаги);

-химические (табачный дым, моющие и чистящие средства, клеи, лаки, растворители, пластмассы, синтетические покрытия полов, ДСП, пенопласт, летучие вещества водопроводной воды, СО и т.д.);

-биологические (пылевые клещи, моль, плесневые грибы, бактерии, тараканы, крысы, мыши, антропоксины).

б) Возможное негативное воздействие этих факторов на здоровье: головные боли, расстройства ЖКТ, канцерогенный эффект, аллергические реакции

в) Выводы

6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

-знакомство с основными нормативами, отражающими требования к жилому помещению.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЕ ЖИЛЬЁ.

ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ. (2 часа)

Задачи:

-формирование понятия «экологически чистое жильё» и ознакомление с основными требованиями к его созданию;

-выявление роли комнатных растений в улучшении микроклимата жилого помещения;

-характеристика факторов окружающей среды своей местности, оказывающих влияние на здоровье человека;

-ознакомление с действием шума на здоровье человека;

-формирование представлений о необходимости обдуманного отношения к своей окружающей среде.

Оборудование: образцы отделочных материалов; механические часы; схема «Действие шума на психику»

Ход занятия:

1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТМУ ЖИЛЬЮ

1) Размер жилой площади (в идеале у каждого члена семьи должна быть своя комната)

2) Благоприятный микроклимат (перепады температур не должны превышать 2 градусов, постоянное проветривание, влажная уборка, достаточное количество солнечного света, влажность – 40-60 %, температура – 20-21 градусов)

3) Строительные материалы (вредные – железобетон, ДСП; экологически чистые – натуральное дерево)

4) Отделочные материалы (безвредные - паркет, деревянные доски, мрамор, бумажные обои, известковая побелка, шерстяные ковры)

5) Мебель (опасны – ДСП, ДВП; безвредна из натурального дерева)

6) Сведение до минимума использования химикатов.

7) Разведение комнатных растений:

а) Роль комнатных растений (беседа): эстетическая (красивоцветущие и декоративнолистные), фитонцидная (выделение веществ убивающих бактерии – сансевьера), поглотители вредных газов и веществ (хлорофитум), увлажнители воздуха (циперус, бальзамин, бегонии), лекарственная (алоэ, каланхоэ, герань, золотой ус).

б) Демонстрация фотографий растений.

8) Фильтры для водопроводной воды.

9) Вытяжки над плитой.

10) Минимальное использование электроприборов.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- Предложения по строительству экологически чистого жилья.

- Начало разработки проекта «Я строю дом»

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Составить проект экологически чистого жилья и подготовить к защите.

4.ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ:

1) Классификация: природные, социальные.

2) Факторы среды своей местности.

3) Здоровье и окружающая среда.

4) Шум и здоровье:

- действие шума на психику

- острота слуха.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Определение остроты слуха»

 

ЗАНЯТИЕ № 6

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (2 часа)

Задачи:

- формирование представлений о влиянии образа жизни на здоровье;

- развитие навыков оценивания состояния своего организма;

- развитие представлений о важности здорового образа жизни;

- защита экологических проектов.

Оборудование: таблица самоконтроля «Проверьте свой образ жизни»

Ход занятия:

1.О БРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ЗДОРОВЬЕ.

2. ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: «Здоровое тело – продукт здравого рассудка» (Б.Шоу)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

-Заполнение таблицы самоконтроля «Проверьте свой образ жизни»

-Выводы.

4. СОВЕТЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ:

-Регулярно выполняйте физические упражнения, двигайтесь!

-Будьте разборчивы в еде.

-Избегайте сигарет, алкоголя, наркотиков.

-Соблюдайте осторожность при употреблении лекарств.

-Учитесь держать себя в руках,

-Уделяйте серьёзное внимание безопасности.

-Обдуманно выбирайте своё окружение.

5. ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

К занятию №2 МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕЭкономно ли наша семья расходует электроэнергию?”

Данная анкета поможет оценить, насколько экономно в вашей семье расходуется электроэнергия. Заполните ее вместе с другими членами семьи, предложите анкету своим родственникам и знакомым.

Анкета

Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них предлагается три варианта ответа, которым соответствует определенное количество баллов: “да”-2 балла, “нет” –0 баллов, “по-разному”-1 балл. Полученные баллы сумируются в конце анкеты.

1.Перед покупкой электроприборов вы изучаете инструкцию и покупаете те модели, которые потребляют наименьшее количество электроэнергии.

2.По возможности вы пользуетесь ручными инструментами и приборами (например, миксером, мясорубкой, дрелью и т. п.) а не электрическими.

3.Всегда ли вы выключаете свет, когда он вам не нужен.

4.Для чтения и работы используете настольную лампу.

5.Пользуетесь более экономичными лампами дневного света.

6.Выключаете телевизор или другую видео-или аудиоаппаратуру, когда вас нет в комнате.

7.Стирая в теплой воде, полощете белье только в холодной.

8.Если в квартире прохладно, вы стараетесь по возможности одеваться теплее, а не включать электрический обогреватель.

9.Поддерживаете в зимнее время хорошую теплоизоляцию в квартире, утепляете двери и окна.

10.Используете различные “хитрости” для сохранения тепла в квартире в зимнее время, например, короткие зимние шторы, отражатели за радиаторами отопления, третьи рамы и т.п.

Всего баллов________________.

Шкала оценки

Менее 7 баллов.К сожалению, ваша семья очень расточительно относится к электроэнергии. Возможно, для вас не проблема заплатить лишнюю сумму за “нагоревшие” киловатты, но задумайтесь над тем, сколько природных ресурсов и человеческого труда затрачено для того, чтобы эти киловатты поступили в вашу квартиру.

8-14 баллов.У вас пока еще не сложилось устойчивого стереотипа бережного отношения к электроэнергии. Еще раз внимательно прочитайте анкету. Каждый ее пункт мажно рассматривать, как рекомендации по экономному использованию электроэнергии. Постарайтесь им следовать хотя бы в течении месяца. Проверьте, изменятся ли при этом показания электросчетчика в вашей квартире.

15-20 баллов.Спасибо! Ваша семья грамотно и ответственно подходит к использованию электроэнергии. Просмотрите книжку, по которой вы оплачиваете электроэнергию. В какие месяцы вы вносили максимальную плату? А минимальную? Попробуйте вспомнить, с чем это было связано. Такой анализ позволит найти скрытые резервы для экономии электроэнергии.

К занятию №2 Индивидуальность нашего города

(степень, выраженная в баллах)

РЕЛЬЕФ ТЕРРИТОРИИ ЛЕГКО ВОСПРИНИМАЕТСЯ

54321

РЕЛЬЕФ ПОЧТИ НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ

В ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ ВКЛЮЧЕНЫ КРУПНЫЕ И МЕЛКИЕ ВОДОЕМЫ, РЕКИ И РУЧЬИ

54321

В ГОРОДСКОМ ПЕЙЗАЖЕ ВОДОЕМЫ И РЕКИ ОТСУВСТВУЮТ

СТРУКТУРА ГОРОДА И ЕГО КОМПОЗИЦИЯ РАЗНООБРАЗНЫ

54321

СТРУКТУРА ГОРОДА И ЕГО КОМПОЗИЦИЯ МОНОТОННЫ И ОДНООБРАЗНЫ

ХАРАКТЕР ЗАСТРОЙКИ СМЕШАННЫЙ

54321

ХАРАКТЕР ЗАСТРОЙКИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОДИНАКОВЫЙ

АНСАБЛИ МНОГОЧИСЛЕНЫ И ЯРКО ВЫРАЖЕНЫ

54321

АНСАМБЛИ РЕДКИ И ОДНООБРАЗНЫ ИЛИ ОТСУВСТВУЮТ

ДОМИНАНТЫ(ВЕРТИКАЛИ) СИЛЬНЫЕ И РАЗНООБРАЗНЫЕ

54321

ДОМИНАНТЫ НЕВЕЛИРОВАНЫЕ (СГЛАЖЕНЫ) МНОГОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКОЙ

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ В ОСНОВНОМ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

54321

АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ ТИПОВАЯ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

54321

МАТЕРИАЛЫ В БОЛЬШИНСТВЕ ОДИНАКОВЫЕ

ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗНООБРАЗНАЯ

54321

ТЕХНОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКИ ОДНООБРАЗНАЯ

КОЛОРИТ ГОРОДА БОГАТЫЙ

54321

КОЛОРИТ ГОРОДА БЕДНЫЙ

К занятию №3

Анкета “От кого зависит чистота нашего города?” ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Мы собираем информацию о том, как жители нашего города (района) относятся к проблеме его замусоривания.

Сообщите, пожайлуста, сведения о себе, поставив знак “+” в соответствующих вашим данным пунктам:

Пол:________ Муж.________ Жен.

Возврастная группа:____7-12 лет; ____13-17 лет; ______18-25 лет; ______26-35 лет; ______36-50 лет; _____старше 50 лет.

Социальная категория:____учащийся____рабочий____служащий_____пенсионер

Ответьте, пожайлуста, “Да”, “Нет”, или “Затрудняюсь ответить” на приведеные ниже вопросы.

1. Считаете ли вы что наш город (район) замусорены.?

2. Влияет ли замусоривание на красоту нашего города?

3. Как, по-вашему, дорого ли обходится очистка города (района) от мусора?

4. Приходилось ли вам обращаться в какие-либо инстанции с жалобой на замусоривание?

5. Принимаете ли вы участие в улучшении санитарного состояния своего дома, двора, улицы и т.п.?

6. Обращаете ли вы внимание на надписи на упаковках различной продовольственой и промышленной продукции, напоминающих о необходимости соблюдать чистоту и выбрасывать упаковки только в урны и мусоросборные контейнеры?

7. Влияют ли эти напоминания на ваши действия?

Следующие вопросы предпологают от одного до нескольких возможных вариантов ответа.

8. Как вы считаете какие места нашего города больше всего замусорены:

Улицы,

Дворы жилых домов,

Торговые центры,

Школьные территории,

Зоны отдыха горожан,

Иные места? (Если возможно, укажите, какие именно)___________________________________

9. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:

Дошкольники и ученики младших классов,

Подростки,

Молодежь,

Взрослые?

10. Что бы вы выбросили не задумываясь в общественном месте:

Пустую картонную коробку,

Пустую банку или бутылку из –под сока, воды, пива и т.п.

Обертку от жевательной резинки,

Прочитанную газету,

Бумажный стаканчик,

Шкурки от банана, апельсина и т. п.,

Что-либо иное_________________

Вообще ничего,

11. В чем, по вашему главная причина замусоривания нашего города:

Недостаточное количество урн и контеинеров для мусора,

Плохая работа дворников,

Отсувствие четкой системы сбора и утилизации мусора,

Низкий уровень культуры жителей нашего города,

Иные причины_______________________________

Благодарим вас за участие в опросе!

Опрос провел______________________________

Дата проведения опроса_______________

Комментарии
Комментариев пока нет.