Конспект занятия «Конституционные права и свободы человека и гражданина»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший конспект внеклассного мероприятия «Конституция моей страны»
Тема внеурочного занятия:
«Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Автор: Мазуренко Елена Александровна
учитель истории и обществознания МБОУ гимназии № 3
г. Пролетарск Ростовской области
Тема внеурочного занятия: «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся новых знаний по теме «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Задачи:
Образовательная:
- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;
- формирование навыка практического применения полученных знаний.
Развивающая:
- развивать умение анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.
Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;
- формировать основы правовой культуры.
Здоровьесохранная:
- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание чувства само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в группах.
Метапредметные:
- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.
Предметные:
- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;
-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция, Всеобщая декларация прав человека);
Технологии: За основу я взяла кейс – технологию.
Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».
Этапы работы с кейсом:
1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.
2. Навигатор решений. Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений.
Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач.
3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.
Методы обучения:
- частично-поисковый (поиск информации);
- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);
- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);
Формы организации учебной деятельности:
- групповая
- фронтальная
Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес и необходимость изучения новых знаний по теме. Объем материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями обучающихся, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Ребята были вовлечены во все этапы занятия.
Развивающий потенциал занятия связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим практическим применением в жизненных ситуациях.
Конспект занятия по теме: «Конституционные права и свободы человека и гражданина».
Организационный момент. Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята.
Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)
- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)
- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)
- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)
- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.
- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? (Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).
Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.
Актуализация знаний. Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?
- Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.
- Личные (гражданские)
Являются правами каждого и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
- Политические
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
- Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.
- С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.
- Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.
Этапы осмысления. 1 этап (Углубление знаний). Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена. Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом; 2. Составление сравнительной таблице; 3. Решение жизненных ситуаций. Время на их выполнение строго регламентировано. После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.
2 этап. Работа с кейсом.
Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона. Используя свой социальный опыт, приведите примеры жизненных ситуаций, как реализуются конституционные права и свободы.
Гражданские
- право на жизнь (ст.20)
- достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
- право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)
- право на свободу совестиᅠиᅠвероисповедания (ст. 28)
- право на свободуᅠпередвижения (ст. 27)
Пример: (Гражданин Н. потребовал от редакции газеты опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений, которые были распространены в этой газете (ст. ст.21). Гражданин Н. дал согласие на обработку персональных данных при условии обеспечения их конфиденциальности (ст.34).
Политические
- право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)
- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)
- право на равный доступ к государственной службе (ст.32)
- право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)
- право на обращение в государственные органы (ст.33)
- право на объединение (ст.30)
- право на собрания и демонстрации (ст.31)
Примеры: (Устроившись на работу, гражданин А. вступил в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов (ст.30). Когда гражданину П. исполнилось 16 лет, он принял участие в выборах президента РФ(ст. 32)
Социально - экономические
- право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)
- право на частную собственность (ст.35)
- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)
- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)
- право на социальное обеспечение (ст. 39)
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)
Примеры: (Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости (ст. 39). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту(ст. 36.)
Культурные
- право на образование (ст. 43)
- право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)
Примеры: (Выпускник 11 класса, успешно сдав ЕГЭ, прошёл конкурсный отбор и поступил на бюджетной основе в ВУЗ (ст.43). Я каждый год со своим классом езжу на экскурсии в разные города, где посещаю музеи, театры ( ст. 44)
Задание №2. Докажите, что гл.2 Конституции РФ соответствует международным правовым нормам.
-Что для этого нужно? (сравнить гл. 2 Конституции с международным правовым документом.)
- Давайте рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека и сравним её с основным законом нашего государства.
Работа в мини-группах и составление сравнительной таблицы.
Основные права | Конституция РФ | Всеобщая декларация прав человека |
Личные (гражданские) | - право на жизнь (ст.20) - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) | Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. (ст. 3) |
Политические | - право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32) | 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. (ст.21) |
Социально - экономические | - право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37) | 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. (ст.23) |
Культурные | - право на образование (ст. 43) | 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. (ст. 26) |
- Можно ли утверждать, что Конституция РФ правовой документ, отвечающий основным требованиям международного права? Почему?
Задание № 3. К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.
Ситуация №1
Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:
- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.).
Ситуация № 2
На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).
Ситуация №3
Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.
- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.
- Но я с понедельника должен быть в отпуске!
- Ничего, с отпуском можно подождать.
- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.
- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)
Ситуация №4
Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.
Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции
(ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))
- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?
Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.
Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В нашей стране это:
· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;
· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;
· Уполномоченный по правам студентов в России.
Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.
Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.
3-й этап. Рефлексия. И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?
- Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.
- Как вы думаете, наша цель достигнута?
- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.
Занятие закончено. Благодарю за работу.