Конспект занятия «Конституционные права и свободы человека и гражданина»

3
0
Материал опубликован 11 January 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший конспект внеклассного мероприятия «Конституция моей страны»











Тема внеурочного занятия:

«Конституционные права и свободы человека и гражданина».













Автор: Мазуренко Елена Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ гимназии № 3

г. Пролетарск Ростовской области





























Тема внеурочного занятия: «Конституционные права и свободы человека и гражданина».

Цель занятия: создать условия для формирования у обучающихся новых знаний по теме «Конституционные права и свободы человека и гражданина».

Задачи:

Образовательная:

- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;

- формирование навыка практического применения полученных знаний.

Развивающая:

- развивать умение анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.

Воспитательная:

- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;

- формировать основы правовой культуры.

Здоровьесохранная:

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание чувства само- и взаимоуважения;

- развитие сотрудничества при работе в группах.

Метапредметные:

- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.

Предметные:

- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;

-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция, Всеобщая декларация прав человека);

Технологии: За основу я взяла кейс – технологию.

Кейс-технология позволяет изучить теорию с точки зрения реальных событий, помогает заинтересовать учащихся, содействует активному освоению знаний и навыков, моделей поведения в «жизненных ситуациях».

Этапы работы с кейсом:

1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.

2. Навигатор решений. Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений.

Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач.

3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.

Методы обучения:

- частично-поисковый (поиск информации);

- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);

- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);

Формы организации учебной деятельности:

- групповая

- фронтальная

Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес и необходимость изучения новых знаний по теме. Объем материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями обучающихся, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.

Ребята были вовлечены во все этапы занятия.

Развивающий потенциал занятия связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим практическим применением в жизненных ситуациях.

























Конспект занятия по теме: «Конституционные права и свободы человека и гражданина».

Организационный момент. Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята.

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)

- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)

- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)

- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? (Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).

Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

Актуализация знаний. Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?

- Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

- Личные (гражданские)

Являются правами каждого и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

- Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

- Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.

- С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.

- Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

Этапы осмысления. 1 этап (Углубление знаний). Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена. Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом; 2. Составление сравнительной таблице; 3. Решение жизненных ситуаций. Время на их выполнение строго регламентировано. После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.

2 этап. Работа с кейсом.

Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона. Используя свой социальный опыт, приведите примеры жизненных ситуаций, как реализуются конституционные права и свободы.

Гражданские

- право на жизнь (ст.20)

- достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

- право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)

- право на свободу совестиивероисповедания (ст. 28)

- право на свободупередвижения (ст. 27)

Пример: (Гражданин Н. потребовал от редакции газеты опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений, которые были распространены в этой газете (ст. ст.21). Гражданин Н. дал согласие на обработку персональных данных при условии обеспечения их конфиденциальности (ст.34).

Политические

- право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)

- право на равный доступ к государственной службе (ст.32)

- право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)

- право на обращение в государственные органы (ст.33)

- право на объединение (ст.30)

- право на собрания и демонстрации (ст.31)

Примеры: (Устроившись на работу, гражданин А. вступил в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов (ст.30). Когда гражданину П. исполнилось 16 лет, он принял участие в выборах президента РФ(ст. 32)

Социально - экономические

- право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)

- право на частную собственность (ст.35)

- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

- право на социальное обеспечение (ст. 39)

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)

Примеры: (Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости (ст. 39). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту(ст. 36.)

Культурные

- право на образование (ст. 43)

- право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)

Примеры: (Выпускник 11 класса, успешно сдав ЕГЭ, прошёл конкурсный отбор и поступил на бюджетной основе в ВУЗ (ст.43). Я каждый год со своим классом езжу на экскурсии в разные города, где посещаю музеи, театры ( ст. 44)

Задание №2. Докажите, что гл.2 Конституции РФ соответствует международным правовым нормам.

-Что для этого нужно? (сравнить гл. 2 Конституции с международным правовым документом.)

- Давайте рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека и сравним её с основным законом нашего государства.

Работа в мини-группах и составление сравнительной таблицы.

Основные права

Конституция РФ

Всеобщая декларация прав человека

Личные (гражданские)

- право на жизнь (ст.20)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. (ст. 3)

Политические

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. (ст.21)

Социально - экономические

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. (ст.23)

Культурные

- право на образование (ст. 43)

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. (ст. 26)



- Можно ли утверждать, что Конституция РФ правовой документ, отвечающий основным требованиям международного права? Почему?

Задание № 3. К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.

Ситуация №1

Двое молодых людей - 18- летний Олег и 20- летний Михаил мирно сидели на скамейке в сквере. Неожиданно к ним подошел человек в гражданском в сопровождении двух милиционеров. Человек в гражданском представился следователем прокуратуры и попросил предоставить ему документы. Посмотрев в паспорт Михаила, он сказал:

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.).

Ситуация № 2

На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).

Ситуация №3

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)

Ситуация №4

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))



- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

· Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

3-й этап. Рефлексия. И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?

- Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

- Как вы думаете, наша цель достигнута?

- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Приём «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.



t1610354825aa.pngt1610354825ab.pngt1610354825ac.png

Занятие закончено. Благодарю за работу.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.