Конспект занятия на тему "Осень"
Тема «Осень»
Цель: Обобщить знания детей об осени её признаках.
Задачи.
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
Корреккционно-развивающая: развивать мышление, память через игры и упражнения.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; бережное отношение к природе; развивать наблюдательность и желание общаться с природой.
Предварительная работа.
Беседа об осени, о занятии людей осенью, о том, как звери и птицы готовятся к зиме.
Оборудование: презентация, картинки по теме «Осень», раскраски, карандаши, мяч, мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте!
Вы заметили, что на улице поменялась погода? Стало прохладно, солнце уже не так греет. А давайте, чтобы нам стало теплее и радостнее, подарим друг другу тепло и улыбки.
Дети поворачиваются друг к другу и дарят добрые улыбки.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте её.
Несу я людям урожаи, поля озимой засеваю,
Птиц к югу снова отправляю, и все деревья раздеваю,
Но не коснусь я сосен, зовут меня все… (осень)
Воспитатель: Да, верно- это осень.
А какие времена года вы ещё знаете? (Весна, лето, осень, зима)
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют луга и леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло- все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель: Ребята, а какое время года вы видите на этой картинке? (Картинка «Осень»)
- А как вы догадались? (Ответы детей)
(Воспитатель рассказывает об изменениях в природе осенью, демонстрируя картинки с осенними пейзажами)
Воспитатель: Раннюю осень часто называют «золотой» - золотыми становятся листья на деревьях и кустарниках. Осенью воздух становится прохладным, свежим и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят ещё погожие солнечные деньки. Но погода становится изменчивой и всё чаще моросят мелкие холодные дожди, а по утрам расстилаются туманы. Дует холодный ветер, который срывает с деревьев желтые, багряные листья. Начинается листопад.
- А какие признаки осени вы знаете ещё? (дни короче, ночи длиннее и др.)
Воспитатель: Ребята, а давайте послушаем стихотворение про осень.
"ОСЕНЬ" Алексей Плещеев.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение про осень?
Ответ детей.
-Молодцы! А вы знаете, что ещё есть и много песен об осени. Давайте послушаем.
Дети слушают песню на выбор: «Осень наступила», «Листик, листик, листопад...»
Загадки.
Воспитатель: Ребята, а ещё есть много загадок про такое прекрасное и красивое время года. Вот некоторые из них, а ну-ка попробуйте отгадать?
1. Висят на ветке
Разноцветные монетки,
Золотые, красные, жёлтые, прекрасные (Осенние листья)
2. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
3. Лето целое старалась –
Одевалась, наряжалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки свои отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок. (Капуста)
Воспитатель: Молодцы! Всё верно, умеете отгадывать загадки.
Физминутка с мячом «Осень»
Дети становятся в круг и кидают друг другу мяч
1. круг. Ребята, опишите какая осень? (золотая, красивая, щедрая, дождливая, холодная, яркая)
2 круг. Ребята, расскажите, чем занимаются люди осенью? (собирают урожай, копают картошку, дети идут в школу, убирают листья, закрывают варенья и соленья на зиму, собирают грибы в лесу и др. )
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, нам в подарок осень принесла мешочек, а что в нём мы сейчас узнаем.
Игра «Волшебный мешочек»
(Дети по очереди достают муляжи овощей и фруктов и называют их.)
Пальчиковое упражнение
Дети имитируют сбор листьев и проговаривают.
1 ,2, 3, 4, 5
Будем листья собирать.
Листик березы,
листик рябины,
листик тополя и листик осины,
листики дуба мы тоже возьмём.
Маме осенний букет соберем.
Минутка творчества.
Дети получают раскраски осенних листьев, самостоятельно их раскрашивают.
Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили?
- Понравилось ли вам занятие?
Спасибо. До свидания!