Обобщающее занятие для дошкольников на тему «Осень»
Обобщающее занятие на тему «Осень».
Возраст детей: 4-6 лет.
Цель: Обобщить и закрепить имеющиеся у детей знания о времени года
осень.
Задачи: Закрепить понятие о таком явлении природы, как листопад.
Закреплять навыки классификации: фрукты, овощи, одежда.
Через музыкальные композиции формировать навыки любви к
окружающему миру, развивать эстетические чувства.
Укреплять физическое здоровье детей в ходе игр и танца.
Развитие мелкой моторики рук в процессе рисования и лепки.
Оборудование: Круги зелёного, красного, жёлтого и голубого цвета (на каждого ребёнка); запись Евгения Дога «Осенний вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и песни «Листик, листик, листопад, кто же в этом виноват?»; 3-4 обруча, набор фруктов и овощей, 4 корзины; иллюстрация картины Левитана «Осень»; иллюстрации трактора и комбайна; картинки с иллюстрациями одежды; 2 подноса, пластилин, цветные карандаши, листы бумаги размером ½ альбомного листа.
Ход занятия.
Перед каждым ребёнком лежит набор из четырёх кругов (овалов, капелек и т.п.) зелёного, красного, жёлтого и голубого цвета, символизирующих четыре времени года: весну, лето, осень и зиму.
- Ребята, посмотрите на меня; улыбнулись, глубоко вдохнули, выдохнули и приготовились меня слушать.
- Перед вами лежат кружки обозначающие времена года. Как вы думаете, какой круг, какое время года обозначает?
(ответы детей)
- Посмотрите в окно, вспомните, какое сейчас время года, и поднимите круг, который обозначает это время года
(поднимают круг жёлтого цвета, воспитатель выставляет иллюстрацию картины Левитана «Осень»)
- По каким признакам мы узнаём, что на улице осень?
(холодно, солнце показывается и греет реже и реже, пасмурно, листья опадают, птицы улетают, собирают урожай, люди одеваются теплее)
- Послушайте отрывок композиции Евгения Дога «Осенний вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и скажите, какое настроение она у вас вызывает? Почему?
(слушают, отвечают)
- Осенью с деревьев опадают листья. Кто знает, как называется это явление природы?
(листопад)
-При помощи кругов, покажите мне, какого цвета бывают осенью листья? (жёлтый, красный)
- Какого ещё цвета не хватает?
(оранжевого)
- Возьмите в руки круги жёлтого и красного цвета и давайте станцуем танец «Листопад».
(под песню «Листик ,листик, листопад» дети танцуют)
- Осенью люди собирают урожай. Что мы собираем в саду и огороде?
(овощи, фрукты и ягоды)
-Где растут овощи?
(на грядках в земле)
-Где растут фрукты и ягоды?
(на деревьях и кустарниках)
-Давайте поиграем в игру «фрукты - овощи»
(Воспитатель в разнобивку называет фрукты и овощи. Овощи - дети садятся, фрукты - встают и поднимают руки в верх.)
-Мы с вами вспомнили, что относится к фруктам и овощам, а теперь я предлагаю вам собрать урожай (игра «Собери урожай»).
(На полу в обручах разложены фрукты и овощи. Одновременно выходит 4 ребёнка с корзинами в руках: 2 собирают все фрукты, ещё 2 все овощи.)
-Урожай растёт не только у нас в огородах и садах, но и в поле. Какой урожай растёт в полях?
(рожь, пшеница, картофель, горох)
-Как мы убираем урожай в саду?
(руками и при помощи лопаты)
-Какая техника помогает убрать урожай в поле?
(трактор, комбайн)
-Как называют людей, которые работают на тракторе и комбайне?
(тракторист, комбайнер)
-Осенью на улице становится холоднее, и люди одеваются теплее. Давайте посмотрим, знаете ли вы как надо одеваться осенью, что бы ни простудится?
(Настольно-печатная игра «Оденься на прогулку»)
(На столе разложены картинки с одеждой, дети должны отобрать ту одежду, которую мы носим осенью.)
-Скажите, что мы с вами сегодня делали?
(ответы детей)
-Мы с вами вспомнили всё, что знаем о таком времени года, как осень.
Сейчас я предлагаю вам сделать подарки для родителей. Мы подарим им овощи, которые вы сделаете своими руками. Старшие и подготовительные ребята будут лепить овощи или фрукты, а средние рисовать.
(Ребята лепят и рисуют по одному фрукту или овощу и выкладывают их на подносы)