Конспект занятия «Ознакомление с массой предметов»
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Ознакомление с массой предметов»
Цель: Формировать представления об измерении массы предметов и сравнении их по этому свойству
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов;
2.Формирование представления о понятиях: тяжелее – легче.
Развивающие:
1.Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Демонстрационный материал: Иллюстрации обезьян и слона, воздушного шара; галька и лист бумаги; весы; вата и пакет крупы; 3 кастрюльки (одинаковые), презентация.
Возраст: 5-6 лет
ООП: «Детство»
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: Сначала, перед занятием сделаем разминку. Вы готовы? (Да)
1. Какое сейчас время года? (осень)
2. Какие осенние месяцы, вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
3. Какое число меньше 5, но больше 3 (4)
4. Назови число, которое я пропустила(1,2,3,4,6,7,8)
2. Основная часть
Воспитатель: Сегодня к нам пришли обезьянки, они построили воздушный шар, для того, чтобы облететь мир и посмотреть другие места. Решили испытать свой воздушный шар, полетали над лесом и сели на полянке. Вдруг на полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзинку, обрубил веревку, а шар не взлетает.
Ребята, как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте же вместе разберемся с этой проблемой. Но чтобы её решить нужно знать о массе предметов и при помощи чего её взвешивают. Для этого нам поможет следующее задание.
Задание «Взвешивание руками»
Воспитатель: У вас на столе лежит галька и лист бумаги. Возьмите гальку в одну руку, а лист бумаги в другую.
-Какой предмет тяжелее? (галька). Какой легче? (лист бумаги)
А почему? (разные материалы, поэтому они разные по весу).
Воспитатель: Галька тяжелее, чем лист бумаги, т. к. они разные по весу. Когда мы сравниваем предметы и говорим, легче или тяжелее, мы имеем в виду такое свойство предмета, которое называется «масса». Не всегда легко определить, какой предмет легче, а какой тяжелее, на глаз. Поэтому придумали специальный прибор для измерения массы. Этот прибор называется «весы». (иллюстрация Весов) В наше время весы бывают разными. Это могут быть электронные весы, которые используются в магазинах для взвешивания массы товара. Для этого вы кладете товар на весы, а в окошке высвечивается масса вашего товара. Раньше чаще пользовались чашечными весами. Для того чтобы сравнить массу двух предметов, их укладывали на чаши весов. Если чаша с предметов опускалась, ниже, значит, тот предмет был больше. Если чаша поднималась выше, значит, предмет по массе был меньше.
Задание «Взвешивание весами»
Воспитатель: Давайте, с помощью весов взвесим вату и пакет крупы.
Дети стоят вокруг стола, в одну чашечку кладут вату, в другую - пакет с крупой.
Воспитатель: Посмотрите, что тяжелее, вата или пакет с крупой? (пакет с крупой) Почему вы так считаете? (Ответы детей)
Физкультминутка
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Воспитатель: Вот немного отдохнули. Пока мы с вами делали, физкультминутку обезьянки и слоненок, построили новый шар. Но перед дорогой решили подкрепиться. Им нужно помочь сварить кашу, давайте поможем. На столе стоят 3 кастрюльки. Они совершенно одинаковые, за исключением одного: в них разное количество еды. Вы должны для слоненка, у которого хороший аппетит взять самую тяжелую кастрюльку. Для большой обезьянки – любительницы поесть- полегче, чем у слоненка. А для маленькой обезьянки, у которой совсем нет аппетита, самую маленькую по весу.
Воспитатель: Дети откройте крышки и скажите, правильно ли вы сделали задание? Почему вы так думаете? (Дети открывают крышки и по количеству крупы в кастрюльке проверяют правильность выполнения задания.)
3.Заключительная часть
Воспитатель: Почему галька тяжелее бумаги? Что тяжелее вата или крупа? Почему?