12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
План - конспект по ознакомлению с дымковской игрушкой

«В гостях у дымковских мастериц»

Цель: Вызвать у детей интерес к работам дымковских мастеров.

Задачи:

Познакомить с традициями в изготовлении игрушек дымковскими мастерами (форма, цветовая гамма, основные сюжеты);

Усилить восприятие игрушки через народный фольклор

Материал: образцы дымковских игрушек, глина, дощечки.

Ход занятия: Руководитель в русском народном костюме, под фонограмму русской народной мелодии приглашает детей в «УГОЛОК СТАРИНЫ».

- Сегодня мы с вами познакомимся с самой известной русской игрушкой из глины. Посмотрите на эту полку, сколько на ней игрушек:

- Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назовите меня.

Это всё игрушки очень радостных тонов изготовлены руками дымковских мастериц. Глиняные расписные игрушки делали в слободе Дымково очень давно. Работали зимними вечерами в основном женщины и дети. Дымковские мастерицы разминали послушный ком глины, лепили игрушки, чтобы весной продать их на ярмарке, куда стекался весь народ на праздничное гулянье-«Свистунья». Все животные лепились из жгута (показ хода лепки), жгут сгибали пополам, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепились голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастерицы к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой (гриву, рога…)

Фигурку барыни лепили иначе (показ). Её лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикреплялись детали.

Готовые фигурки сушились, а затем обжигались в печи.

Всю зиму курились- дымились над избами голубые дымки. Оттого, наверно, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковские.

- Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные.

Показывает игрушку, читает потешку:

- Индя- индя- индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой-

Красный, белый, золотой!

-Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

-Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает.

-Вот петух нарядный,

Весь такой он ладный

У большого петуха

Все расписаны бока

Выставляет игрушки на стол.

Предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Ловлю птиц на лету»

Считалочкой выбирают ловишку. После слов:

« Мы птички - невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать».

Дети перебегают на другой край площадки, ловишка старается их поймать.

- Посмотрите на эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми украшают своё жилище.

-Для чего нужны дымковские игрушки?

Обратите внимание на то, какие фигурки лепят в Дымково?

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Например, считалось что игрушка- свистулька отгоняет своим свистом злых духов Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Лепили женскую фигурку с детьми - преклонялись Богине земли. Вот как богат на фантазию русский народ.

Достаёт игрушку «птичка»

- Вот так птичка-

Собой невеличка!

Станешь дуть, а она:

- Фьють-фьють!

Рассматривает птичку, отмечает, из каких частей она состоит, форма частей.

Показывает последовательность и приёмы лепки.

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия выставляют птичек на стол, рассматривают их.

План – конспект по ознакомлению с филимоновской игрушкой

«В музее филимоновской игрушки»

Цель: Познакомить детей с народными филимоновскими игрушками.

Вызвать интерес к работам филимоновских мастеров

Выявить отличительные особенности филимоновской игрушки: вытянутая форма, цветовая гамма росписи;

Формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в народной игрушке.

Оборудование: Выставка филимоновских игрушек, силуэты филимоновских игрушек из бумаги, кисти, краски, палитры.

План:

Оргмомент

Вступительное слово педагога

Объяснение нового материала

Закрепление изученного

Практическая работа

Итог занятия.

Ход занятия:

Оргмомент

Дети входят в зал и под спокойную музыку рассматривают игрушки.

После просмотра дети рассаживаются.

Ведущий: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Вступительное слово педагога.

Педагог - экскурсовод

Объяснение нового материала.

Педагог: Сегодня я приглашаю вас в музей филимоновской игрушки

В деревне Филимоново Одоевского района делают удивительную глиняную игрушку. Эти игрушки известны всему миру. Они наравне с пряниками и оружием стали визитной карточкой Тульской области. Деревня Филимоново находится близко около залежей иссиня-черной глины. Местные называют ее «синикой» или «синькой». Но после обжига происходит чудо: под воздействием высоких температур, некоторые химические элементы выгорают, и достают мастера из печи игрушки кремового цвета. Из-за пластичности глины при сушке игрушка трескается, ее все время заглаживают мокрыми руками, отсюда все филимоновские игрущки имеют вытянутую форму. У всех животных неправдоподобно вытянуты шеи с маленькой головой. Толи конь, толи жирафоконь.

Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны: это барыни, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лисы. Все игрушки очень веселые, и когда они в большом количестве – это настоящий праздник. Роспись яркая, в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый и белый цвета. А расписывают мастерицысвои игрушки анилиновыми красками и не кисточками, а пером.

Красная полоска,

Зеленая полоска

Желтая полоска,

Удивительные зверюшки-

Филимоновские игрушки.

Педагог ставит на поворотный круг игрушку «Баран»

Барашек-свисток,

Левый рог-завиток,

Правый рог-завиток,

На груди-цветок!

Эта игрушка условна как по форме, так и по росписи. Шея у барашка длинная, вытянутая, голова маленькая, с вытянутой мордой, туго закрученные рога. Окрашен баран по-филимоновски яркими полосами, основной цвет желтый, а на груди пересекающиеся линии, образующие цветок.

Педагог ставит на поворотный круг игрушку «Конь со всадником»

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой

Что за конь! Только тронь-

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Конь расписан красными полосами по желтому фону, наездник в зеленом наряде. У фигурок длинные шеи, маленькие головы. Всадник в удивительном головном уборе.

Педагог ставит на поворотный круг игрушку «Танцующая пара»

В шляпке, да с бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

У барыни высокая колокообразная юбка с незаметным расширением книзу. Верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Ее напарник длинноногий и вытянутый, в характерном костюме: френч в талию, полосатые штаны. Лица фигурок белые, и лишь небольшими штрихами и точками намечены глаза, рот, нос.

Педагог ставит на поворотный круг игрушку «Лиса с петухом»

«Пришла из леса птичница

В рыжей шубке,

кур посчитать»

Основной цвет окраски - оранжевый. Лиса окрашена яркими полосами. В передних лапах у лисы петух. Игрушка полыхает огнем, переливается всеми цветами радуги.

Закрепление изученного.

Дети играют в игру «Хитрая лиса»

Дети читают стихи:

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из Филимоново

Никогда нам не забыть!

2. Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Практическая работа.

Дети под запись русских народных песен расписывают силуэт игрушки.

Итог занятия:

Викторина: « Что я узнал о филимоновской игрушке»

Какого цвета глина у филимоновских мастеров? (сине-черная)

Какого цвета она становится после обжига? (белая с кремовым оттенком)

Почему она меняет цвет? (выгорают красящие вещества)

Почему филимоновские игрушки имеют вытянутые формы (из-за пластичности при сушке игрушка трескается, ее все время заглаживают мокрыми руками)

Чем расписывают игрушку? ( пером)

Какие краски используют? ( анилиновые)

План – конспект по ознакомлению с каргопольской игрушкой

«Чудо – кони, чудо – птицы

Цель: Познакомить детей с каргопольскими народными игрушками из глины; с народно-славянской легендой о Полкане.

Задачи:

Познакомить с технологией изготовления каргольской игрушки: основная форма, цветовая гамма, сюжеты;

Развивать образное мышление.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Оборудование.

  • Карта «У истоков мастерства». Домики, елочки из картона. Игрушки из глины.Поворотный круг, кисти, краски, палитры.

План:

Оргмомент

Основная часть

Закрепление полученных знаний

Итог

Ход занятия:

На столе 2 -3 плоских изображения деревенских изб, елочки.

Появляется игрушка «Тройка с седоками»

Ведущий – педагог:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Педагог: А приехали мы с вами в старинный город Каргополь. Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы, более 600лет назад. Места здесь дивные: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом – Русский Север! Издавна селились здесь люди неторопливые, работающие споро и ладно. Пустого и лишнего они не терпят. Меткое слово, доброе дело ценят и помнят.

Родилась тут глиняная игрушка, завелась она по избам окрестных деревень, по городским домам, глубоко выразив народный характер. Лепят игрушки, как пирожок, сушат, обжигают в печи, раскрашивают немудреными красками.

И вот появляется на свет не то птаха, не то девица

Достает игрушку «Птица Сирин»

Это птица Сирин – образ, дошедший до нас из древнерусской языческой Мифологии. Он символизировал радость, был своего рода эмблемой счастья. Поэтому из века в век украшал прялки, туеса…

(Показ иллюстраций)

Так долетела до нас мечта наших далеких пращуров о солнце и воле.

Достает игрушку «Полкан»

Полюбился народу образ доброго. Удалого человека, скачущего на коне Кентавра из греческой мифологии. На Руси он прижился под именем «Полкан». Постукивают бородатенькие Полканы копытцами, трясут головами в заломленных шапках, а во всю грудь у каждого – солнце с яркими лучами. Создать такое может только народ талантливый и душевный, много повидавший на свом веку, знающий и горе, и радость.

Но каргопольцы не только работали, они любили играть.

Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру, записанную в Архангельской области.

Русская народная игра «Утка шла по бережку»

Достает игрушку «Сеятель»

Поле черное, просторное

Чем тебя я обряжу?

Я посею рожь отборную,

Дуб зеленый посажу!

-Сеятель идет по полю, одной рукой держит лукошко, а другой – разбрасывает семена. Так сеяли очень давно, когда не было еще специальных машин – сеялок. Теперь в каждом хозяйстве, колхозе есть такие машины и они быстро засевают огромные поля, а игрушка лишь напоминает людям о том, как это было раньше.

Дымковские игрушки статичны, они как бы замерли в одном положении, а каргопольские динамичны: старичок поит коня, играет на гармошке, собирает грибы.

( Рассматриваем игрушки)

-Отличает каргопольскую игрушку и скромность оформления, она без налепов и яркой росписи.

Иди, весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край.

Игра - эстафета « Сбор урожая»

Достает игрушку «Водоноска»

Девочки поют частушки:

1.У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи.

2.По улице мостовой

По широкой столбовой

Шла девица за водой,

За ней парень молодой.

Если дымковские барыни- щеголихи слободские, а филимоновские барыни – куклы городские, то каргопольские – это деревенские красавицы. Все они одеты скромно: сарафаны, кофты, юбки.

А на голове у них вместо кокошника или шляпки обыкновенный платок.

Достает игрушки «Олень», «Конь».

Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечушки-то бряк!бряк!бряк!

Золотые они звяк.звякя,звяк!

-Каргопольские игрушки - зверушки на высоких ногах, голова у них сравнительно небольшая, шея короткая, а туловище массивное.

Достает игрушки «Грибники», «Мужичок поит коня»

Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором.

Они обычно изображают жанровые сцены, хозяйственные работы: поездка на санках, старичок поит коня, рубит дрова, собирает грибы…

Русская народная игра «Тетера»

Итог занятия.

Ответить на вопрос:

Что я узнал(а) нового во время путешествия?

План – конспект занятия по ознакомлению с калининской игрушкой: «В магазине калининской игрушки»

Цель: Познакомить детей с калининскими народными игрушками;

Задачи:

Показать выразительные средства калининской игрушки: налепы, передача движения с помощью головы и шеи, цветовая гамма;

Вызвать интерес к работе калининских мастеров.

Оборудование: « Витрина» с калининскими игрушками.

Игрушки из глины, вылепленные детьми заранее;
Поворотный круг, кисти, краски, палитры.

План занятия:

Оргмомент

Основная часть

Закрепление

Практическая работа.

Итог занятия.

Ход занятия

Оргмомент

Дети рассаживаются полукругом, на столе витрина с калининской игрушкой.

Ведущий: Народ собирается!

Магазин открывается.

Основная часть: Инсценировка потешки «Где был, Ваня?»

Выходят мальчик и девочка:

Девочка: « Где был, Ваня?»

Мальчик: « В магазине»

Девочка: «Что купил?»

Мальчик: «Уточку»

Рассматривают игрушку.

Народная игра «Дразнилка»

Дети, взявшись за руки, идут по ругу говорят:

Уточка идет и утят ведет

По лесам ходили,

По лугам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали!

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород!

Ваня догоняет обидчиков.

Девочка: «Что еще купил, Ваня?»

Мальчик: «Петуха калининского»

Рассматривают игрушку.

Ведущий: Ребята малые резвятся,

Петуха со шпорами боятся!

Игра «Петух»

Дети, взявшись за руки идут по кругу со словами. В центре круга «Петух»

Трух – трух, трух-трух-трух!

Ходит по двору петух1

Сам со шпорами,

Хвост с узорами,

Под окном стоит

На весь двор кричит

Кто услышит, тот бежит.

«Петух» догоняет детей.

Ведущий: Где песня льется,

Там легче живется!

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную - прибауточную.

Исполняется русская народная песня «Комарочек»

Дети рассматривают калининскую птицу:

Вот так птичка-

Собой невеличка!

Станешь дуть, а она

Фьють, фьють

Закрепление

Ведущий: Шутки! Прибаутки! Веселье!

Приглашаю покататься на карусели!

Проводится игра «Карусели»

Ведущий: Дети любят игрушки,-

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают!

Практическая работа

Приглашает детей расписать силуэт калининской игрушки.

Итог занятия:

3-4 ребенка «покупают» расписные игрушки, объясняя, почему они «купили», чем она им понравилась.

 

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.