12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Заднеулица Лариса Григорьевна22
0

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина

составила Заднеулица Л.Г., воспитатель МБДОУ д/с № 36 г.Таганрога

Программные задачи:

1. Продолжить знакомство детей с творчеством Е.И. Чарушина. Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.

2.Развивать речь - описание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.

Содействовать формированию умения рисовать животных в нетрадиционной графической технике - тычком жесткой полусухой кистью

3. Воспитывать интерес к книге и иллюстрации, любовь к животным

Оборудование: портрет Е.И.Чарушина,демонстрационная картина по рассказу Е. И Чарушина «Медвежата, выставка книг Е. И. Чарушина, иллюстраций автора. листы бумаги; кисточки; цветная гуашь; салфетки, стаканчики с водой. 

Словарная работа: иллюстрация, художник, анималист.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лисята”, «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», М. Горького «Воробьишко», разучивание стихотворений о животных и творчестве Е. И. Чарушина,; оформление выставки книг.

Ход занятия:

Загадка:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это (книжки)

И еще одна загадка

Он пишет красками пейзаж,
Он и портрет напишет наш.
У него мольберт, треножник.
Вот берёт он карандаш…
Сразу ясно всем (художник)

В:- Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем с вами говорить?
(ответы детей)

В. -Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Мы продолжим знакомство с творчеством писателя и художника известного своими добрыми рассказами и иллюстрациями о животных Е.И. Чарушине.

Рассказ ребенка о Е.Чарушине

Е. Чарушин родился в г. Вятке (сейчас это г.Киров). Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. Отец его был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Он много путешествовал по лесам, рисовал животных и птиц. Потом эти зарисовки и наблюдения Евгений Чарушин использовал в иллюстрациях, а также в рассказах о животных.

В.- А что такое иллюстрация?

В.- Верно, слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.

Рассматривание выставки книг.

В: -  Книги Евгения Ивановича Чарушина  невозможно не узнать. Вот притаился крохотный пушистый котёнок. Спинка выгнута, хвост трубой, уши торчком. Так и хочется его погладить по пушистой тёплой шкурке. Но приглядитесь! Котёнок ли это? (Нет, маленький рысёнок с огромными глазами).

В.- Я предлагаю вам из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам и назвать рассказ (дети парами выкладывают иллюстрации).

- К какому рассказу иллюстрация? («Волчишко»)

-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин)

-О ком этот рассказ?

Дети - Это рассказ о маленьком волчишке, которого мать оставила одного, а человек забрал его к себе домой. Этим рассказом писатель хотел сказать что животные, которые живут в лесу, не могут жить в доме, Им все незнакомо, все ново, все пугало его и кот, и пес, и человек.

Рассматриваем следующую иллюстрацию книги «Воробьишко» М. Горького.

-Кто написал эту книгу?

-Как вы думаете, почему я взяла с полки именно эту книгу?

- Что объединяет эти книги? (Рисунки к этой книге нарисовал Е. Чарушин)

-Посмотрите на обложку. Кого вы видите на обложке?

- Сколько их? Они все одинаковы или разные? Что о них можно рассказать? (Они как будто спорят о чем-то.)

-Почему вы так решили? (Клювы у них раскрыты, крылышки распушены).

-Вспомните, как зовут героя сказки? Какой Чарушин нарисовал семью воробьев? Покажите, где здесь воробьишка Пудик? Как узнали?

(Пушок возле клюва, с маленькими растопыренными крылышками, папа и мама солидные).

-Какими красками рисует художник воробьев?

(Светло-серый, черный, коричневый)

-Посмотрите на рисунок. Что кошка делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На кого смотрит? Как художник изобразил кошку? (Пушистая шерсть, мягкие лапы, острые поднятые к верху уши, пушистый виляющий хвост).

-Что делает кошка? (подкрадывается). Почему ее не услышал Пудик?

Ребенок: - У кошечки на лапках есть подушечки, чтобы она могла незаметно подкрадываться и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали.

В.-Кто вспомнит, чем закончилось самоуверенное поведение Пудика?

-Кто защитил Пудика?

Музыкальная игра « ВОРОБУШКИ И КОШКА»

Слова А. Ануфриевой, немецкая плясовая мелодия

1. В гнезде воробушки живут (дети-воробушки прячутся за )

стульчиками. и утром рано все встают.  "Просыпаются "

Довольно в гнездышках сидеть, (поднимаются) и "летают".

пора на солнышко лететь.

Припев:

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, на солнышко лететь. (Бегают и машут ручками.)

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть. 

2. Летите, пташки, погулять,

летите зернышки клевать. (Садятся на корточки и "клюют" пальчиком по полу).

Такое вкусное зерно,  расти поможет вам оно.

Припев:

3. Будь осторожен, воробей,

крадется кошка у дверей. 

Чтоб не попасться в лапы ей 

лети от кошки поскорей (кошка с криком догоняет)


В. Рассматриваем следующую иллюстрацию «Медвежата»

-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке? (Медвежата)

В.- Почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

В. -Опишите их, какие они? (Рассуждения детей: дикие, мягкие как плюшевые, пушистые, хочется потрогать даже).

В.-Как вы думаете, как относится художник к ним?

В.  Мы говорим о Е. Чарушине – художнике, который рисует животных, таких художников называют «анималисты». Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

В. - Кого бы вы хотели нарисовать из героев произведений Е. Чарушина.

Предлагаю вам пройти в «мастерскую» и приступить к работе.

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков задаю вопрос:

- Героя какого рассказа, сказки ты изобразил? Какой цвет краски использовал? Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

В. -Ребята, скажите о творчестве какого художника и писателя мы сегодня с вами говорили? О ком его рассказы, иллюстрации?

В. – Каким человеком был Евгений Иванович Чарушин? ( Очень добрый, понимал и любил животных).

- А кем он был для птиц и зверей (Евгений Иванович был другом природы, другом зверей).

В: - Писатель говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать. А ты человек. Тебе всё нужно знать. Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

В: - А вы любите животных? Есть ли у вас домашние животные и как вы за ними ухаживаете, расскажите на следующем занятии.

Литература:

1.Чарушин Е.И. Большие и маленькие/ Ил. Е.И.Чарушин.-М.: Дет. лит., 1973

2.Е. Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» - М:ООО»Книги «Искателя»,2009

3. Е. Чарушин «Кот Епифан и другие рассказы» - М:Изд-во «Правда»,1991

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Интернет-ресурсы

zagadki.kakras.ru

urabob.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.