Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с творчеством Е.И. Чарушина
составила Заднеулица Л.Г., воспитатель МБДОУ д/с № 36 г.Таганрога
Программные задачи:
1. Продолжить знакомство детей с творчеством Е.И. Чарушина. Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
2.Развивать речь - описание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.
Содействовать формированию умения рисовать животных в нетрадиционной графической технике - тычком жесткой полусухой кистью
3. Воспитывать интерес к книге и иллюстрации, любовь к животным
Оборудование: портрет Е.И.Чарушина,демонстрационная картина по рассказу Е. И Чарушина «Медвежата, выставка книг Е. И. Чарушина, иллюстраций автора. листы бумаги; кисточки; цветная гуашь; салфетки, стаканчики с водой.
Словарная работа: иллюстрация, художник, анималист.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лисята”, «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», М. Горького «Воробьишко», разучивание стихотворений о животных и творчестве Е. И. Чарушина,; оформление выставки книг.
Ход занятия:
Загадка:
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это (книжки)
И еще одна загадка
Он пишет красками пейзаж,
Он и портрет напишет наш.
У него мольберт, треножник.
Вот берёт он карандаш…
Сразу ясно всем (художник)
В:- Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем с вами говорить?
(ответы детей)
В. -Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Мы продолжим знакомство с творчеством писателя и художника известного своими добрыми рассказами и иллюстрациями о животных Е.И. Чарушине.
Рассказ ребенка о Е.Чарушине
Е. Чарушин родился в г. Вятке (сейчас это г.Киров). Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. Отец его был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Он много путешествовал по лесам, рисовал животных и птиц. Потом эти зарисовки и наблюдения Евгений Чарушин использовал в иллюстрациях, а также в рассказах о животных.
В.- А что такое иллюстрация?
В.- Верно, слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.
Рассматривание выставки книг.
В: - Книги Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать. Вот притаился крохотный пушистый котёнок. Спинка выгнута, хвост трубой, уши торчком. Так и хочется его погладить по пушистой тёплой шкурке. Но приглядитесь! Котёнок ли это? (Нет, маленький рысёнок с огромными глазами).
В.- Я предлагаю вам из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам и назвать рассказ (дети парами выкладывают иллюстрации).
- К какому рассказу иллюстрация? («Волчишко»)
-Кто написал этот рассказ (Е. И. Чарушин)
-О ком этот рассказ?
Дети - Это рассказ о маленьком волчишке, которого мать оставила одного, а человек забрал его к себе домой. Этим рассказом писатель хотел сказать что животные, которые живут в лесу, не могут жить в доме, Им все незнакомо, все ново, все пугало его и кот, и пес, и человек.
Рассматриваем следующую иллюстрацию книги «Воробьишко» М. Горького.
-Кто написал эту книгу?
-Как вы думаете, почему я взяла с полки именно эту книгу?
- Что объединяет эти книги? (Рисунки к этой книге нарисовал Е. Чарушин)
-Посмотрите на обложку. Кого вы видите на обложке?
- Сколько их? Они все одинаковы или разные? Что о них можно рассказать? (Они как будто спорят о чем-то.)
-Почему вы так решили? (Клювы у них раскрыты, крылышки распушены).
-Вспомните, как зовут героя сказки? Какой Чарушин нарисовал семью воробьев? Покажите, где здесь воробьишка Пудик? Как узнали?
(Пушок возле клюва, с маленькими растопыренными крылышками, папа и мама солидные).
-Какими красками рисует художник воробьев?
(Светло-серый, черный, коричневый)
-Посмотрите на рисунок. Что кошка делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На кого смотрит? Как художник изобразил кошку? (Пушистая шерсть, мягкие лапы, острые поднятые к верху уши, пушистый виляющий хвост).
-Что делает кошка? (подкрадывается). Почему ее не услышал Пудик?
Ребенок: - У кошечки на лапках есть подушечки, чтобы она могла незаметно подкрадываться и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали.
В.-Кто вспомнит, чем закончилось самоуверенное поведение Пудика?
-Кто защитил Пудика?
Музыкальная игра « ВОРОБУШКИ И КОШКА»
Слова А. Ануфриевой, немецкая плясовая мелодия
1. В гнезде воробушки живут (дети-воробушки прячутся за )
стульчиками. и утром рано все встают. "Просыпаются "
Довольно в гнездышках сидеть, (поднимаются) и "летают".
пора на солнышко лететь.
Припев:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, на солнышко лететь. (Бегают и машут ручками.)
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть.
2. Летите, пташки, погулять,
летите зернышки клевать. (Садятся на корточки и "клюют" пальчиком по полу).
Такое вкусное зерно, расти поможет вам оно.
Припев:
3. Будь осторожен, воробей,
крадется кошка у дверей.
Чтоб не попасться в лапы ей
лети от кошки поскорей (кошка с криком догоняет)
В. Рассматриваем следующую иллюстрацию «Медвежата»
-Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке? (Медвежата)
В.- Почему?
Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.
В. -Опишите их, какие они? (Рассуждения детей: дикие, мягкие как плюшевые, пушистые, хочется потрогать даже).
В.-Как вы думаете, как относится художник к ним?
В. Мы говорим о Е. Чарушине – художнике, который рисует животных, таких художников называют «анималисты». Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.
В. - Кого бы вы хотели нарисовать из героев произведений Е. Чарушина.
Предлагаю вам пройти в «мастерскую» и приступить к работе.
Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.
Анализ детских работ. При просмотре рисунков задаю вопрос:
- Героя какого рассказа, сказки ты изобразил? Какой цвет краски использовал? Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?
В. -Ребята, скажите о творчестве какого художника и писателя мы сегодня с вами говорили? О ком его рассказы, иллюстрации?
В. – Каким человеком был Евгений Иванович Чарушин? ( Очень добрый, понимал и любил животных).
- А кем он был для птиц и зверей (Евгений Иванович был другом природы, другом зверей).
В: - Писатель говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать. А ты человек. Тебе всё нужно знать. Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
В: - А вы любите животных? Есть ли у вас домашние животные и как вы за ними ухаживаете, расскажите на следующем занятии.
Литература:
1.Чарушин Е.И. Большие и маленькие/ Ил. Е.И.Чарушин.-М.: Дет. лит., 1973
2.Е. Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» - М:ООО»Книги «Искателя»,2009
3. Е. Чарушин «Кот Епифан и другие рассказы» - М:Изд-во «Правда»,1991
4.Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Интернет-ресурсы
urabob.ru