Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе (кружковая работа)
Тема: «Гусеницы на лугу заиграли в чехарду»
Цель: изготовление гусениц из бисера способом скрутки.
Задачи: совершенствовать навыки работы с бисером;
познакомить со способом плетения – скрутка, расширять познавательные способности, развивать мелкую моторику пальцев, приобщать к наследию декоративно – прикладного искусства, осуществлять художественно-эстетическое развитие; прививать ценностное отношение к собственному труду, к труду других людей и его результатам.
Материал для работы: бусины, проволока, бисер, схема.
Ход НОД:
Организационный момент:
Веселые стихи перед работой не помешают:
Здравствуй правая рука.
Здравствуй левая рука.
Головою покрути,
Лень усталость прогони.
Вводная часть:
- Ребята, на прогулке мы с вами рассматривали бабочку. Кто знает, кем она бывает, прежде чем превращается в бабочку?
- Какие бывают гусеницы? (рассмотреть на иллюстрациях или слайдах форму, цвет, размер гусениц). Наш природный уголок украшен вашими бабочками из бисера. Сегодня попробуем сделать гусениц. Как вы думаете, где можно разместить готовые поделки? Я могу предположить, что они тоже будут такими же красивыми. (Дети высказывают свои предложения: игрушки для малышей, украшение в виде броши, украшения в природный уголок, пополнить групповую коллекцию насекомых).
Маленькие гусеницы
Спрятались в траве
Соберу из бусинок,
Сделаю их две.
Основная часть:
Демонстрируется увеличенное изображение образца и схема изготовления на слайдах.
Работая с бисером и проволокой не забываем о правилах безопасности:
1. Низко не наклоняемся над столом. Поделку и концы проволоки не подносим близко к глазам.
2. Проволоку и бисер не берем в рот.
3. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа.
Практическая часть.
На слайдах демонстрируется схема работы, воспитатель комментирует, дети выполняют плетение на местах.
Пошаговые инструкции поделки «Гусеницы»
1. На проволоку (50см) надеваем бисеринку, размещаем ее на середине проволочки и скручиваем один усик (7-10 мм). Затем нанизываем вторую бисерину и скручиваем еще один усик.
2. Нанизываем 2 черные бисерины для глаз на каждую проволоку, затем большую бусину и бисерину сразу на 2 конца проволоки.
3. На каждый конец проволоки надеваем по одной бисерине и скручиваем ножки (по 5-7 мм).
4. Далее продолжаем повторять закономерность (бусина, бисерина, ножки и т.д.). Длина тельца и цвет гусеницы по желанию.
5. Последние 2 или 3 бусины можно взять немного меньшего размера, но такого же цвета.
6. Завершаем бусиной и бисеринкой. Концы проволоки пропускаем через последнюю бусину в обратном направлении и обрезаем. Гусеница готова.
Такую гусеницу можно использовать как украшение к одежде, на заколку, в бисерной композиции или в игре.
Физкультминутка (через 10 – 15 минут после начала работы).
“Гусеница”
Этот темный дом без окон (Показывают руками крышу дома)
У людей зовется кокон. (Соединяют одноименные пальцы и показывают шар)
Свив на ветке этот дом, (Указательным пальцем рисуют пружинку)
Дремлет гусеница в нем. (Изображают, как спит)
Спит без просыпа всю зиму, (То же самое)
Но зима промчалась мимо. (Правая ладошка наверху –левая внизу, а потом меняют в хлопке)
Март, апрель, капель, весна, (Хлопки вправо- влево чередуются)
Гусенице не до сна. (Отрицают поворотом головы)
Стала бабочкой она. (Изображают руками бабочку)
Заключительная часть: дети рассматривают готовые работы, подводят итоги своему творчеству и размещают свои работы на макете «Насекомые», предлагают собрать целую коллекцию бисерных насекомых.
Валентин Дмитриевич Берестов
Честное гусеничное
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
– До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
– Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
– Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
– Уф как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх.
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. «Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву.
А девочка увидела её и сказала:
– Какая красивая!
– Вот и верь людям, – ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра– совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
– Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
Ефимова Алла Ивановна