12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

ПРиложения доступны по ссылке: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zanyatie_po_karelskomu_yaziku_dlya_2_klassa_yagodi_171716.html

Сценарий образовательного квеста

по карельскому языку

(занятие внеурочной деятельности в форме квест-технологии)

Автор: Россиева А.В., учитель начальной школы МКОУ «Ильинская СОШ»

Аудитория: учащиеся, второй год изучающие карельский язык

Направление внеурочной деятельности: общекультурное

Тема: Marjat. Kirjain Mm (Ягоды. Буква Мm)

Цель: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (карельскому) языку, к природе своего края.

Задачи:

Образовательные: Ознакомление учащихся с новыми лексическими единицами:  «oma», «kummu», «matto», «sormi», буквой Мm и закрепление пройденной лексики. Формирование у учащихся навыков устной и письменной речи (чтение и письмо).

Развивающие: Совершенствование у учащихся слухо-произносительных навыков. Развитие у учащихся умений диалогической речи.

Воспитательные: Привитие учащимся интереса к изучению карельского языка

Планируемые результаты занятия:

Познавательные: Пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала.

Регулятивные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Выполнять логические действия сравнения и анализа.

Коммуникативные: Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Слушать, понимать текст, содержащий изученный материал и отдельные новые слова. Соотносить графический облик слова с его звуковым образом.

Личностные результаты: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира.

Время: 40 минут

Помощники: Интереснее, если информацию о ягодах будет рассказывать Королева Ягод, но учитель может справиться и в одиночку.

Место проведения: кабинет с компьютером, желательно с интерактивной доской, но можно с проектором и экраном. Обязательно колонки. Парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли объединиться в 4 группы.

Пояснение: Во втором классе учащиеся только начинают осваивать буквы карельского алфавита, поэтому в заданиях, где требуется прочитать слово, состоящее из пока неизученных букв, записывается буквами русского алфавита.

Ход занятия:

Организационный момент (2-3 мин).

Слайд 2 (Приложение 1)

- Lapset, olgua hyvat, noskua da kuunelkua Karjalan Tazavallan Gimnua. Прошу всех встать. Звучит гимн Карелии. (Поем гимн) (Приложение 2)

Terveh, lapset! Здравствуйте, ребята!

Lapset, olgua hyvat, tervehtikkua gostii.  Sanokkua «Terveh teile, gostʹat» . Ребята поздоровайтесь. Пожалуйста, с гостями.

Olgua hyvät, istavukkua! (Садитесь, пожалуйста!)

Фонетическая разминка с движениями (2 мин).

Aram-sam-sam aram-sam-sam,

(Удар по столу- по парте, 2 хлопка, удар по столу – по коленям – 2 хлопка),

Kuti-kuti-kuti-kuti-kuti ram-sam-sam.

(руки подняты, шевелим растопыренными пальцами, удар по коленям–2 хлопка).

Aram-sam-sam, aram-sam-sam,

Kuti-kuti-kuti-kuti-kuti ram-sam-sam. (То же самое)

Ga täs mina, ga täs mina,

(Обнимаем себя, скрестив руки на груди и слегка наклоняемся вперед)

Kuti-kuti-kuti-kuti-kuti ram-sam-sam.

(руки подняты, шевелим растопыренными пальцами, удар по коленям–2 хлопка).

Ga täs mina, ga täs mina,

Kuti-kuti-kuti-kuti-kuti ram-sam-sam.1

Luvemmo: Yksi, kaksi, kolme … Считаем по-карельски от 1 до 10.

- Nygöi lugou vaiku tyttöt. Теперь считают только девочки.

- Nygöi lugou vaikku brihačut. Теперь считают только мальчики.

Речевая разминка (5 мин).

Фронтальная работа

Vastakkua kyzymyksih. Ответьте на вопросы:

Ken sinä olen? Кто ты?

Kusbo sinä elät? Где ты живёшь?

Kusbo sinä opastut? Где ты учишься?

Äijygo on sinul vuotty? Сколько тебе лет?

Работа в группах. Упражнение из Приложения 3.

- Соедините ответ с вопросом. Разложите по порядку вопросы и ответы к ним на поверхности прозрачного файла. (Приложение 3)

Проверка (Слайд 3)

4. Сообщение темы и целей урока (2 мин).

- Аккуратно за четыре конца поднимите файл, что написано с оборотной стороны. (Записываем слова, которые написаны с обратной стороны на доску по-карельски)

- Назовите все эти слова по-русски одним словом. (Ягоды)

- Как звучит слово «ягоды» на карельском языке? (Marjat)

(Слайд 4) Tänäpäi urokan aihe on «Marju da kirjain Mm». Тема сегодняшнего урока «Буква Мм. Ягоды»

- Ягоды Карелии неброские, мелкие, но очень вкусные и ароматные. Сама природа позаботилась о северянах лишенных солнышка и витаминов, она создала северное чудо, дикорастущие ягоды.

- Задайте к уроку вопросы. (Какие ягоды растут в Карелии? Полезны ли ягоды Карелии?)

- Чтобы услышать рассказ о карельских ягодах, вы должны выполнять задания.

5. Актуализация знаний.

1) Фронтальная работа. Упражнение «Mi tämä on?» «Что это такое?» (ссылка на упражнение дана внизу слайда №3 и в инструкции)

За несколько последних занятий вы вспомнили и расширили словарный запас по темам «Птицы», «Дикие и домашние животные». Продемонстрируйте свои знания на следующем упражнении.

- Какая ягода на экране? Как звучит её карельское название?

Слайд 5. Рассказ о клюкве (учитель прикрепляет на доску картинку с брусникой).

- Клюква по-карельски garbalo. Клюкву называют ягодной королевой карелии. В ней огромное количество витамина С (для иммунитета) и редкий витамин К 1 отвечающий за свертываемость крови. Соки и морсы из клюквы снижают температуру не хуже таблеток. Клюква прекрасно хранится всю зиму на балконе свежей, из нее варят кисель, готовят сок, морс.


Работа в группах. Решение кроссворда (Приложение 4).

- Какие буквы карельского алфавита вы уже знаете? (a, o,u, k, n, t)

(Учащиеся решают Кроссворд по лексике прошлых уроков)

- Какое слово получилось по вертикали? (Buolu)

- Что это за ягода? (Брусника)

Слайд 6. Рассказ о бруснике (учитель прикрепляет на доску картинку с брусникой).

- Целебные листья брусники обладают  противовоспалительными, мочегонными действиями, эффективны при лечении кожных заболеваний. Варенье, соки, морсы, повидло и просто залитая слабым сахарным сиропом брусника, все вкусно и ароматно. На зиму бруснику толкли и хранили в бочках с водой. Так она не портится всю зиму. Бруснику смешивали с толокном и ели сырой или пекли с ней как и сейчас пироги - ягодники. В качестве повседневного напитка, наряду с квасом из репы и хлеба, использовалась брусничная вода. 


Физкультминутка «Jänöi» (автор: Т.Баранова)

Работа по теме

1) Беседа.

- С какой буквы начинается слово marjat? (Буква М)

- Какие звуки может обозначать эта буква? (Iänet ollah vokalit vai konsonantat?)

- Назовите карельские слова с этой буквой (silmy, 10, vihmu, nimi, lehmy, miäččy, kumi, armas, mielu, sormi,lumi, lumiuko,kolme, minä).

(Учитель вешает на доску картинку с буквой Mm)

- Какая ягода изображена на картинке с буквой Мm? (Земляника)

Слайдо 7. Рассказа о землянике.

- Дикорастущая ягода земляника, сладкая, и душистая. Маленькие кустики с красными ягодками с крошечными семечками, помнятся с детства. Ценится земляника не только за неповторимый вкус и запах, она еще и за целебные свойства. Свежими листочками лечили порезы, настоем снижали давление, лечили сахарный диабет и многое другое. Набрать хотя бы корзинку этой ягоды вряд ли получится, очень мелка. Самое лучшее применение сварить варенье, открытая в зимнюю стужу баночка живо напомнит о лете.

2) Работа в тетради (Слайд 8).

- Запишите строчку буквы Мm (Дети прописывают в тетради букву).

- Обведите в кружок самую свою красивую букву.

3) Работа фронтальная и парная.

- Прочитайте слоги с буквой хором (по указке учителя Слайд 9).

- Прочитайте слоги в парах друг другу с карточек (Приложение 5).

4) Фронтально-индивидуальная работа (Слайд 9-10).

- Прочитаем слова со слайда, переведем. (Сначала читает учащийся, которого назвает учитель, затем хором весь класс)

5) Работа с карточкой (Приложение 6).

- Вклейте карточки с новыми словами в тетрадь, впишем пропущенные буквы. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно)

- Какие буквы вставили? (Учащиеся отвечают, учитель открывает буквы на слайде 10)

- Какое слово получилось из пропущенных букв? (Mustʹoi)

- Как переведем? (Черника)

Слайд 12. Рассказ о чернике (учитель вешает на доску картинку с черникой).

- Чего много в Карелии, так это черники.  Ягоды держатся на кусте очень долго, когда в сентябре опадает черничный, лист плоды продолжают висеть. Темно-синие с налетом ягоды черники не очень крупные сладкие, обладают уникальной способностью испачкать рот и руки густо фиолетовым цветом.  Плоды и отвары листьев улучшают зрение. Сегодня из нее готовят вкуснейшее варенье, пастилу, морсы… Раньше ее ели свежую смешав с толокном, а для хранения ягоды черники, малины высушивали и использовали в медицинских целях.

Пальчиковая гимнастика «Tämä sormi on muamo…»

Закрепление

Игра «Собери слова».

- Kačokkua stulal piäl. Mi tämä on? (Под стульями у некоторых детей прикреплены слоги Приложение 7)

- Найдите себе пару так, чтобы вместе у вас получилось слово.

- Проверим, какие слова получились и переведем их.

- Какие буквы получились с оборотной стороны? (Назвыют буквы)

- Какое слово можно из них сложить? (Vagoi)

- Что это за ягода? (Малина)

Слайд 13. Рассказ о малине (учитель вешает на доску картинку с малиной).

- Малина созревает вслед за черникой, не очень крупная, но ароматная и вкусная. О целебных свойствах дикорастущей малины знают все, «зима, простуда, жар и чай с малиной».  В малинниках занимающих большие площади нужна осторожность. Медведи, нагуливающие жирок на зиму, тоже их посещают. В старину не всем по карману была покупка чая и вместо него использовали листья малины, смородины, брусники, мяты и зверобоя. Перед тем как заварить, высушенные листья ломали и растирали в ладонях, высвобождая аромат лета, который они сберегли.

Игра «Определи, где чья мама». (Слайд 14)

- Прочитай. Определите по высказываниям детей где чья мама.

Слайд 14. Рассказ о морошке (учитель вешает на доску картинку с малиной).

- Болотная красавица. У этой карельской ягодки масса достоинств. Поморы Карелии брали на промысел бочонок моченой морошки, которая спасала от цинги. Листья клали на раны и ожоги, как средство противовоспалительное и останавливающее кровь. Готовят из плодов вкусные компоты, варенья, джемы и желе. Либо просто заливают слабым сахарным сиропом, в котором она хранится всю зиму.

Подведение итогов.

- Какими новыми знаниями вы обогатили свою кладовую знаний? Чему научились? Какие ягоды запомнили? (Памятка на карельском – Приложение 8, ее дети приклеивают себе в тетрадь)

Слайд 15.

- Что общего во всех карельских ягодах? (Они все полезные, вкусные и т.д.)

- Какой праздник будет в воскресенье? (День матери)

- Я предлагаю подарить мамочкам букеты здоровья и наклеить их на заготовки открыток.

- Какие теплые слова мы можем написать мамочке? (Muamo on armas. Muamo on čoma. Minä sinuu suvaičen. Мама любимая. Мама красивая. Я тебя люблю)

(Дети приклеивают на заготовки открыток, пишут пожелания русскими буквами или копируют незнакомые буквы, написанные учителем на доске)

Рефлексия (Слайд 16)

- Не забудьте поздравить Ваших мамочек и бабушек с праздником.

Мамой быть — большая радость
И нелегкий, важный труд.
Пусть объятья детских ручек
Силы жить тебе дают.

- Похлопайте, если у вас хорошее настроение, потопайте, если вам было скучно и вы зря потеряли время.


1 Автор разминки неизвестен.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 09.12.19 в 15:35 1Ответить Пожаловаться
Антонина Владимировна, большое спасибо за ресурс. Интересный материал. Идею можно использовать и на других занятиях.
Россиева Антонина Владимировна, 09.12.19 в 15:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лилия Вильевна, за положительную оценку))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.