Конспект коррекционного занятия «Буква Ю»
Буква Ю
Цели:
коррекционно-образовательные:
— дать понятие о букве Ю;
— формировать словарь;
коррекционно-развивающие:
— выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать дыхание и голос;
коррекционно-воспитательные:
— воспитывать чувство любви к Родине;
— воспитывать чувство гордости за то, что являешься гражданином России.
Оборудование: символика российского государства, тетради, карандаши, предметные картинки, разрезные азбуки, схемы предложений, зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспроизведение слоговых рядов (на усмотрение логопеда).
II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.
1. Общее расслабление
2. Развитие общей моторики
3. Развитие мелкой моторики
4. Массаж лица
5. Развитие мимических мышц
6. Развитие артикуляционной моторики
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
— Дифференциация ротового и носового выдоха ЭУ
Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся с буквой Ю.
2. Знакомство с буквой Ю.
Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась буква Ю. (А. Шибаев) Дети находят букву в разрезных азбуках.
3. Закрепление знаний о букве в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Составление слогов с буквой Ю (согласные по выбору детей). Каждый ребенок читает свои слоги.
Рассмотреть картинки. Проанализировать, после каких согласных пишется буква Ю. Какие еще буквы стоят после мягких согласных? (Я, Е, Ё, И.)
— Звуковой анализ слов: клюв, утюг. Выкладывание цветной схемы этих слов. Печать их в тетрадях.
— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».
— Составление предложений к заданным схемам.
IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.
Я и прямо, я и боком, И с разбега, С поворотом, И на месте,
И с прискоком, И двумя ногами вместе.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Ознакомительная беседа о символике российского государства. Знакомство с флагом, гимном и гербом России.
Логопед: «У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны в знак уважения встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел».
Дети отвечают на вопросы по рассказу.
VI. Итог занятия и оценка работы детей. С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? Какие символы нашего государства вы знаете?
VII. Домашнее задание.
VШ. Материал для закрепления вне занятий
1. Фонетические игры.
— Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук С, либо звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.
— Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком 3, а вторая — со звуком Зь. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.
— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от количества слогов. Слова со звуками Ц, С.
Игра «Домик». Определение места звуков Ц, С в словах.
— Звуковой анализ слов типа цапля, сабля. Работа в тетрадях с буквами и словами.
2. Лексико-грамматические игры.
— Знать название страны, города, округа, улицы, домашний адрес, столицу. (Познакомить детей с достопримечательностями города, некоторыми историческими фактами нашей страны.)