Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Буква А, звук [а]»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Буква А, звук [а]
Задачи:
- познакомить с понятием алфавит, с первой буквой А, звуком [а];
- учить определять первый звук в словах, определять место звука в словах;
- продолжать учить ориентироваться на листе, выполнять штриховку, раскраску.
I. Вступительная часть
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
- Правильно. Какой первый звук вы слышите в слове «арбуз»? (звук [а])
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].
- Звук [а] на письме обозначается буквой А, а.
- Буква А — первая буква алфавита. (показать на алфавите)
- Алфавит – это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке.
- Послушайте стихотворение. На что похожа буква А?
«А» — начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев
II. Основная часть
2. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
- Давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт).
- А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
- [а] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.
- Воздух выходит изо рта и не встречает препятствий, мы его можем пропеть голосом, поэтому его так и называют – гласный звук. Значит, звук [а] — гласный. Гласные звуки на письме обозначают красным цветом.
Символ звука [а] - большой красный квадрат. (выставить символ звука на карточке)
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
4. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, а теперь поиграем. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [а]
У, О, А, Ы, А, М, О, Ф, А, О.
5. Определение места звука в слове.
Картинки и карточки со схемами звуков.
Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.
- Назовите слова, которые начинаются со звука [а]. (Африка, астра, аист, Аня, арбуз, арка, алфавит)
6. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, звук [а] обозначается буквой А. Посмотрите, это буква А. (выставить карточку с буквой) Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»).
- А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. Из скольки палочек состоит большая буква А? (Из трёх)
7. Работа на листочках. Раздать листочки (Приложение 1). Проверить листы с работой, поставить смайлики. Похвалить.
III. Заключительная часть
8. Подведение итогов занятия.
- Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
- Что вам запомнилось больше всего?
Приложение 1
Кияйкина Наталья Федоровна
Валентина Николаевна Прокопова