Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Буква А, звук [а]»

3
2
Материал опубликован 29 April в группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Буква А, звук [а]

Задачи:

- познакомить с понятием алфавит, с первой буквой А, звуком [а];

- учить определять первый звук в словах, определять место звука в словах;

- продолжать учить ориентироваться на листе, выполнять штриховку, раскраску.

I. Вступительная часть

Правило поведения на занятии.

- Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

 

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (
Арбуз)

- Правильно. Какой первый звук вы слышите в слове «арбуз»? (звук [а])

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].

- Звук [а] на письме обозначается буквой А, а.

- Буква А — первая буква алфавита. (показать на алфавите)

- Алфавит это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. 

- Послушайте стихотворение. На что похожа буква А?

 

«А» — начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
А. Шибаев

 

II. Основная часть

2. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

- Давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт).

- А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

- [а] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

- Воздух выходит изо рта и не встречает препятствий, мы его можем пропеть голосом, поэтому его так и называют – гласный звук. Значит, звук [а] — гласный. Гласные звуки на письме обозначают красным цветом.

Символ звука [а] - большой красный квадрат. (выставить символ звука на карточке)

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

 

4. Развитие фонематического слуха.

- Ребята, а теперь поиграем. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [а]

У, О, А, Ы, А, М, О, Ф, А, О.

5. Определение места звука в слове.

Картинки и карточки со схемами звуков.

Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.

- Назовите слова, которые начинаются со звука [а]. (Африка, астра, аист, Аня, арбуз, арка, алфавит)

6. Соотношение звука с буквой.

- Ребята, звук [а] обозначается буквой А. Посмотрите, это буква А. (выставить карточку с буквой) Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

 

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква 
А.

 

- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»).

- А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. Из скольки палочек состоит большая буква А? (Из трёх)

7. Работа на листочках. Раздать листочки (Приложение 1). Проверить листы с работой, поставить смайлики. Похвалить.

III. Заключительная часть

8. Подведение итогов занятия.

- Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

- Что вам запомнилось больше всего?

 

Приложение 1

t1745909772aa.png

t1745909772ab.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нужный материал! ::smile1:: Хорошо бы список источников поместить.

1
29 April

Спасибо, Наталья Фёдоровна за оценку! Список литературы и источников предоставлю в сборнике своих конспектов.

0
30 April