Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук и буква В»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №12 «Родничок»
Конспект занятия по обучению грамоте
для детей подготовительной группы
«Звук и буква В»
Составила учитель-логопед: Кукарина
Людмила Брониславовна
г.Катайск
2021
Тема занятия: Звук и буква В
Тип занятия: Сообщение новых знаний
Цель: Знакомство со звуком и буквой В
Задачи:
1. Обучающие задачи.
Знакомить со звуком и буквой В
2. Развивающие задачи.
Развивать у детей познавательные способности- память, внимание, воображение, мышление(операции анализа, синтеза)
3. Воспитывающие задачи.
Формировать нравственные качества, умение согласовывать совместную деятельность.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие:
Формировать у детей любознательность, интерес к предлагаемой деятельности.
Речевое развитие:
Упражнять в четком произношении звука «В», отличать его от других звуков; определять на каком по счету месте стоит звук; подбирать слова с заданным слогом; в составлении слов по первым звукам; в преобразовании деформированных предложений; в решении ребусов.
Закреплять обобщающее понятие семья.
Упражнять в умении давать полные ответы на вопросы. Развивать фонематический слух. Закреплять навыки звукопроизношения.
Социально-коммуникативное:
Формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать уважение и чувство принадлежности к своей семье.
Художественно-эстетическое развитие:
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Способствовать самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук, формировать умение согласовывать движения с речью.
Предварительная работа: знакомство с понятием ребус, разучивание физкультминутки.
Активизация словаря: прилагательные ( согласный, глухой, твердый, мягкий ), существительные (семья, сестра, бабушка, дедушка, имя, ребус)
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, сюрпризный момент
Материалы к оборудованию: зеркала, игрушка –мальчика, коробка с игрушками (корова, волк, сова, паровоз, шар, машинка) картинки людей, пособие для определения позиции звука в слове, кассы букв, коробочки со схемами, фломастеры, трафареты буквы В, демонстрационная буква В, картинки детей со слогами, ребусы, мультимедиа, магнитофон, чайные ложки по количеству детей, ваза с вареньем.
Ход.
1.Организационный момент.Дети входят в группу. На столах у каждого лежит картинка девочки или мальчика и под ней напечатан слог. Дети должны придумать имя , чтобы начиналось с данного слога.
2. К нам сегодня пришел мальчик, а как его зовут он нам сам представится.(достаю куклу – мальчика).
- Здрастуйте! Меня зоут ООчка. Я принес ам ишнеое аренье.
- Дети вы поняли как его зову? Может его зовут Вовочка, Вова? Да ,дети, у него нет звука «В». Давайте научим его произносить этот звук. Скажем все вместе В. (берут зеркала)
Артикуляция. Когда произносим звук «В» язычок лежит спокойно,
нижняя губа приближена к верхним зубам,
верхняя губа слегка приподнята.
Характеристика звука. Воздух выходит свободно? – С трудом.
Значит, это какой звук? – Согласный
А раз он согласный он может быть твердым или мягким
Закройте уши, послушайте горлышко- звенит? Значит он какой? – звонкий.
Полная характеристика звука.
2.Научился Вова произносить звук «В» и от радости запел
ВА – ВО –ВУ- ВЫ
3. Вова любит гулять в лесу , а там есть эхо. Поиграем в игру «Эхо»
Вата, мох, валенки, молоко, павлин, плавник, шарик, Иван.
4. Вова гуляет по лесу не один , а со своей дружной семьей. С мамой .
А как ее зовут узнаете, если составите слово по 1-м звукам. _ВИКА
С папой - ВАСЯ. Бабушкой Варей, дедушкой Ваней и сестренкой Валей.
Как-то раз мама с папой принесли Вове целую коробку игрушек.
Вова любит играть с теми, в которых есть его любимый звук « В», но пока ему еще трудно найти их самостоятельно. Давайте поможем и выберем игрушки со звуком «В». (выходят двое детей)
Пока дети выбирают Вова решил с нами пошутить. Послушайте какое предложение он придумал.
Варенье ест Вову.
Мышь ловит кота Ваську.
Выть волк громко.
(Проверяем задание у детей)
5. В это время бабушка пришивала пуговицу к кофте и придумала для Вовы веселую игру «Веселая пуговица».
На каком по счету месте стоит звук «В» в слове СОВА? – На з-м
( работа на столах)
6. Вова с дедушкой по вечерам любят разгадывать ребусы. ( На экране появляются ребусы, дети разгадывают их.)
ВАТА, БУКВА, КУВШИНКА, ВОЛК
Вова с семьей любят не только развлекаться , но и весело трудиться
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Валины платья.
Валя стирает панамку для брата.
Вова для всех мастерит самолет.
Весело в доме - работа идет!
7. Игра «Живые звуки». Научим этой игре Вову
ВОТ, ВОВА
8. Вова научился произносить звук «В», а чем записывают этот звук он не знает. - Буквой.
Палочка, рядом две ровные дужки –
Вот и готовы очки для лягушки.
- На что походит буква?
-прописываем в воздухе
- выкладываем из тесемки
- находим в кассе
- выкладываем Вова
9. Предлагаю подарить Вове букву. Но она не яркая. Сделаем ее красивой, нарядной. (Дети украшают свою букву цветными карандашами.)
3. Дети дарят букву Вове и называют слово со звуком «В», а он угощает их вишневым вареньем.