Конспект занятия в средней группе с элементами опытно-экспериментальной деятельности на тему «Великолепные свойства песка»
Н.А. Луцак,
воспитатель,
МБДОУ комбинированного вида детский сад № 50 «Аистёнок»
ЗАТО г. Североморск, Мурманская область
Конспект занятия в средней группе «Звёздочка»
«Осенняя прогулка» с элементами опытно-экспериментальной деятельности . Тема: «Великолепные свойства песка».
Цель: познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок сухой и влажный, их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
дать элементарные представления о происхождение песка;
развивать мышление, речь, словарный запас дошкольника.
Материалы: разноцветные формочки, игрушки, ведра с водой, лопатки, пустые контейнеры (1 – с мелкими камушками, другой – пустой контейнер), одноразовые стаканчики.
Ход занятия:
Дети выходят на улицу, становятся около песочницы, на которой стоит флюгер, лежат разноцветные формочки, игрушки, одноразовые стаканчики, ведра с водой, лопатки.
Воспитатель (В.) читает детям стихотворение Л.Квитко «На песке»:
Весь песок ногой сгребу,
Весь руками соберу.
Я построю светлый дом,
Садик розовый с кустом.
Парк тенистый вырос вдруг.
Сторожа стоят вокруг.
Есть сырой песок у нас,
- Что нам вылепить сейчас?
Хочешь лес? Вот темный лес,
Мальчик на сосну залез.
Карлик тащит свой мешок,
Ветку поднял, поволок…
Вот лошадка, вот коза,
Кошка в люльку заползла.
Вот на крышу сел арбуз,
Снес яйцо… Нет, я смеюсь:
Просто так я пошутил -
Из песка я всё слепил [1, 39].
В.: Ребята, какое замечательное веселое стихотворение про песок. Вы все недавно приехали с отпуска, отдыхали на море, бегали по песку, купались в теплой воде и наверняка строили из песка замки. Но лето закончилось, наступила осень и на нашем участке замечательный, красивый песок, с которым я Вас сегодня познакомлю и мы построим изумительные, красивые постройки для наших игрушек.
В.: Прежде чем рассказать о песке, мы должны узнать, откуда он берется. Ведь его так много повсюду. Я предлагаю Вам поэкспериментировать. На песочнице стоят пустые контейнеры (2 контейнера, 1 – с мелкими камушками, другой – пустой контейнер). Давайте потрем 2 камушка друг о друга в пустой контейнер (дети берут камушки и трут их друг о друга в пустой контейнер).
В.: Ребята, что у нас находится в контейнере?
Ответы детей: Мелкие обломки камушков.
В.: Это и есть песок.
В.: Ребята, давайте наберем в одноразовые стаканчики песок и обратно высыплем в песочницу. Легко ли сыпется песок?
Ответы детей: Легко. А почему?
В.: Потому что песок сухой, рыхлый и сыпучий.
В.: А теперь ребята возьмем стаканчики, наберем песка и зальем сверху водичкой. Попробуйте высыпать песок из стаканчиков. Так же легко песок сыпется или нет?
Ответы детей: Нет.
В.: Почему? Потому что вода скрепила песчинки друг с другом. Из такого песка (влажного) хорошо строить куличики, формочки, замки и т.д.
В.: Какой бывает песок?
Ответы детей: сухой и влажный.
В.: Следовательно, песок состоит из песчинок сухих, которые не прилипают друг к другу и мокрых, которые прилипают друг к другу, как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.
Трудовая деятельность
Воспитатель предлагает детям открыть кафе «Сластёна» для наших игрушек, предлагает взять формочки, лопатки, вёдра и на столе около песочницы оформить и вылепить красивые угощения из песка.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает угощения: торты, пирожные, куличики украсить мелкими камушками, фантиками, бусинами и угостить игрушки сладостями.
Подвижная игра «Великолепные песчинки».
Цель: закрепить у дошкольников представления о свойствах сухого и мокрого песка, полученные ими в процессе экспериментирования.
Задачи: развивать двигательную активность детей, умение быстро бегать по сигналу воспитателя, разбегаться врассыпную и становится парами, взявшись за руки.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на 2 подгруппы: девочки – сухие песчинки, мальчики – влажные песчинки. По 1 сигналу воспитателя «подул ветер» – дети разбегаются по всему участку, по 2 сигналу – воспитатель говорит: «Сухие песчинки встаньте справа от меня, а влажные - слева». Девочки по одной замерли и стоят рядом друг с другом, а мальчики, взявшись за руки (потому что влажные песчинки притягиваются друг к другу).
Далее, дети переходят на спортивную площадку, где много песка.
В.: Давайте мы с Вами представим, что мы в пустыне. Дети передвигаются по песку друг за другом, как караваны верблюдов. Дети легко ли передвигаться по такому грунту?
Ответы детей: Нет, ноги проваливаются, увязают в нем.
В.: Вот так по пустыне передвигаются верблюды, вот и мы сегодня поиграем в новую игру «Аджа, аджа, верблюд».
Подвижная игра «Аджа, аджа, верблюд».
Цель игры: учить детей медленно передвигаться друг за другом по песку, как большой «караван верблюдов».
Ход игры:
В.: Ребята, мы с Вами в пустыне, я – «главный караванщик», а Вы – «мой караван верблюдов». Я вас поведу по пустыне, а вы повторяйте за мной движения и слова:
«Шел 1 верблюд, шел 2 верблюд, шел их целый караван верблюдов. Аджа, аджа, аджаджа».
«Сел 1 верблюд, сел 2 верблюд, сел их целый караван верблюдов. Аджа, аджа, аджаджа».
«Ел 1 верблюд, ел 2 верблюд, ел целый караван верблюдов. Аджа, аджа, аджаджа».
«Спал 1 верблюд, спал 2 верблюд, спал их целый караван верблюдов. Аджа, аджа, аджаджа».
«Шел 1 верблюд, шел 2 верблюд, шел их целый караван верблюдов. Аджа, аджа, аджаджа» (дети машут руками и раскачиваются).
В.: Вот и ушел караван верблюдов в пустыню, а мы с Вами вернемся на участок и по желанию Вы построите интересные работы из песка.(кото-то захочет замок, кто-то – гараж, кто-то – клумбу и т.д.).
В конце прогулки воспитатель раздает детям наклейки с животными пустыни.
В.: Молодцы, сегодня мы с Вами много интересного узнали о свойствах песка, совершили путешествие в пустыню и выполнили красивые постройки из песка. Фото на память.
Список литературы
Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» / Н.А. Рыжова – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. – 224 с.: ил.