12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жарова Лариса Анатольевна20
Россия, Рязанская обл., Рязань
3

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Чудо вода»

МБДОУ Детский сад №16


 


 


 


 


 

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной

деятельности в старшей группе

Чудо-вода”.
 

Воспитатель I кв. категории

Жарова Л.А.

Рязань, 2017


 

Цели:

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

Развивать анализирующее восприятие неживой природы;

Развивать воображение, умение проводить несложные эксперименты;

Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи:

Развивать внимание, наглядно-действенное мышление;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Развивать связную речь детей;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: Вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, исследователи, опыт.

Оборудование: стаканчики, тарелочки, ложки, соломинки, сахар, соль, клеенки.


 

Ход занятия.

Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

- Для того, чтобы много узнать на нашем сегодняшнем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга.

- Я загадаю загадку, попробуйте её отгадать

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, шуршит”

(Дети присаживаются за столы). (Вода).

- Сегодня мы с вами будем говорить о воде.

- Как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети:

- Люди пьют воду, варят суп, стирают одежду, каждый день умываются; вода нужна растениям, необходима рыбам; вода нужна всему живому на земле.

Воспитатель:

- Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.

- Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.

- Итак, приступим!

Опыт №1: “Воды-жидкость”.

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель:

- Что происходит с водой?

Дети:

- Она льется.


 

Воспитатель:

- Почему она льется?

(Предположения детей).

Вода льется, потому что она жидкая.

- уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?

(Ответы детей).

Если дети затрудняются, воспитатель объясняет:

- Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?

Дети:

- Жидкая.

Воспитатель:

- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.


 

Опыт №2: “У воды нет формы”.

Воспитатель:

- Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?

Дети: - Это кубик. Это шар.

Воспитатель:

- Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили они свою форму?

Дети:

- Нет. Они так и остались кубиком и шаром.

Воспитатель:

- А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?

Дети:

- Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.

Воспитатель:

- Другими словами она приняла форму этой ёмкости.


 


 

- А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?

Дети:

- Она стала кубиком.

Воспитатель:

- Она приняла форму кубика.

- Так есть ли у воды своя форма?

Дети:

- Нет, вода формы не имеет.


 

Опыт №3: Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель:

- Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?

(Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).

- Чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель:

- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка Дождик.

Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)

Только кто её поймет – кап, кап...? (недоуменно разводят руки в стороны)

Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)

Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)

Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).


 

Воспитатель:

- Молодцы, немного отдохнули и теперь можно продолжать.


 


 


 

Опыт №4: “Вода не имеет вкуса”.


 

- Предложить детям через соломинку попробовать воду.

Воспитатель:

- Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?

(Ответы детей).

- Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: “Какая вкусная вода!”


 

Опыт №5: “Вода прозрачная”.


 

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.

Воспитатель:

- какого цвета бумага и молоко?

Дети:

- Белого.

Воспитатель:

- А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?

Дети:

- Нет, она бесцветная.

Воспитатель:

- Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).

Воспитатель:

- В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.

- Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети:

- Вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель:

- Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Дети:

- Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода.

Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.


 


 


 


 

Опыт №6: “Вода - растворитель”.

Воспитатель:

- Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.


 

Белый камень в воде тает.” (сахар)

В воде родится

А воды не боится”. (соль)


 

- Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Дети:

- Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель:

- Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?

Дети:

- Они растворились.

Воспитатель:

- Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)

- Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар, соль)?


 

Опыт №7: “Вода - клеит”.


 

Воспитатель:

- Как вы думаете, может ли вода клеить?

Дети:
- Нет.

Воспитатель:

- Оказывается может склеивать определенные предметы.

Воспитатель берет два компакт-диска. Один смачивает водой, другой плотно прижимает к нему. Попробуйте разъединить. Не получается?

Дети:

- Нет. Вода “слепила” диски.

Воспитатель:

- Диски разъединятся, когда вода испарится и диски высохнут.

Воспитатель:

- Ну вот, уважаемые мои исследователи, наши эксперименты с водой закончились. С какими же свойствами воды мы сегодня познакомились? Давайте вспомним.

Дети делают вывод:

Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса,

Вода растворитель определенных веществ и имеет свойство склеивать определенные предметы.

Воспитатель:

- А сейчас я хочу показать вам один фокус с водой. Но для этого вам надо будет произнести волшебные слова: “Амуля-куля-жуля-бряк! Крабле-бум!”

(У воспитателя 2 одинаковые бутылки, доверху налитые водой. К крышкам приклеены кружки красок из акварели разных цветов. Воспитатель взбалтывает бутылки, вода окрашивается в определенный цвет ).

Воспитатель:

- Попробуйте разгадать фокус, а потом мне расскажите.


 

И в заключении нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не мыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

(Н. Рыжова)

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает?

Чтоб нам о воде все- про все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А также различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны

Открылись нам вмиг.

(С. Олегова)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.