Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Составила: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 252» Суконник О. Ю.
Тема занятия: «Посиделки о корове»
Возрастная группа: старшая группа (5 - 6 лет).
Цель занятия: обобщение представлений детей о корове и её среде обитания.
Задачи: Содействовать:
* уточнению и закреплению знаний детей о внешнем виде коровы , о её среде обитания, о способе размножении, о многообразии коров, о том, что корова – это млекопитающий зверь;
* развитию мышления, памяти, формированию умственных способностей;
* развитию связной речи, умения слушать и дополнять ответы других детей;
* активизации словаря с помощью слов: рога, вымя, безрогая, зоотехник, скотовод, ветеринар, сеновал, породистая, травоядная, парнокопытная, окрас;
* воспитанию бережного и заботливого отношения к живой природе.
Оборудование, дидактический материал: картинки с изображением коров, телят, утки, козы, фермы, сеновала луга, коробочки с молочными продуктами.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением разных коров; беседа о внешнем виде коров и о её среде обитания; чтение художественных произведений о жизни коровы; проведение развивающих игр и упражнений; составление загадок и рассказов о коровах и других домашних животных.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Мотивация.
На доске картинки с изображением утки, коровы и козы. Незнайка сидит с сумкой.
В.: Ребята, посмотрите, нам Незнайка принёс сумку! Давайте посмотрим, что в ней?!
Д.: давайте, посмотрим.
В.: Что это ребята? (вытаскиваю из сумки по одному предмету и дети называют молочные продукты)
Н.: Я знаю откуда они взялись! Это я купил молочные продукты в магазине. Это всё корова нам дала, она принесла. Я всё знаю про коров, и показывает на картинки с изображением коровы, козы и утки. Это всё разные коровы.
В.: Ребята, разве на картинках всё коровы?
Д.: Нет, здесь только одна корова, утка и коза.
Н.: Спорит с ребятами, доказывает, что это все коровы.
В.: Давайте, ребята, сначала мы позавтракаем, наберёмся сил, а потом всё Незнайке расскажем про коров, и научим его не путать корову с другими животными.
2 Часть: основная.
Хороводная игра «Урожайная».
В.: Ребята, мы с вами тут играем, Незнайка нас очень ждёт? Зачем нас Незнайка ждёт?
Д.: Мы должны ему всё рассказать про коров, и научить его не путать корову с другими животными.
Проговариваем систему пяти пальчиков.
В.: Нам Незнайка принёс картинки с разными коровами, и говорит, что он всё знает про коров! Так ли это?
Д.: Нет, это не так, он не знает ничего про коров, и поэтому путает её с козой и уткой.
Н.: Ничего я не путаю, это все такие коровы, просто они разные.
В.: Посмотрите на картинки, кто на них изображён? Незнайка, утверждает, что это все разные коровы!
Д.: На картинках изображены утка, корова, коза, это все разные виды животных, а корова всего одна.
Н.: Утверждает, что всё знает о коровах и ничего ему больше рассказывать не надо.
В.: Давайте, уже расскажем Незнайке о корове, чтобы он научился узнавать корову.
Н.: Указывает на козу и говорит, что это корова, что у неё рога есть.
В.: Разве, это корова?
Д.: У коровы рога есть, а у козы?
В.: Надо рассказать Незнайке про рога так, чтобы он понял, какие рога у коровы, а какие у козы?
Д.: У коровы рога большие, а у козы маленькие. У коровы рога изогнутые, как венчик, а у козы прямые рога, как рожок.
В.: Предлагаю на рисунке найти рога для коровы и для козы. (дети выходят по очереди и показывают какие рога у коровы, а какие у козы, и объясняют их разницу).
В.: Зачем нужны рога корове?
Д.: Чтобы защищаться от хищных зверей.
Н.: Говорит «Я теперь понял всё про корову, у коровы рога, хвост и ноги, я могу идти погулять..»
В.: Нет, Незнайка, ты не можем уйти с занятия, мы тебе не всё ещё рассказали.
В.: Расскажите Незнайке, есть ли хвост у коровы? А у козы?
Д.: Да, есть хвост, и у коровы, и у козы.
В.: Расскажите Незнайке про хвост так, чтобы он понял, какой хвост у коровы, какой у козы.
Д.: У козы хвост маленький и кругленький, как шишечка, а у коровы хвост длинный, на конце хвоста кисточка.
В.: Зачем корове нужен хвост?
Д.: Хвост нужен корове, чтобы отгонять вредных и назойливых насекомых.
Н.: «Что вы мне всё про козу говорите и говорит, я уже понял про рога и хвост, вы лучше мне скажите, что это за безрогая корова плавает в воде?»
В.: Кто это? Разве это корова?
Д.: Это же утка, это же не корова.
В.: Чем покрыто тело у утки? А у коровы?
Д.: Тело утки покрыто перьями, потому что она птица, а корова, это зверь, животное, у неё тело покрыто как у всех зверей шерстью.
В.: Цвет шерсти бывает разным у коров?
Д.: Нет, разный бывает цвет шерсти.
В.: Правильно, говорят не цвет шерсти, а окрас.
Н.: «Почему корова свои ноги спрятала? Что она делает? Сколько ног у утки?
Д.: Это не корова, а утка, она плавает, и у неё две ноги.
В.: Сколько ног у коровы?
Д.: Четыре ноги у коровы, как у всех зверей.
В.: Как корова передвигается: летает или ходит?
Д.: Корова ходит медленно, ей тяжело бегать и быстро ходить, у неё тяжелое тело.
В.: У коровы на ногах обувь какая то?
Д.: Нет, это копыта.
В.: Как называют зверя – животного, у которого есть копыта?
Д.: Парнокопытное .
В.: А почему парнокопытное, что это означает?
Д.: Животное на ногах имеет копыта, они разделены на две части.
В.: Давайте уберём картинки про козу и утку, чтобы Незнайка уже не путал их с коровой.
Физкультминутка « Подними ладошки выше»
В.: У меня для Вас есть рассказ про корову. Вот послушайте, что сказал великий писатель К. Ушинский о корове.
Чтение рассказа К. Ушинского про корову.
В.: Значит корова - это зверь/животное?
Д.: Да, корова, это зверь/животное.
В.: Показываю картинки с изображением разных коров. Животные бывают разными, живут в разной среде.
В.: Корова, это какое животное? И почему?
Д.: Корова, это домашнее животное, нуждается в уходе и заботе.
В.: Где живёт корова?
Д.: В коровнике, в хлеву, в сарае, на ферме (показываю картинки).
В.: Чем корова питается?
Д.: Травой.
В.: Если ест траву корова, то как можно назвать её? Любую траву ест корова?
Д.: Травоядная, полынь не ест, много кушает сочной травы.
В.: «Траву ест срывая и цыпляя своим чувствительным языком, и пережевывает траву зубами в течении нескольких часов, таким образом у коровы получается жвачка из травы»
В.: Какая польза от коровы?
Д.: Корова даёт нам молоко, из него можно изготовить молочные продукты, даёт нам кожу для разных вещей, мясо.
Игра с мячом «Назови молочные продукты?»
В.: Где находится молоко у коровы? Как оно устроено?
Д.: Вымя у коровы находится в нижней части живота, вымя круглое, имеет четыре сосочка.
В.: образом нам молоко даёт корова?
Д.: Корову доят либо руками, либо специальным доильным аппаратом.
В.: Как называется профессия человека, кто корову доит?
Д .: Корову доит доярка.
В.: Зимой, что ест корова?
Д.: Сено.
В.: Как делают сено? Где его хранят?
Д.: Косят траву, сушат её в сухую погоду на солнце, и складывают в стога, хранят на сеновале (показываю картинку с изображением сеновала).
Н.: «Незнайка, говорит, что корова любит кушать квашеную капусту» это так?
В.: Что это ещё за капуста квашеная?
Д.: Да, это так, только корова ест не капусту, а силос, траву закладывают в башни, воздух туда не попадает и трава там лежит и квасится.
В.: Кто заботится о корове?
Д.: Хозяин, фермер, скотник, животновод, зоотехник.
В.: Показываю картинку «Корова на лугу». Кто изображен на картинке? Что делает корова? Кто её пасёт?
Д.: Это корова пасётся на лугу, она ест сочную травку
В.: Что помогает корове находить сочную траву?
Д.: Хорошее зрение, большие глаза, хороший нюх, особенный язык, уши.
В.: Корове нужна вода на лугу?
Д.: Да, корове нужна вода, на лугу обязательно должна быть река.
В.: Как можно назвать большое скопление коров?
Д.: Стадо.
В.: Корова рождается на свет из икринки? Как называется детёныш коровы? ( показываю картинки с изображением телят).
Д.: Рождается живой телёночек, который умеет кушать и передвигаться.
В.: Чем питается теленок?
Д.: Телёнок питается молоком коровы, может из вымени молоко сосать или поят из ведра.
В.: Если телёнок вскармливается молоком коровы, как его можно назвать?
Д.: Млекопитающий.
Игра с картинками «Домашние и дикие животные»
Дети делятся на две команды, мальчики выбирают картинки с дикими животными, а девочки с домашними животными, затем объясняют свой выбор.
В.: Наш окружающий мир наполнен разными дикими и домашними животными, и у каждого своя среда обитания, свои особенности во внешнем виде.
3 часть: заключительная.
В.: Ребята, всё мы рассказали Незнайке о корове? Будет ли он путать корову с другими животными? Давайте его спросим.
Н.: Да, теперь я всё знаю о коровах, и не больше не буду их путать с другими животными (перечисляет все особенности внешнего вида и образа жизни коровы).
В.: Где мы ещё можем узнать о жизни коровы?
Д.: В книгах, журналах, по телевизору, в интернете.
В.: Все молодцы, всем большое спасибо!