12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копнина Е.С.31

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга













Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животный мир Арктики»





















Автор-составитель: Копнина Е.С.

воспитатель группы комбинированной направленности

(5-6 лет)







Санкт-Петербург, 2021 г.



Тема: «Животный мир Арктики»



Цель: Уточнять и расширять знания детей о животном мире Крайнего Севера.

Обучающие: формировать, закреплять представления детей об особенностях внешнего вида, повадках, питании животных Крайнего Севера; активизировать в речи глаголы и прилагательные; обогащать словарный запас детей.

Развивающие: развивать эмоциональную сферу, наблюдательность, память, воображение, логическое и образное мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе и животным.

Оборудование:

демонстрационный материал: Картинки с изображением пейзажей и животных Арктики, глобус.

Содержание



Орг. момент: (дети сидят на стульчиках полукругом)

Воспитатель:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель держит в руках глобус.

- Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю вам прямо сейчас отправиться в путешествие на Крайний Север, в Арктику.

3. - Давайте посмотрим на глобус. Где мы будем искать Арктику?

(В верхней части глобуса, в северном полушарии)

- Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым слоем льда, дуют сильные ветры и метут метели. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него очень сложно. Люди могут добраться туда только на корабле или самолёте. Люди на Северном полюсе не живут постоянно. Они изучают там животных, погоду, ведут различную исследовательскую деятельность.

- Около Северного ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. Там тоже очень холодно, и большую часть года земля покрыта снегом. Если на Северном Полюсе живут только белые медведи, моржи и тюлени, то в тундре обитают ещё и северные олени, песцы, белые волки и др. животные.

- Давайте сначала отправимся с вами на Северный полюс.

4. У него большие бивни

Ходит ластами во льдах.

Этот зверь довольно сильный

В северных живёт морях. (морж)

Показываю детям картинку с изображением моржа.

- Кого вы видите на этой картинке? (Это морж)

- Какое у него тело? (Большое, неуклюжее)

- Чем покрыто тело моржа? (Толстой кожей)

- Шерсти у моржа нет, но у него очень толстая кожа, и есть прослойка подкожного жира, который согревает его

- Какого цвета его кожа? (коричневого)

- Что у моржа есть на мордочке? (клыки)

- Для чего они нужны? (при помощи клыков морж может охотиться)

- Что помогает моржу во время плавания? (ласты)

- Да, морж плавает очень быстро, работая ластами, как вёслами.

- А кто знает, чем моржи питаются? (рыбой, ракушками)

Моржи целый день лежат на льдинах, а когда проголодаются, ныряют в воду и ищут корм там. Моржи очень тяжёлые, взрослый морж весит больше двух коров, но несмотря на свой вес он легко передвигается по суше и воде.

5. В холодной плавает воде

Отличный рыболов

На льдине отдыхает,

Свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень

Рыбачил до поздна…(тюлень)

- Воспитатель: Какой формы тело у тюленя? (продолговатое, большое, а голова маленькая)

- Вместо лап у тюленя что? (ласты)

- Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние- как руль.

Ласты помогают этим животным спать на воде. У тюленя на морде есть усы, они помогают ему ориентироваться на глубине.

- Чем питается тюлень? (рыбой, водорослями)

- У самки тюленя детёнышей называют бельками, потому что их тело покрыто белой шерстью. Бельки очень уязвимы, так как часто становятся добычей белых медведей.

Физминутка

Здесь повсюду холод, лёд и тень (обнимают себя за плечи).

Полгода – ночь (закрывают глаза)

Полгода – день (поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом (соединяют руки над головой-крышей)

И океан покрыт весь льдом (руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь (ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь (делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней (подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни (руки на поясе. Стоят смирно)



6. В океане темно-синем

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не спеша (белый медведь)

Воспитатель: Это белый медведь. Его ещё называют полярным.

- Как вы думаете почему? (он живёт на Северном полюсе)

- Белые медведи могут плавать даже в открытом океане, далеко от льдин и суши. Толстый слой жира и густая шерсть предохраняют зверя от переохлаждения и позволяют долго находиться в холодной воде. У белого медведя большое стройное туловище, удлинённая шея, небольшая голова, а тело покрыто белой длинной шерстью. Даже подошвы лап медведя покрыты волосками.

- Почему белый медведь не заметен среди льдов? (его делает не заметным белый цвет шерсти)

- Правильно - это облегчает ему охоту на тюленей.

- У него сильно развито чутьё, поэтому тюленя он чувствует даже под толстым слоем льда.

- В начале декабря у белой медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой.

7. Игра «Ассоциации»

На магнитной доске закреплены «льдины» со словами «лёд», «полярная ночь», «полюс», «океан», «зима», «снег», «морж», «тюлень», «белый медведь».

8. Воспитатель: На Севере вдоль побережья Ледовитого океана расположена местность, которая называется тундра. Там живут северные олени.

Посмотрите на картинку с изображением северного оленя.

- Чем покрыто его тело? (шерстью)

- Какого цвета его шерсть? (коричневая, серая)

- Что у оленя на голове? (рога)

- Какие рога у оленя? (большие ветвистые)

- На что похожи эти рога? (веточки дерева)

- Посмотрите какие стройные и сильные ноги у оленя!

- Для чего они нужны оленю? (он убегает от врагов, много бегает в поисках пищи)

- У оленя широкие копыта для того, чтобы он не проваливался в снег.

- А ещё добывая себе корм, копытом он разрывает снег до земли и достаёт сухую траву или мох. Народы Севера используют оленей как домашних животных. Они приносят людям пользу (возят людей на нартах- лёгких санках, из шкур оленя шьют тёплую одежду, обувь, а мясо используют в пищу).

9. Игра с мячом (дети в кругу)

У медведя не ноги, а ….лапы.

У тюленя не руки, а …..ласты.

У медведя не волосы, а ….мех.

У чайки не руки, а ….. крылья.

У моржа не зубы, а ….клыки.

У медведя не лицо, а ….морда и т.д.

10. Рефлексия. Понравилось вам путешествие на Крайний Север?

Что нового вы сегодня узнали? Предлагаю вам нарисовать обитателей Севера.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.