Конспект занятия по профориентации со старшеклассниками с ОВЗ (УО) «Мой выбор»
![](/data/groups/882.jpg?v=1510135084)
Конспект занятия по профориентации со старшеклассниками с ОВЗ (УО) «Мой выбор»
Цель: ориентация учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их интересов, склонностей и возможностей.
Задачи:
- расширить представление о доступных профессиях, о профессиональном самоопределении;
- познакомить с учебными заведениями алтайского края, принимающих выпускников с ОВЗ.
Предварительная работа:
-педагогом - психологом проведено анкетирование на выявление профессиональных интересов и склонностей;
- классный час «Профессии нашей семьи»;
- игра «Один день из жизни профессионала».
Ход занятия:
I.Сообщение темы и цели занятия.
Здравствуйте ребята! Скоро вам предстоит закончить школу и выбрать профессию. А это непросто. Как вы думаете, какую тему мы рассмотрим на нашем занятии? Скажите, что такое профессия? Специальность? Квалификация? (ответы детей)
Правильно ребята. Профессия-это основной род занятий трудовой деятельности.
Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация- степень подготовки к какому- либо виду труда.
Ученые доказали, что человеку приходится принимать решения в течение жизни около 3 миллионов раз. И самое важное решение, принимаемое подростком – это выбор профессии. Очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Это очень важный шаг в жизни и именно от него зависит жизнь в будущем. И вы уже сейчас задумываетесь над решением этого вопроса. Ведь работа должна быть по душе, соответствовать интересам и в то же время быть хорошо оплачиваемой?
II.Целеполагание
Ребята, сегодня мы познакомимся с будущей профессией.
А так же познакомимся с лицеями и колледжами, которые приглашают к поступлению выпускников с ОВЗ.
Люди говорят: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ –
ВЫБИРАЙ НА ВКУС». А мы будем выбирать, исходя из наших предпочтений. (Разбор итогов анкетирования).
Наверняка у вас была мечта, касаемая будущей профессии? (ответы детей). Мечтать можно о многом, но, чтобы выбор профессии был реальным, следует учитывать формулу выбора профессии. Она звучит так: хочу (предпочтения), могу (возможности, в том числе возможности здоровья, надо (востребованность профессии на рынке труда).
Сегодня в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий.
Ежегодно 25 млн.человек меняют своё место работы. 12 % людей возвращаются обратно к прошлой трудовой деятельности.
Надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности.
Как найти профессию, чтобы была по душе, чтобы она приносила пользу людям, себе и обществу?
Сегодня об этом пойдёт речь. Вы познакомитесь с некоторыми популярными рабочими профессиями.
III.Основная часть:
Повар
Что вы знаете об этой профессии? (ответы детей)
Повар — это профессия, связанная с приготовлением пищи.
Повар готовит блюда по специальным рецептам, но может видоизменять их по своему вкусу, то есть подходить к процессу творчески.
Некоторые обязанности повара:
отвечает за приготовление блюд: супов, салатов, гарниров, выпечки, десертов;
подбирает и закупает продукты;
соблюдает санитарные нормы, правила техники безопасности, поддерживает чистоту на кухне;
разрабатывает разнообразное меню с учётом пожеланий клиентов, сезонности ингредиентов и требований к питательной ценности пищи;
контролирует вкусовые качества и внешний вид блюд, соответствие рецепту;
проверяет пригодность оборудования;
обрабатывает продукты: очищает, нарезает, маринует, выпекает, варит;
обучает младший персонал;
Профессиональные качества повара:
Обонятельная и вкусовая чувствительность и память.
Точный глазомер и развитое чувство времени.
Знание технологий приготовления блюд и умение рационально распределить время.
Скорость мышления и физическая выносливость. Работа предполагает длительное стояние на ногах, поднятие тяжёлых предметов.
Умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов.
Знание товарного соседства и санитарных норм. Соблюдение гигиенических норм влияет на безопасность блюд и репутацию заведения.
Опыт использования технологического оборудования.
Повар -кондитер
Что вы знаете об этой профессии?
Кондитер – это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты и другую запечённую еду.
Представителей этой профессии можно встретить в крупных отелях, ресторанах и пекарнях. Реже кондитером называется человек, чей бизнес связан с продажей кондитерских изделий.
Кондитер обязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов.
Некоторые обязанности повара - кондитера:
Некоторые обязанности повара-кондитера:
подготовка рабочего места, инструментов и оборудования (весов, кухонных комбайнов, печей и т. д.);
проверка наличия и качества продуктов, а также подготовка сырья к работе;
приготовление блюд и кондитерских изделий различной степени сложности с соблюдением стандартов, норм закладки продуктов и выхода согласно технологическим картам;
порционирование, оформление и отпуск готовых изделий;
приготовление различных видов теста, начинок, кремов по заданной рецептуре;
выпечка изделий из теста;
Некоторые профессиональные качества повара-кондитера:
Высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов.
Хороший объёмный и линейный глазомер.
Тактильная чувствительность.
Эмоциональная устойчивость.
Творческие способности.
Аккуратность.
Коммуникабельность.
Организаторские способности.
Ответственность.
Физическая выносливость
Кто такой пекарь?
Пекарь – это труженик индустрии питания, специализирующийся на приготовлении хлеба и самых разнообразных хлебобулочных изделий.
Некоторые обязанности пекаря:
Приготовление теста. Пекарь должен подготовить тесто, следуя рецептуре и учтя необходимые пропорции ингредиентов.
Формование изделий. Следующим этапом является формование хлебобулочных изделий, включая булочки, багеты, пирожные и многое другое.
Выпекание. Пекарь заботится о том, чтобы изделия были равномерно пропечены и имели золотистую корку.
Декорирование. В некоторых случаях пекарь может участвовать в декорировании изделий, добавляя глазурь, орехи или другие украшения.
Соблюдение стандартов безопасности. Пекари должны соблюдать стандарты безопасности пищевого производства, чтобы обеспечить качество и безопасность продукции.
Также в обязанности пекаря может входить уход за оборудованием, поддержание чистоты на рабочем месте и учёт ингредиентов.
Пекарь должен обладать следующими качествами:
Физической выносливостью
Внимательностью к деталям
Логическим мышлением (пекарское искусство – это в каком-то смысле точная наука)
Ответственным отношением к делу и добросовестностью
Ловкостью
Развитой мелкой моторикой
Терпеливостью
Развитым обонянием и осязанием
Желанием учиться (обучение пекарскому делу – это непрекращающийся процесс)
Ребята, а вы слышали про профессию «Слесарь»?
Слесарь — это специалист, который занимается обслуживанием и ремонтом механизмов и техники, устраняет неисправности в работе систем, выявляет причины неполадок.
Кроме того, слесарь занимается ручной обработкой металла, древесины, резины, стекла и других материалов, осуществляет операции по сборке и разборке механизмов на производстве и в быту.
Некоторые трудовые обязанности слесаря:
осуществление слесарной обработки запчастей различных механизмов, инструментов и приспособлений;
ремонт механизмов и конструкций;
сборка механизмов, конструкций, оборудования, их регулировка, испытание и пуско-наладка;
сборка и разборка узлов машин и агрегатов, их ремонт и испытание;
выбор методов восстановления деталей и приспособлений, участие в их производстве;
выполнение контроля работ по монтажу и настройке механизмов, промышленного оборудования, приборов и инструментов;
оформление документации для проведения ремонтных и монтажных работ;
устранение недостатков оборудования, выявленных в процессе его эксплуатации;
участие в планировании и организации работ своего подразделения.
Профессия слесаря требует высокой квалификации, умения читать техническую документацию и работать с различными инструментами и оборудованием.
Слесарные специальности:
Слесарь КиПА – специалист по обслуживанию и мелкому ремонту контрольно –измерительных приборов и автоматики.
Слесарь механосборочных работ –осуществляет сборку и наладку машин и механизмов из деталей.
Автослесарь – специалист по ремонту автомобилей.
Слесарь-сантехник –специалист по монтажу и обслуживанию водопроводных коммуникаций.
Слесарь-ремонтник –осуществляет ремонт производственного оборудования.
Теперь поговорим о профессии
Каменщик
Это строительный рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных строительных материалов. Производственные операции рабочий выполняет при помощи ручных инструментов: молоточка-кирочки, ковша – лопаты, расшивки. Каменщик бережно относится к своим инструментам, хранит их
в специальном чемодане чистыми и сухими. Профессия каменщика – одна из почётных, какой остаётся и по сей день.
Функционал каменщика:
Каменщик производит кладку несущих стен, фундамента, арок, сводов, колонн, участвуют в установке оконных и дверных коробок, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях.
Каменщик участвует в ремонте: он выполняет заделку «пустот» новым кирпичом, при соблюдении «швов» и «стыка» старой кладки.
А теперь поговорим о профессии, результат которой радует глаз – «Столяр – краснодеревщик»
Работа его интересна и разнообразна. Он изготавливает деревянные строительные конструкции.
Оформляет витрины и прилавки магазинов, отделывает потолки в кинотеатрах, клубах, больницах, вокзалах, школах, выставочных залах и др.помещениях.
(Показ примеров результата труда)
А «просто» столяр вам знаком?
Столяр должен уметь обрабатывать древесные материалы вручную, обычно механизированным инструментом и на деревообрабатывающих станках, изготавливать и устанавливать оконные, дверные блоки, стенные шкафы, встроенную мебель.
Уметь устанавливать полы, плинтуса, стропилы, читать чертежи и выполнять эскизы столярно-строительных изделий и деталей.
Некоторые профессиональные качества столяра:
развитый глазомер;
пространственное воображение;
выносливость;
способность к концентрации внимания в течение длительного времени;
гибкое распределение внимания;
точность и аккуратность;
хорошее цветоразличение;
быстрая зрительно-моторная реакция;
хорошая суставно-мышечная чувствительность;
наглядно-образное мышление;
высокий уровень визуального восприятия;
художественный вкус;
чёткая координация движений;
развитая моторика кисти.
Если вы обладаете этими качествами, то смело можете становиться столярами.
Штукатур-отделочник
То же очень важная профессия.
Красота города, облик его улиц и площадей зависит от работы строителей отделочников.
К отделочным работам относятся облицовочные, штукатурные, малярные, обойные, стекольные работы.
Отделочнику необходимо знать процессы подготовки поверхностей и приготовления растворов и мастик, устройство машин, используемых в работе.
Швея – профессионал, который на универсальных и специальных швейных машинах выполняет различные по видам и сложности работы; проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц; следит за качеством шва, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, меняет шпули, выполняет различные ручные работы.
Некоторые профессиональные качества швеи:
Внимательность. Важно быть внимательным не только в пошиве изделия, но и по отношению к заказчику.
Ответственность. Нужно отвечать за каждый шаг в работе, за каждый шов, за каждую деталь, за каждую пуговицу в процессе изготовления изделия.
Аккуратность. Никто не хочет носить изделие, которое сшито неаккуратно.
Точность. Она нужна в измерениях, при построении выкройки, при выборе ткани и фасона, при подсчёте стоимости изделия и прочее.
Усидчивость и терпеливость. Работа швеи кропотлива и порой требует большого количества времени и концентрации.
Ловкость. Ловкость рук, ловкость ума, умение сглаживать острые углы в отношениях с клиентами.
Креативность и чувство вкуса. Например, умение подбирать цвета и фактуры, создавать гармоничные образы и оригинальные решения, воплощать идеи клиентов.
Хорошие зрение, глазомер, память и координация рук. Без этих физических данных работать будет сложно.
Садовник — это специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Он поддерживает красоту и здоровье зелёных насаждений, высаживает новые растения, обеспечивая гармонию сада на протяжении всего года.
В обязанности садовника входит, например:
обустройство территории — подготовка клумб, грядок, живых изгородей, газонов и дорожек;
подготовка посадочного материала;
высаживание растений;
полив, прополка, внесение удобрений;
обработка от вредителей, болезней и сорняков;
забота о внешнем виде участка — удаление лишних веток деревьев, погибших цветов, стрижка газона;
защита растений от заморозков или засухи.
Пчеловод — это специалист, занимающийся пчеловодством, то есть разведением и уходом за пчёлами.
Какими же качествами должен обладать пчеловод?
Во-первых, трудолюбие, так как пчеловодство требует немалой затраты времени и усилий.
Во-вторых, любознательность и наблюдательность, именно таким образом, на практике, зачастую и познаются азы пчеловодства, ведь никакая теория не заменит практики и опыта. Однако, при этом необходимо изучить достаточно много информации о пчеловодстве уже в самом начале пути, поэтому усидчивость в данном случае прекрасная черта характера, которая может очень сильно облегчить постижение начальных азов пчеловодства.
Также не следует забывать о выдержке и терпении, без которых просто никуда в пчеловодческом деле.
И последнее, но, по сути, самое главное – это любовь к данному виду занятий, а также страсть и искренний неподдельный интерес. Именно это и сможет сделать любого отличным пчеловодом.
А теперь давайте посмотрим на учебные заведения Алтайского края, где можно получить данные профессии.
«Алтайская академия гостеприимства» (швея, столяр)
КГБПОУ «Алтайский политехнический техникум» (швея, столяр, садовод, штукатур)
Бийский промышленно- технологический колледж (пекарь, столяр, повар – кондитер)
Бийский государственный колледж (пекарь, маляр – штукатур)
КГБПОУ "БОЧКАРЁВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (повар)
Подведем итоги:
РЕФЛЕКСИЯ:
О чем сегодня говорили? Что узнали? Чувствуете ли вы, что определились с выбором профессии? Кто определился? Почему?
VI. Итог
Ребята, конечно, вы еще раз подумаете и взвесите свои предпочтения и возможности, ведь выбор профессии – это сложный шаг, способный повлиять на всю вашу жизнь.
Ребята, окончив школу, вы войдете в жизнь большую.
Но кем бы вы не стали, стремиться будите вы сами
Спасибо за занятие. Успехов вам в выборе профессии!
Информационные источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://infourok.ru/prezentaciya-rabochie-professii-dlya-klassa-korrekcionnoy-shkoli-vida-1883956.html