Конспект занятия по профориентации со старшеклассниками с ОВЗ (УО) «Мой выбор»

0
0
Материал опубликован 29 January в группе

Конспект занятия по профориентации со старшеклассниками с ОВЗ (УО) «Мой выбор»

Цель: ориентация учащихся на правильный выбор будущей профессии с учетом их интересов, склонностей и возможностей.

Задачи:

- расширить представление о доступных профессиях, о профессиональном самоопределении;

- познакомить с учебными заведениями алтайского края, принимающих выпускников с ОВЗ.

Предварительная работа:

-педагогом - психологом проведено анкетирование на выявление профессиональных интересов и склонностей;

- классный час «Профессии нашей семьи»;

- игра «Один день из жизни профессионала».

Ход занятия:

I.Сообщение темы и цели занятия.

Здравствуйте ребята! Скоро вам предстоит закончить школу и выбрать профессию. А это непросто. Как вы думаете, какую тему мы рассмотрим на нашем занятии? Скажите, что такое профессия? Специальность? Квалификация? (ответы детей)

Правильно ребята. Профессия-это основной род занятий трудовой деятельности.
Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация- степень подготовки к какому- либо виду труда.

Ученые доказали, что человеку приходится принимать решения в течение жизни около 3 миллионов раз. И самое важное решение, принимаемое подростком – это выбор профессии. Очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Это очень важный шаг в жизни и именно от него зависит жизнь в будущем. И вы уже сейчас задумываетесь над решением этого вопроса. Ведь работа должна быть по душе, соответствовать интересам и в то же время быть хорошо оплачиваемой?

II.Целеполагание

Ребята, сегодня мы познакомимся с будущей профессией.

А так же познакомимся с лицеями и колледжами, которые приглашают к поступлению выпускников с ОВЗ.



Люди говорят: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ –
ВЫБИРАЙ НА ВКУС». А мы будем выбирать, исходя из наших предпочтений. (Разбор итогов анкетирования).

Наверняка у вас была мечта, касаемая будущей профессии? (ответы детей). Мечтать можно о многом, но, чтобы выбор профессии был реальным, следует учитывать формулу выбора профессии. Она звучит так: хочу (предпочтения), могу (возможности, в том числе возможности здоровья, надо (востребованность профессии на рынке труда).

Сегодня в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий.

Ежегодно 25 млн.человек меняют своё место работы. 12 % людей возвращаются обратно к прошлой трудовой деятельности.

Надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности.

Как найти профессию, чтобы была по душе, чтобы она приносила пользу людям, себе и обществу?

Сегодня об этом пойдёт речь. Вы познакомитесь с некоторыми популярными рабочими профессиями.

III.Основная часть:

Повар

Что вы знаете об этой профессии? (ответы детей)

Повар — это профессия, связанная с приготовлением пищи.

Повар готовит блюда по специальным рецептам, но может видоизменять их по своему вкусу, то есть подходить к процессу творчески.

Некоторые обязанности повара:

отвечает за приготовление блюд: супов, салатов, гарниров, выпечки, десертов;

подбирает и закупает продукты;

соблюдает санитарные нормы, правила техники безопасности, поддерживает чистоту на кухне;

разрабатывает разнообразное меню с учётом пожеланий клиентов, сезонности ингредиентов и требований к питательной ценности пищи;

контролирует вкусовые качества и внешний вид блюд, соответствие рецепту;

проверяет пригодность оборудования;

обрабатывает продукты: очищает, нарезает, маринует, выпекает, варит;

обучает младший персонал;

Профессиональные качества повара:

Обонятельная и вкусовая чувствительность и память.

Точный глазомер и развитое чувство времени.

Знание технологий приготовления блюд и умение рационально распределить время.

Скорость мышления и физическая выносливость. Работа предполагает длительное стояние на ногах, поднятие тяжёлых предметов.

Умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов.

Знание товарного соседства и санитарных норм. Соблюдение гигиенических норм влияет на безопасность блюд и репутацию заведения.

Опыт использования технологического оборудования.

Повар -кондитер

Что вы знаете об этой профессии?

Кондитер – это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты и другую запечённую еду.

Представителей этой профессии можно встретить в крупных отелях, ресторанах и пекарнях. Реже кондитером называется человек, чей бизнес связан с продажей кондитерских изделий.

Кондитер обязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов.

Некоторые обязанности повара - кондитера:

Некоторые обязанности повара-кондитера:

подготовка рабочего места, инструментов и оборудования (весов, кухонных комбайнов, печей и т. д.); 

проверка наличия и качества продуктов, а также подготовка сырья к работе; 

приготовление блюд и кондитерских изделий различной степени сложности с соблюдением стандартов, норм закладки продуктов и выхода согласно технологическим картам; 

порционирование, оформление и отпуск готовых изделий; 

приготовление различных видов теста, начинок, кремов по заданной рецептуре; 

выпечка изделий из теста; 

Некоторые профессиональные качества повара-кондитера:

Высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов.

Хороший объёмный и линейный глазомер.

Тактильная чувствительность.

Эмоциональная устойчивость.

Творческие способности.

Аккуратность.

Коммуникабельность.

Организаторские способности.

Ответственность.

Физическая выносливость

Кто такой пекарь?

Пекарь – это труженик индустрии питания, специализирующийся на приготовлении хлеба и самых разнообразных хлебобулочных изделий.

Некоторые обязанности пекаря:

Приготовление теста. Пекарь должен подготовить тесто, следуя рецептуре и учтя необходимые пропорции ингредиентов.

Формование изделий. Следующим этапом является формование хлебобулочных изделий, включая булочки, багеты, пирожные и многое другое.

Выпекание. Пекарь заботится о том, чтобы изделия были равномерно пропечены и имели золотистую корку.

Декорирование. В некоторых случаях пекарь может участвовать в декорировании изделий, добавляя глазурь, орехи или другие украшения.

Соблюдение стандартов безопасности. Пекари должны соблюдать стандарты безопасности пищевого производства, чтобы обеспечить качество и безопасность продукции.

Также в обязанности пекаря может входить уход за оборудованием, поддержание чистоты на рабочем месте и учёт ингредиентов.

Пекарь должен обладать следующими качествами:

Физической выносливостью

Внимательностью к деталям

Логическим мышлением (пекарское искусство – это в каком-то смысле точная наука)

Ответственным отношением к делу и добросовестностью

Ловкостью

Развитой мелкой моторикой

Терпеливостью

Развитым обонянием и осязанием

Желанием учиться (обучение пекарскому делу – это непрекращающийся процесс)

Ребята, а вы слышали про профессию «Слесарь»?

Слесарь — это специалист, который занимается обслуживанием и ремонтом механизмов и техники, устраняет неисправности в работе систем, выявляет причины неполадок.

Кроме того, слесарь занимается ручной обработкой металла, древесины, резины, стекла и других материалов, осуществляет операции по сборке и разборке механизмов на производстве и в быту.

Некоторые трудовые обязанности слесаря:

осуществление слесарной обработки запчастей различных механизмов, инструментов и приспособлений;

ремонт механизмов и конструкций;

сборка механизмов, конструкций, оборудования, их регулировка, испытание и пуско-наладка;

сборка и разборка узлов машин и агрегатов, их ремонт и испытание;

выбор методов восстановления деталей и приспособлений, участие в их производстве;

выполнение контроля работ по монтажу и настройке механизмов, промышленного оборудования, приборов и инструментов;

оформление документации для проведения ремонтных и монтажных работ;

устранение недостатков оборудования, выявленных в процессе его эксплуатации;

участие в планировании и организации работ своего подразделения.

Профессия слесаря требует высокой квалификации, умения читать техническую документацию и работать с различными инструментами и оборудованием.

Слесарные специальности:

Слесарь КиПА – специалист по обслуживанию и мелкому ремонту контрольно –измерительных приборов и автоматики.

Слесарь механосборочных работ –осуществляет сборку и наладку машин и механизмов из деталей.

Автослесарь – специалист по ремонту автомобилей.

Слесарь-сантехник –специалист по монтажу и обслуживанию водопроводных коммуникаций.

Слесарь-ремонтник –осуществляет ремонт производственного оборудования.

Теперь поговорим о профессии

Каменщик
Это строительный рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных строительных материалов. Производственные операции рабочий выполняет при помощи ручных инструментов: молоточка-кирочки, ковша – лопаты, расшивки. Каменщик бережно относится к своим инструментам, хранит их
в специальном чемодане чистыми и сухими. Профессия каменщика – одна из почётных, какой остаётся и по сей день.

Функционал каменщика:

Каменщик производит кладку несущих стен, фундамента, арок, сводов, колонн, участвуют в установке оконных и дверных коробок, производит конопатку и заливку швов в сборных железобетонных конструкциях.


Каменщик участвует в ремонте: он выполняет заделку «пустот» новым кирпичом, при соблюдении «швов» и «стыка» старой кладки.

А теперь поговорим о профессии, результат которой радует глаз – «Столяр – краснодеревщик»

Работа его интересна и разнообразна. Он изготавливает деревянные строительные конструкции.

Оформляет витрины и прилавки магазинов, отделывает потолки в кинотеатрах, клубах, больницах, вокзалах, школах, выставочных залах и др.помещениях.

(Показ примеров результата труда)

А «просто» столяр вам знаком?

Столяр должен уметь обрабатывать древесные материалы вручную, обычно механизированным инструментом и на деревообрабатывающих станках, изготавливать и устанавливать оконные, дверные блоки, стенные шкафы, встроенную мебель.

Уметь устанавливать полы, плинтуса, стропилы, читать чертежи и выполнять эскизы столярно-строительных изделий и деталей.

Некоторые профессиональные качества столяра:

развитый глазомер;

пространственное воображение;

выносливость;

способность к концентрации внимания в течение длительного времени;

гибкое распределение внимания;

точность и аккуратность;

хорошее цветоразличение;

быстрая зрительно-моторная реакция;

хорошая суставно-мышечная чувствительность;

наглядно-образное мышление;

высокий уровень визуального восприятия;

художественный вкус;

чёткая координация движений;

развитая моторика кисти.

Если вы обладаете этими качествами, то смело можете становиться столярами.

Штукатур-отделочник

То же очень важная профессия.

Красота города, облик его улиц и площадей зависит от работы строителей отделочников.

К отделочным работам относятся облицовочные, штукатурные, малярные, обойные, стекольные работы.

Отделочнику необходимо знать процессы подготовки поверхностей и приготовления растворов и мастик, устройство машин, используемых в работе.

Швея – профессионал, который на универсальных и специальных швейных машинах выполняет различные по видам и сложности работы; проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц; следит за качеством шва, регулирует натяжение нитей и частоту строчки, меняет шпули, выполняет различные ручные работы.

Некоторые профессиональные качества швеи:

Внимательность. Важно быть внимательным не только в пошиве изделия, но и по отношению к заказчику.

Ответственность. Нужно отвечать за каждый шаг в работе, за каждый шов, за каждую деталь, за каждую пуговицу в процессе изготовления изделия.

Аккуратность. Никто не хочет носить изделие, которое сшито неаккуратно.

Точность. Она нужна в измерениях, при построении выкройки, при выборе ткани и фасона, при подсчёте стоимости изделия и прочее.

Усидчивость и терпеливость. Работа швеи кропотлива и порой требует большого количества времени и концентрации.

Ловкость. Ловкость рук, ловкость ума, умение сглаживать острые углы в отношениях с клиентами.

Креативность и чувство вкуса. Например, умение подбирать цвета и фактуры, создавать гармоничные образы и оригинальные решения, воплощать идеи клиентов.

Хорошие зрение, глазомер, память и координация рук. Без этих физических данных работать будет сложно.

Садовник — это специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Он поддерживает красоту и здоровье зелёных насаждений, высаживает новые растения, обеспечивая гармонию сада на протяжении всего года.

В обязанности садовника входит, например:

обустройство территории — подготовка клумб, грядок, живых изгородей, газонов и дорожек;

подготовка посадочного материала;

высаживание растений;

полив, прополка, внесение удобрений;

обработка от вредителей, болезней и сорняков;

забота о внешнем виде участка — удаление лишних веток деревьев, погибших цветов, стрижка газона;

защита растений от заморозков или засухи.

Пчеловод — это специалист, занимающийся пчеловодством, то есть разведением и уходом за пчёлами.

Какими же качествами должен обладать пчеловод?

Во-первых, трудолюбие, так как пчеловодство требует немалой затраты времени и усилий.

Во-вторых, любознательность и наблюдательность, именно таким образом, на практике, зачастую и познаются азы пчеловодства, ведь никакая теория не заменит практики и опыта. Однако, при этом необходимо изучить достаточно много информации о пчеловодстве уже в самом начале пути, поэтому усидчивость в данном случае прекрасная черта характера, которая может очень сильно облегчить постижение начальных азов пчеловодства.

Также не следует забывать о выдержке и терпении, без которых просто никуда в пчеловодческом деле.

И последнее, но, по сути, самое главное – это любовь к данному виду занятий, а также страсть и искренний неподдельный интерес. Именно это и сможет сделать любого отличным пчеловодом.

А теперь давайте посмотрим на учебные заведения Алтайского края, где можно получить данные профессии.

«Алтайская академия гостеприимства» (швея, столяр)

КГБПОУ «Алтайский политехнический техникум» (швея, столяр, садовод, штукатур)

Бийский промышленно- технологический колледж (пекарь, столяр, повар – кондитер)

Бийский государственный колледж (пекарь, маляр – штукатур)

КГБПОУ "БОЧКАРЁВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (повар)

Подведем итоги:

РЕФЛЕКСИЯ:

О чем сегодня говорили? Что узнали? Чувствуете ли вы, что определились с выбором профессии? Кто определился? Почему?

VI. Итог

Ребята, конечно, вы еще раз подумаете и взвесите свои предпочтения и возможности, ведь выбор профессии – это сложный шаг, способный повлиять на всю вашу жизнь.

Ребята, окончив школу, вы войдете в жизнь большую.

Но кем бы вы не стали, стремиться будите вы сами

Спасибо за занятие. Успехов вам в выборе профессии!

Информационные источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://infourok.ru/prezentaciya-rabochie-professii-dlya-klassa-korrekcionnoy-shkoli-vida-1883956.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.