Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Заучивание стихотворения С.А. Есенина «Береза» в старшей группе»
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Заучивание стихотворения С.А. Есенина «Береза» в старшей группе» Воспитатель I кв. категории Выборнова Л.А.
Цель: развитие выразительности речи.
Задачи:
Учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение;
Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
Развивать память, воображение;
Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Иллюстрация зимнего пейзажа;
Портрет поэта С.А. Есенина;
Диск классической музыки для детей П.И. Чайковский «Времена года»
Раздаточный материал: бумага для акварели, краски акварельные, кисточки, стаканчики для воды и кисточек, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание изображений зимнего пейзажа, чтение стихотворений о зиме, объяснение значения слов бахрома, кайма.
Ход занятия.
Воспитатель: «Ребята, наверно, вам приходилось вместе с родителями выезжать на природу? Какие чувства она у вас вызывает?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, скажите, портрет какого поэта вы видите у меня в руках?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Правильно, это портрет нашего земляка С. А. Есенина. Он тоже любил природу родного края, очень тонко ее чувствовал и выражал свои чувства в стихах. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, тоже станет поэтом. Сейчас я прочитаю стихотворение С.А. Есенина «Береза».
Выразительное чтение воспитателем наизусть без установки на запоминание. Включить музыкальное сопровождение. После чтения небольшая пауза. Анализ стихотворения. Вопросы к детям:
Понравилось стихотворение?
Какое время года описывает автор?
О чем это стихотворение? Что запомнилось?
Какими словами начинается стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: «С. Есенин описывает красоту березы, окутанной снегом. Может быть вечером шел густой снег и укрыл всю землю, дома, растения. С чем сравнивается снег в стихотворении?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Снега выпало очень много, он повис на ветках снежною каймою и как будто висит бахрома. Сергей Александрович был очарован этой красотой. Ребята, снежинки могут гореть в огне?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Конечно, нет. Это образное выражение. Дети, как вы понимаете такое описание: «И заря лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Это тоже образное выражение. Заря – это восход или закат солнца. Солнце играет своими лучами и от этого снег переливается. Какими словами заканчивается стихотворение?»
Ответы детей.
Воспитатель повторно читает стихотворение с установкой на запоминание.
Физ.минутка.
Ребятки, представьте, что вы деревья. Дул ветер, падал снег. Покажите, как качались деревья, как падал снег. После снегопада все кругом белым-бело, белым снегом замело. Все деревья в снегу, снег белой бахромой висит на ветках березы (дети все показывают, изображают). Ветки немного опустились от тяжести снега. Все в сонной тишине. Молодцы. Садитесь на места.
***
После повторного чтения взрослым следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихотворение те, кто лучше запомнил и изъявил желание прочитать. Воспитатель подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса и темпе речи.
Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя. Дети рассматривают картины с зимним пейзажем и рисуют березу под музыкальное сопровождение.
Вопросы к детям:
- Дети, чем мы занимались сегодня? Ответы детей.
- Назовите автора стихотворения «Береза». Ответы детей.
- Как автор описывает ветки березы? Ответы детей.
- Какая береза получилась на ваших рисунках? Ответы детей.
«Молодцы. Вы были активны, внимательны и с чувством читали стихотворение. Ваши рисунки вы можете подарить своим родным и порадовать их».