Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Волшебный кубик»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Волшебный кубик».
Цель: закреплять навык спряжения глаголов настоящего времени с чередованием согласных; развивать умение находить слова со звуками [с], [ш] и дифференцировать их; упражнять в образовании существительных от глаголов движения; закреплять навык слогового анализа слов и определений места звука в слове; развивать чувство ритма.
Оборудование: кубик, стороны которого обклеены условными обозначениями согласно заданиям, карточки для заданий.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Хочу сегодня начать наше занятие с беседы. Ребята какое у нас сегодня занятие? (Развитие речи)
- А каждый ли из вас понимает, что такое речь? (Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к определению речи)
- Ребята, все ваши ответы верны, а давайте посмотрим как объясняют это понятие ученые в умной книге – словаре. Ребята, что такое словарь? (Это книга, где можно найти объяснение многих слов).
- Правильно, если мы не понимаем слово, то мы можем открыть словарь и посмотреть, что же это слово значит. Ну что открываем наш словарь и смотрим что же такое «речь».
«Речь - это способность говорить, передавать информацию словами или письменно».
- Ребята, какое интересное определение, если я сейчас буду говорить разную чепуху, то это можно считать речью? (Нет)
- Конечно, нет, ведь вам будет совершенно непонятно о чем я говорю, а это очень важно, чтобы речь человека была понятной. Ребята, а как вы легко сделать свою речь понятной, интересной? (Выслушивает ответы детей).
- Вы совершенно верно сказали, чтобы речь была красивой, понятной, нужно этому учиться, тренироваться и тогда вас приятно и интересно будет слушать! Вот сегодня на нашем занятии мы и займемся тем, что будем учиться красивой речи. Согласны? (Да)
- А помощником сегодня на нашем занятии станет кубик. На его сторонах зашифрованы задания. Вы будете его кидать, какое задание выпадет на верхней стороне кубика, такое задание и будем выполнять. Все эти задания будут учить нас говорить красиво, то есть развивать нашу речь. Вам понятны условия игры? (Да)
- Ну, тогда кидаем кубик и выбираем задание. (Ребенок кидает кубик)
- Так, нам выпало задание «Веселые хлопки» (на стороне кубика приклеено изображение хлопающих рук). Ребята, к этому заданию есть карточка. Посмотрите, на этой карточке в два ряда расположены красные квадраты, но расположены они по-разному, то в верхнем ряду, то в нижнем. Вам нужно запомнить, что если квадрат в нижнем ряду, то хлопок делается перед грудью, если в верхнем ряду, то над головой. Запомнили? (Да)
- Попробуем прохлопать задание? Только будьте внимательны! (Дети хлопают)
- А теперь рисунок поменялся. Попробуем его прохлопать? Справитесь? (Да)
- Молодцы, ребята, какие вы внимательные. Но при чем же тут речь? Чему нас учит это задание? (Ребята рассуждают, педагог выслушивает ответы)
- Ребята, мы с вами хлопками создавали ритм. В нашей речи тоже есть ритм и он очень важен. Если мы не будем ритмично говорить, то нас с вами просто будет не понять. Послушайте стихотворение «Бычок» А.Л. Барто. Сначала я его прочитаю, не соблюдая ритм стихотворения, а потом соблюдая, а вы послушайте и определите, какое чтение вам понравилось. (Педагог читает стих)
- Ну что, какое понравилось? (Нам понравилось, когда вы читали ритмично).
- Я так и думала! Очень важно соблюдать ритм речи, чтобы она была красивой, понятной! Будете стараться его соблюдать? (Да)
- Ну что бросаем наш кубик снова? (Ребенок бросает и все вместе рассматриваем, что же за задание нам выпало)
- Так, нам выпало задание, которое называется «Я, мы, они». Ребята, это задание научит нас правильно менять слово. Будем менять по такому принципу: я показываю карточку, а вы изменяете слово в соответствии с карточкой. Карточка, где один человечек – это местоимение «Я», карточка, где человечки держатся за руки – «МЫ», карточка, где много человечков и они не держатся за руки – «ОНИ». Попробуем? (Слова для работы: просить, ходить, беречь, отвечать, печь. «Я пеку. Мы печем. Они пекут.)
- Ребята, трудно изменять слова? (Да) Конечно, ведь в этих словах, если меняется слово, то и буквы меняются. Но этому нужно учиться, чтобы наша речь была понятной окружающим. Молодцы, вы постарались, я думаю мы обязательно все этому научимся. Устали? (Да)
Физминутка.
- Бросаем кубик дальше!
- Так, нам выпало задание «Найди звуки». (На кубике карточка, где звук [с] и [ш] держатся за руки.
- Посмотрите, ребята, у нас с вами есть каробочка, в которой очень много картинок. Нам нужно навести порядок и убрать из нее картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть звуки [с] и [ш]. Наведем порядок? (Да) (Дети под руководством взрослого наводят порядок среди картинок).
- А теперь ребята, у вас у каждого есть картинка предметов. Давайте определим, сколько слогов в названии этих предметов. Ребята, называем свое слово и говорим, сколько в нем слогов. (Дети отвечают по образцу: «Мое слово «шапка». В этом слове два слога». Коллективно проверяем правильность ответа.)
- Молодцы! А теперь называем место звуков [с] и [ш] в ваших словах: в конце, в середине или в начале. (Дети отвечают по образцу: «Мое слово «шапка». В этом слове звук [ш] стоит в начале слова». При необходимости подсказываем ребенку и исправляем, если ответ неправильный.)
- Да, ребята, задание непростое, но оно поможет нашу речь сделать понятной, ведь так важно отличать звуки между собой.
- Бросаем кубик. Так, нам выпало задание «Назови одним словом». Ребята, чтобы наша речь была красивой, нужно, чтобы мы знали много слов. А вы знаете много слов? (Да)
- Вот сейчас и проверим! Я говорю вам предложение, а вы заменяете его мне одним словом. Например, я говорю вам: «Собака бежит», а вы должны ответит одним словом: «Это бег». (Педагог заранее подбирает предложения для работы с данным заданием).
- Молодцы! Вот сколько слов вы знаете. Я точно уверена, что ваша речь будет красивой и понятной, ведь вы так быстро всему учитесь!
- Ребята, посмотрите, а на кубике есть еще задание? (Еще одно.)
- Верно, еще одно и нарисован язычок, чтобы это значило? (Педагог выслушивает предположения детей).
- Я думаю, что мы должны сделать упражнения для язычка, чтобы он у нас четко и красиво разговаривал. Я предлагаю вам проговорить скороговорки. Согласны?
- Ну тогда приступим! (Педагог заранее готовит для проговаривания с детьми скороговорки со звуками [с] и [ш])
- Какие вы у меня молодцы! Давайте рассмотри наш кубик еще раз и вспомним какие задания мы сегодня с вами выполняли и для чего. (Дети обсуждают с педагогов выполненные задания и их значение для красивой речи)
- Ребята, вам понравилось играть в кубик?
- Мне сегодня тоже очень понравилось, как вы работали!