Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание русской народной сказки "Маша и медведь"»
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»
Цель: знакомство детей с русской народной сказкой «Маша и медведь»
Задачи:
Формировать умение слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации, активизировать словарь за счет новых слов (кринка, изба, короб), упражнять лепить угощение из теста, используя знакомые приёмы лепки, развивать речь, зрительное, слуховое внимание, память, мелкую моторику, воспитывать любовь к народному творчеству, вызвать у детей желание эмоционально воспринимать данную сказку.
Материалы: куклы (бабушка, дедушка, Маша), магнитная доска, предметные картинки по сюжету сказки, посуда (кринка, деревянная ложка, плошка),короб, доски по количеству детей, тесто, печь, книга «Маша и медведь», влажные салфетки, мнемотаблица
Ход ОД
-Ребята, вы любите ходить в гости? (да)
-А к кому вы любите ходить в гости? (к друзьям, бабушкам, дедушкам и т.д.)
- Вот и сегодня нас пригласили в гости бабушка и дедушка из сказки «Маша и медведь».
-Вы готовы пойти к ним? (да) (открывается занавес избы)
-Ну вот мы и в гостях. (дети приветствуют бабушку с дедушкой).
- Бабушка с дедушкой неслучайно пригласили нас к себе в гости. У них случилась беда. Внучка ушла с подружками в лес и заблудилась.
-А вот как это произошло мы сейчас с вами и узнаем .(воспитатель начинает рассказывать сказку)- герои на магнитной доске
Текст
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка.
(взрослый показывает картинку избы)
Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке и каждый день думала о том, как обмануть медведя и вернуться обратно к бабушке с дедушкой.
-Заглянем в избушку к медведю. Да, действительно, в этой избушке живёт медведь. Вот его фотография висит на стене. (Воспитатель обращает внимание детей на фотографию в рамке, где изображен медведь)
-Ну, а где же Маша? И тесто на столе оставила , и посуду со стола не убрала. Где же она? Как вы думаете? ( ушла в лес за дровами, грибами и т.д.)
- Об этом мы сейчас узнаем из книги.
(взрослый читает текст)
Текст
«Каждый день думала Маша о том, как обмануть медведя, и вернуться обратно к бабушке с дедушкой. Вот и задумала напечь пирожков и попросить медведя отпустить её на денёк в деревню, чтобы гостинцы отнести».
- Что такое гостинцы? Как можно это слово сказать по-другому? (подарки)
-Пока Маша ещё не пришла предлагаю помочь ей приготовить пироги. (дети засучивают рукава и садятся за стол)
Пальчиковая игра «Пирог»
Падал снег на порог.
(2 раза медленно опускают ладони
на стол.)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
(Прижимают ладонь к ладони
«лепят» пирог.)
Ручейком пирог утек.
(«Бегут» пальчиками по столу).
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
(Прижимают ладонь к ладони
«лепят» пирог.)
- А вот и тесто Маша уже приготовила в деревянной кадушке.
-Вы знаете, что такое кадушка? (нет)
-Так на Руси называли посуду, где замешивали и готовили тесто для пирогов.
Лепка «Пирожок»
(затем дети лепят пироги, вспоминая приём лепки)
-А вот, чтобы пироги были румяным, их сверху смазывали молоком. А хранилось молоко в кринке. Кринку изготавливали из глины и обжигали на огне.
- Чем я переливаю молоко? (ложкой)
-Да, действительно, у меня в руке деревянная ложка. Ложка из дерева. Такой деревянной ложкой ели похлёбку (суп, щи) из плошки, т.е из тарелки.
( воспитатель переливает молоко из кринки деревянной ложкой в плошку и дети венчиками смазывают свои пироги)
-Сколько всего пирогов получилось? (много, пять и т.д.)
-Ну, а теперь поставим пироги в печь. Печь на Руси считалось самым главным предметом в доме. Она не только обогревала жилище, но и в ней хозяйки готовили еду, пекли пироги.
- А ваши мамы, где готовят еду(пищу)? (на газовой плите, в микроволновке)
- Пока пироги пекутся, я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
-Какие высокие выросли у нас деревья. Вырос целый лес.
(взрослый обращает внимание детей на печь)
-Вот и готовы наши пирожки. Какими румяными, да пышными получились. Поможем Маше положить их в короб? (да)
-Что такое короб? (дети затрудняются ответить)
- Короб- это берестяная корзина для переноса чего-либо. ( показ короба на картинке)
- Как по-другому можно назвать короб? (корзина)
-Вот какие молодцы! Настоящие помощники.
-Гостинцы готовы. Теперь можно отправлять медведя в деревню и помочь Маше вернуться домой.
(продолжение работы на магнитной доске)
Текст
«Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
Инсценировка эпизода сказки «Маша и медведь»
- 1 ребёнок:
«Сяду на пенёк,
Съем пирожок!»
«А Машенька из короба:
- 2 ребёнок:
«Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!»
Текст
— Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше.
Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
- 1 ребёнок:
«Сяду на пенёк,
Съем пирожок!»
А Машенька из короба опять:
- 2 ребёнок:
«Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!»
Текст
Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.
(воспитатель одновременно снимает шапочку и косынку с девочки)
(продолжение показа сказки на магнитной доске)
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.
— Что это в коробе ?-говорит бабушка. Дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
(взрослый достает из короба куклу и показывает детям )
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
- Вот так Маша опять вернулась к себе домой. А для себя решила, что больше не будет уходит далеко от подружек, ходить в лес одна.
Вывод:
-Как называется сказка, которую я вам рассказала? («Маша и медведь»)
- Вспомним ещё раз сюжет этой сказки.
(взрослый показывает мнемотаблицу)
- Как назывался дом, в котором жил медведь? (изба)
- Назовите посуду, которая стояла на столе в избе у медведя (кринка, деревянная ложка, плошка, деревянная кадушка)
- Вот мы с вами и побывали в гостях у сказки «Маша и медведь». А теперь пришла пора возвращаться обратно в группу. Маша решила и вас угостить пирожками из русской печи и говорит «спасибо» за то, что помогли приготовить много-много пирогов.
(дети прощаются с героями сказки и уходят)