Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание русской народной сказки "Маша и медведь"»

4
0
Материал опубликован 3 October 2022

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой «Маша и медведь»

Задачи:

Формировать умение слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации, активизировать словарь за счет новых слов (кринка, изба, короб), упражнять лепить угощение из теста, используя знакомые приёмы лепки, развивать речь, зрительное, слуховое внимание, память, мелкую моторику, воспитывать любовь к народному творчеству, вызвать у детей желание эмоционально воспринимать данную сказку.


Материалы: куклы (бабушка, дедушка, Маша), магнитная доска, предметные картинки по сюжету сказки, посуда (кринка, деревянная ложка, плошка),короб, доски по количеству детей, тесто, печь, книга «Маша и медведь», влажные салфетки, мнемотаблица


Ход ОД

-Ребята, вы любите ходить в гости? (да)

-А к кому вы любите ходить в гости? (к друзьям, бабушкам, дедушкам и т.д.)

- Вот и сегодня нас пригласили в гости бабушка и дедушка из сказки «Маша и медведь».

-Вы готовы пойти к ним? (да) (открывается занавес избы)

-Ну вот мы и в гостях. (дети приветствуют бабушку с дедушкой).

- Бабушка с дедушкой неслучайно пригласили нас к себе в гости. У них случилась беда. Внучка ушла с подружками в лес и заблудилась.

-А вот как это произошло мы сейчас с вами и узнаем .(воспитатель начинает рассказывать сказку)- герои на магнитной доске

Текст

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка.

(взрослый показывает картинку избы)

Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..» А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке и каждый день думала о том, как обмануть медведя и вернуться обратно к бабушке с дедушкой.

-Заглянем в избушку к медведю. Да, действительно, в этой избушке живёт медведь. Вот его фотография висит на стене. (Воспитатель обращает внимание детей на фотографию в рамке, где изображен медведь)

-Ну, а где же Маша? И тесто на столе оставила , и посуду со стола не убрала. Где же она? Как вы думаете? ( ушла в лес за дровами, грибами и т.д.)

- Об этом мы сейчас узнаем из книги.

(взрослый читает текст)

Текст

«Каждый день думала Маша о том, как обмануть медведя, и вернуться обратно к бабушке с дедушкой. Вот и задумала напечь пирожков и попросить медведя отпустить её на денёк в деревню, чтобы гостинцы отнести».

- Что такое гостинцы? Как можно это слово сказать по-другому? (подарки)

-Пока Маша ещё не пришла предлагаю помочь ей приготовить пироги. (дети засучивают рукава и садятся за стол)

Пальчиковая игра «Пирог»

 Падал снег на порог.

(2 раза медленно опускают ладони

 на стол.)

Кот слепил себе пирог.

 А пока лепил и пек,

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

Ручейком пирог утек.

(«Бегут» пальчиками по столу).

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

 (Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)



- А вот и тесто Маша уже приготовила в деревянной кадушке.

-Вы знаете, что такое кадушка? (нет)

-Так на Руси называли посуду, где замешивали и готовили тесто для пирогов.

Лепка «Пирожок»

(затем дети лепят пироги, вспоминая приём лепки)

-А вот, чтобы пироги были румяным, их сверху смазывали молоком. А хранилось молоко в кринке. Кринку изготавливали из глины и обжигали на огне.

- Чем я переливаю молоко? (ложкой)

-Да, действительно, у меня в руке деревянная ложка. Ложка из дерева. Такой деревянной ложкой ели похлёбку (суп, щи) из плошки, т.е из тарелки.

( воспитатель переливает молоко из кринки деревянной ложкой в плошку и дети венчиками смазывают свои пироги)

-Сколько всего пирогов получилось? (много, пять и т.д.)

-Ну, а теперь поставим пироги в печь. Печь на Руси считалось самым главным предметом в доме. Она не только обогревала жилище, но и в ней хозяйки готовили еду, пекли пироги.

- А ваши мамы, где готовят еду(пищу)? (на газовой плите, в микроволновке)

- Пока пироги пекутся, я предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

-Какие высокие выросли у нас деревья. Вырос целый лес.

(взрослый обращает внимание детей на печь)

-Вот и готовы наши пирожки. Какими румяными, да пышными получились. Поможем Маше положить их в короб? (да)

-Что такое короб? (дети затрудняются ответить)

- Короб- это берестяная корзина для переноса чего-либо. ( показ короба на картинке)

- Как по-другому можно назвать короб? (корзина)

-Вот какие молодцы! Настоящие помощники.

-Гостинцы готовы. Теперь можно отправлять медведя в деревню и помочь Маше вернуться домой.

(продолжение работы на магнитной доске)

Текст

«Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:


Инсценировка эпизода сказки «Маша и медведь»

- 1 ребёнок:

«Сяду на пенёк,
Съем пирожок!»

«А Машенька из короба:
- 2 ребёнок:

«Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!»

Текст

Ишь какая глазастая, — говорит медведь, — всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше.

Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:

- 1 ребёнок:

«Сяду на пенёк,
Съем пирожок!»
А Машенька из короба опять:


- 2 ребёнок:

«Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!»


Текст

Удивился медведь:
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.

(воспитатель одновременно снимает шапочку и косынку с девочки)
(продолжение показа сказки на магнитной доске)

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.
— Что это в коробе ?-говорит бабушка. Дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

(взрослый достает из короба куклу и показывает детям )
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

- Вот так Маша опять вернулась к себе домой. А для себя решила, что больше не будет уходит далеко от подружек, ходить в лес одна.

Вывод:

-Как называется сказка, которую я вам рассказала? («Маша и медведь»)

- Вспомним ещё раз сюжет этой сказки.

(взрослый показывает мнемотаблицу)

- Как назывался дом, в котором жил медведь? (изба)

- Назовите посуду, которая стояла на столе в избе у медведя (кринка, деревянная ложка, плошка, деревянная кадушка)

- Вот мы с вами и побывали в гостях у сказки «Маша и медведь». А теперь пришла пора возвращаться обратно в группу. Маша решила и вас угостить пирожками из русской печи и говорит «спасибо» за то, что помогли приготовить много-много пирогов.

(дети прощаются с героями сказки и уходят)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.