Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Знакомство с гжельской росписью"
Конспект занятия по рисованию «Украсим тарелку гжельским цветком» (старшая группа)
Цель: Формирование у детей старшей группы представлений о гжельском промысле и развитие художественных навыков посредством создания рисунка гжельского цветка на круге.
Задачи:
• Обучающие:
* Познакомить детей с особенностями гжельской росписи, ее характерными элементами (цветок, листья, завитки, точки). Закрепить знания о цветовой гамме гжельской росписи (синий, голубой, белый.) Научить детей изображать гжельский цветок на круге, используя технику акварельной живописи (создание плавных переходов цвета, градиента). Научить детей создавать кайму вокруг рисунка.
• Развивающие:
* Развивать мелкую моторику рук, точность и координацию движений, эстетическое восприятие, чувство композиции, цветового решения, наблюдательность, аналитическое мышление (выделение основных и второстепенных элементов узора). Развивать творческое воображение и фантазию.
• Воспитательные:
* Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, интерес к народному творчеству и художественному наследию России. Воспитывать чувство гордости за народные промыслы.
Материалы:
* Предметы с гжельской росписью с различными вариантами цветочных мотивов.
* Листы белой бумаги круглой формы , имитирующие тарелки.
* Акварельные краски (синяя, голубая, белая).
* Кисти разных размеров (тонкие для деталей, средние для основного рисунка).
* Баночки с водой.
* Палитры.
Ход занятия:
1. Введение
Побежали ножки весело по кругу
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три, Головкой поклонись
Раз, два, три, Мило улыбнись
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать!
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, с севера пришла,
И цветами расцвела!
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми… (гжель)
2. Основной этап
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о гжели. Вы знаете что это такое?
Гжельская роспись - это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.
Вот посмотрите образцы на картинках, обратите внимание, что узоры голубого цвета на белой посуде
Кайма может состоять из повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков и т. д.
Она расположена в верхней части изделия.
Какими узором украшают мастера свои изделия? (Завитки, цветы, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.)
Что бы нарисовать такую тарелочку мы с вами превратимся в мастеров-живописцев. Посмотрите, как я буду это делать.
Показываю детям на отдельном шаблоне пример узоров на кайме.
Обратите внимание, что гжельская роспись рисуется сразу кистью, без предварительного эскиза карандашом.
Помните, как получить голубой цвет.
Самый простой способ получить небесно-голубой цвет - это смешать воедино белую краску с синей.
Сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами-живописцами.
Вот наши тарелки-заготовки, они готовы к росписи, они у нас белые нераскрашенные
Что бы приступить к самостоятельной работе нам, как всегда нужна разминка.
Хомка, Хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Шейку моет, глазки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1,2,3,4,5 Хомка хочет сильным стать.
Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу.
Присаживаемся на свои места и приступаем к работе.
Берем шаблоны тарелочек и, опираясь на образец, украшаем гжельской росписью.
Дети приступают к самостоятельной работе.
Воспитатель по мере необходимости помогает рассказом и показом, нуждающимся в помощи.
3. Заключительный этап
Ребята, что нового узнали? Каким цветом узоры? Что труднее всего вам далось сделать?
Давайте друг другу покажем наши тарелочки, чтобы каждый мог полюбоваться на эту красоту.
Вы все сегодня молодцы, у каждого красивая получилась тарелочка.
Итог занятия:
На занятии дети научились создавать свои цветы в стиле гжель, развили навыки рисования с использованием оттенков и узоров, а также укрепили свои эстетические чувства через создание индивидуальных художественных работ.