12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кулишова Наталия Борисовна16

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

Конспект занятия по внеклассному чтению

в 4 классе

«Лиса и Журавль»,

русская народная сказка

Воспитатель Кулишова Н.Б.

Цель и задачи занятия:

образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; учить строить высказывания;

развивающая: развивать и обогащать речь учащихся; развивать логическое и образное мышление; развивать умение учащихся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на словарь и демонстрацию;

коррекционная: учить читать слитно, с соблюдением орфоэпических знаков, соблюдать при чтении логическое ударение; активизировать речевую деятельность учащихся с опорой на остаточный слух;

воспитательная: воспитание интереса к чтению, культуры общения ,воспитание нравственности через анализ содержания сказки, формирование ценностных установок.

оборудование: текст сказки с заданием и пословицей для каждого ребенка ,конверты с картинками-слайдами из презентации к сказке по одному на 2 учащихся, пособие «Солнце дружбы», «смайлики» для каждого учащегося, плакат для зрительной гимнастики по методу Базарного В.Ф.; презентация.

План

1. Орг. момент и пожелания уч-ся друг другу на занятие

(речевая зарядка) .

2. Подготовка к чтению сказки .

3. Чтение сказки.

4. Словарная работа.

5. Физ. минутка.

6. Работа над содержанием .

7. Упражнение на закрепление словаря .

8. Физ. минутка для глаз по методу Базарного В.Ф..

9. Анализ произведения.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия

Орг.момент.

[Сядьте правильно.]

[…,как ты слышишь,... ?] -Я слышу хорошо.

[…,какое сейчас будет занятие?] - Внеклассное чтение.

[Что мы делаем на занятии? ] - Читаем, говорим, рассуждаем, беседуем, задаем вопросы, отвечаем на вопросы, учим новые слова, узнаем много нового.

[Ваши пожелания друг другу на этот урок.] - Я желаю … задавать интересные вопросы.

-Я желаю ... без ошибок прочитать.

-Я желаю ... выучить новые слова.

-Я желаю ... правильно делать ударения

при чтении.

-Я желаю ... хорошо отвечать на

вопросы.

-Я желаю ... интересного занятия.

-Я желаю ... узнать сегодня много

нового на занятии

Подготовка к чтению сказки

[Ребята, узнайте у меня, что мы будем сегодня читать.]

-Н.Б., скажите, пожалуйста, что мы

будем сегодня читать?

-Сегодня мы будем читать очень интересную сказку.

- Как она называется?

[ «Лиса и Журавль».]

Чтение сказки.

[Давайте прочитаем сказку вместе со мной.]

-Возьмите карандаши. Во время чтения подчеркивайте слова которые вам непонятны.

- Какие слова вы подчеркнули? - Ответы детей.

Словарная работа 

Потчевать - угощать

стряпать - готовить еду

не обессудь - не суди строго

несолоно хлебавши - оказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях

 окрошка - летний суп, состоящий из овощей с квасом;

 званый(обед) - праздничный, особенный; 

врозь -не вместе

-Молодцы! Вы хорошо поработали. Предлагаю немного отдохнуть. 

Физминутка.

К солнцу тянутся ромашки,

Птицы, звери, все букашки.

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок.

Работа над содержанием

- А теперь давайте сделаем свой мультфильм к сказке «Лиса и Журавль».

- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки- карточки и листочки со сказкой.

- Читайте сказку и раскладывайте картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. ( Работа в парах)

- Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах).

- А теперь посмотрите на экран и сравните ваши мультики с моим.

- Проверьте, вы правильно сложили картинки?

(Работа по картинкам. Если уч-ся неверно нашел подпись к картинке - попросить помощи у других ребят. После того, как подписи и картинки пришли в соответствие - ребята по очереди читают сказку.)

Упражнение на закрепление словаря

Дополните словосочетания:

Как аукнулось, так и ... .

Скажите по-другому:

Пошел на званый пир - ... .

Больше потчевать нечем - ... .

Скажите словами сказки:

Стала угощать

Физминутка для глаз.

- Наши глазки устали. Пусть немного отдохнут.

- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево ..направо ..вниз ..вверх .... Посмотрите в окошко далеко-далеко.

- Давайте прочитаем, что написано на плакате.

- Читайте, следуя глазами за указкой. (Чтение хором)

- Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?

- Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется).

- Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

Анализ произведения.

-Как вы понимаете эту пословицу? - Ответы детей.

- Значит ...(одновременно писать на доске) ... Нехорошая Лиса обидела хорошего Журавля и он ей отплатил?

- Так? Или не так -(Предположения ребят).

- Давайте разберемся.

- Какая Лиса в сказках? - Хитрая, обманщица.

- А в этой сказке ? Прочитайте. - «Лиса подружилась с

Журавлем», «Вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости».

- Что же тут плохого? Как вы думаете? - Ничего.

- Как лиса приглашала Журавля? - По-доброму. Каши наварила

. Кашу по тарелке размазала, чтобы она не была горячей.

- Говорила добрые слова:

«Покушай, голубчик, сама стряпала».

- Плохие ли это слова и дела? - Нет.

- Вы верите Лисе или думаете, что она хитрила? - Ответы детей.

- А чем ответил Лисе Журавль? - Наготовил окрошки, перелил

ее в кувшин, чтобы Лисе было трудно кушать и пригласил Лису в гости.

- Почему он так сделал? Как вы думаете? - Журавль хотел отомстить Лисе. -Ребята, так принято вести себя с друзьями? - Нет.

-Почему вы так думаете. - Нельзя обижать гостей.

-Кто прав: Лиса или Журавль? - Ответы ребят (оба неправы).

-Прочитайте пословицу. Вы согласны с этим? - (Ответы детей)

- Как вы думаете, есть ли еще пословицы, которые походили бы к этой сказке?

- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке - хлопайте в ладоши 1 раз, если нет - 2 раза.

-Хороший гость дому радость.

Труд кормит, а лень портит.

Друг познается в беде.

Умел в гости звать , умей и угощать.

Злом отвечать на зло плохо.

Итог занятия. Рефлексия.

-Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе?

- (Ответы детей)

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей?

- Для этого мы зажжем солнце дружбы.

- Возьмите листы с текстом сказки. Внизу напечатаны слова. Подчеркните те, которые обозначают качества, которые вы хотите видеть у своего друга.

(Работа ребят).

- Какие слова вы подчеркнули? - Дети отвечают и одновременно

прикрепляют к солнцу лучи со словами с названиями качеств друга.

- Ребята! Вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете занятие?

- Поднимите ту карточку со смайликом, которая соответствует вашему настроению.

- (Ребята выполняют)

- Ваши пожелания сбылись? - Да!

- Я рада видеть ваши веселые лица.

- Занятие окончено .Спасибо.

Список литературы:

А. А. Новоселов «Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих» - Москва, «Просвещение», 1983

А.Г.Зикеев «Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений». - Москва, «Академия», 2000.

А.Г.Зикеев «Обучение учащихся подготовительного,1-4 классов школы глухих», Москва, «Просвещение», 1984.

Ф.Ф.Рау « Методика обучения глухих устной речи»- Москва, «Просвещение», 1976.

А.А.Новоселов «Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих» - Москва, «Просвещение», 1983

«Методика преподавания русского языка в школе глухих», Под. Редакцией Л.М.Быковой. -М.: «Владос».2002.

Дата проведения:  2 января 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.