Конспект занятия в подготовительной группе на тему:
«С. Н. БУБКА – ЧЕМПИОН, ЛЕГКОАТЛЕТ ПО ПРЫЖКАМ С ШЕСТОМ»
Цель: систематизировать знания о спорте, его вида. Дать представление о том, что Луганск является родиной знаменитого спортсмена по прыжкам с шестом С. Н. Бубки. Углубить знания о лёгкой атлетике. Познакомить с таким видом лёгкой атлетики, как прыжки с шестом. Активизировать словарь по данной теме. Формировать умение составлять рассказ с опорой на картинки, образовывать относительные прилагательные. Развивать речь, внимание, любознательность. Воспитывать гордость, уважительное отношение к знаменитым людям Луганска, патриотические чувства.
Материал: фотография С. Н. Бубки, фотография памятника, установленного в честь С. Н. Бубки, «Цветок успеха», картинки на тему «Прыжки с шестом», картинки с заданиями, медали, д/и «Собери кубок»,
Словарь: легкоатлет, знаменитый, земляк, успех, прыжки с шестом, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпеливость, увлечённость, упорство, медаль золотая, медаль серебряная, медаль бронзовая, кубок.
Ход занятия.
Загадка
Мы физически активны,
С ним мы станем быстры, сильны...
Закаляет нам натуру,
Укрепит мускулатуру.
Не нужны конфеты, торт,
Нужен нам один лишь...
Дети:
- Спорт.
Воспитатель:
- Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?
- Дети:
- Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.
Воспитатель:
Спорт – это жизнь, это лёгкость движения,
Спорт вызывает у всех уваженье,
Спорт продвигает всех вверх и вперёд,
Бодрость, здоровье он всем придаёт.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.
- Что же такое спорт?
Дети:
- Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования, достижения высоких результатов, желание победить
Воспитатель:
- О чем мы с вами будем говорить?
Дети:
- О спорте!
Воспитатель:
- Какие виды спорта вы знаете?
Дети:
- Футбол, баскетбол, фигурное катание, лёгкая атлетика , борьба, плавание…
Воспитатель:
- На стадионе бег, ходьба,
Прыжки, метанье,
Как правильно назвать соревнования?
Дети:
- Лёгкая атлетика.
Воспитатель:
- Правильно. И сегодня мы познакомимся с королевой спорта – лёгкой атлетикой и поговорим о нашем знаменитом земляке (земляк – это человек, который родился и вырос в том же городе, что и вы, т.е. в Луганске), который достиг успеха в в этом виде спорта спорта. Королевой этот вид спорта называют за то, что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь лёгкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метание. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее, ловчее. А позже стали проводить состязания. Спортсмены, занимающиеся лёгкой атлетикой, называются легкоатлеты или просто атлеты.
- Какие виды спорта входят в лёгкую атлетику?
Дети:
- Бег, ходьба, метание, прыжки.
Воспитатель:
- Представьте себе, что вы легкоатлеты. Я буду называть вид лёгкой атлетики, а вы будете показывать движения, которые выполняет спортсмен , занимающийся данным видом спорта.
Ходьба, бег, метание копья, прыжки в длину, метание диска, прыжки в высоту, бег с препятствием, прыжки с шестом.
Дети имитируют движения спортсменов.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на фотографию.
(Показать фотографию С. Н. Бубки во время прыжка.)
Как вы думаете, кто это?
Дети:
- Это спортсмен.
Воспитатель:
- Кто мне скажет, как называется данный вид спорта лёгкой атлетики?
Дети:
- Этот вид спорта называется прыжки с шестом.
Воспитатель:
- Правильно, это прыжки с шестом. А спортсмен, которого вы видите на фотографии – это известный человек Луганска, наш земляк, С. Н. Бубка.
С. Н. Бубка – спортсмен по прыжкам с шестом, первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Знаменитый мастер спорта СССР. Чемпион Олимпийских игр мира и Европы. Победитель кубков мира и Европы.
Родился и вырос он в Луганске. Учился в школе №13 Города Луганска. В 11 лет поступил в ДЮСШ «Динамо». Окончил Киевский институт физической культуры. Кандидат педагогических наук.
Сергей Бубка устанавливал 35 раз мировые рекорды. А сейчас он является президентом Национального олимпийского комитета Украины. Этот человек добился большого успеха в спорте. Ему в городе Донецке установлен памятник. (Показать фотографию памятника .)
Как вы думаете, что такое успех?
Дети:
- Успех – это хорошие результаты в каком – либо деле: спорте, учёбе, работе.
Воспитатель:
- Для того, чтобы добиться успеха, что для этого нужно?
Дети:
- Настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпеливость, увлечённость, упорство.
Воспитатель:
- Ребята, давайте соберём «Цветок успеха». Сердцевина цветка – это «успех», а лепестки – те качества, которые вы перечислили. Давайте ещё раз их назовём.
(Дети называют качества, а воспитатель цепляет лепестки.)
Вот такой цветок успеха у нас получился.
А что ещё должен делать спортсмен?
Дети:
- Делать зарядку, тренироваться.
Физкультминутка.
«Чтобы сильным стать и ловким.»
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)
Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)
Как погода хороша! (Прыжки на месте.)
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)
Воспитатель:
- Мы с вами знаем, что нужно делать и какие качества необходимы, чтобы добиться успеха в спорте. А теперь давайте поговорим о спорте, в котором С. Н. Бубка достиг успеха. Напомните мне, как называется этот вид спорта?
Дети:
- Этот спорт называется прыжки с шестом.
Воспитатель:
Посмотрите на картинку и скажите , что необходимо спортсмену, который занимается прыжками с шестом?
(Картинка с изображением шеста и места приземления.)
Дети:
- Спортсмену для выполнения прыжка нужен шест и место, куда он приземляется.
Воспитатель:
- Через что прыгает спортсмен?
Дети:
- Спортсмен прыгает через планку.
Воспитатель:
- Правильно, спортсмен прыгает через планку, которую устанавливают на определённой высоте. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах.
Какая должна быть одежда у спортсмена? Во что одет наш спортсмен?
Дети:
- Одежда должна быть лёгкая, удобная. Спортсмен одет в шорты и майку, а на ногах кроссовки.
Воспитатель:
- Почему на спортсмен шорты и майка, а не комбинезон?
Дети:
- В комбинезоне ему будет неудобно прыгать, он сковывает движения и будет жарко.
Воспитатель:
- Правильно. А теперь давайте посмотрим, как же спортсмен выполняет прыжок.
(Объяснение техники выполнения прыжка с шестом с использованием иллюстраций.)
Сначала спортсмен берёт правильно шест.
Разгоняется.
Вставляет шест в специальный ящик для упора.
Подпрыгивает.
Переворачивается в воздухе.
Перелетает через планку.
Отпускает шест.
Падает на мат.
Вот в такой последовательности спортсмен выполняет прыжок с шестом.
Д/и «Что сначала, что потом»
Воспитатель:
- Я предлагаю вам самостоятельно разложить картинки в правильной последовательности, чтобы спортсмен удачно совершил прыжок.
(2 ребёнка работают в паре у доски, а остальные проверяют правильность составления логической цепочки.)
- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о том, как спортсмен выполняет прыжок с шестом.
(Рассказ 2 детей «Как спортсмен выполняет прыжок с шестом» с опорой на картинки.)
Воспитатель:
- Ребята, вы уже много узнали об этом виде спорта. И у меня для вас есть задания.
Задание №1. «Третий лишний» (На картинке изображены два спортсмена под №1 и №2 по прыжкам с шестом и один под №3 – прыжки в длину.)
- Кто лишний и почему?
Дети:
- Спортсмен под 3, он не является спортсменом по прыжкам с шестом. Это спортсмен по прыжкам в длину.
Задание №2. (Картинка со спортсменами по легкой атлетике, у каждого спортсмена свой порядковый номер.)
Воспитатель:
- Назовите номера спортсменов, которые выполняют прыжки с шестом.
Дети:
- Это спортсмены под номерами 2 и 6.
Воспитатель:
- Молодцы, с заданиями вы справились. А скажите, кто решает, кто победитель?
Дети:
- Судья решает, кто победитель.
Воспитатель:
- Ребята, что вручают спортсменам, которые победили на соревнованиях?
Дети:
- Спортсменам, которые победили на соревнованиях вручают призы: медали и кубки.
Воспитатель:
- Правильно, спортсменам, которые победили вручают медали и кубки.
(Показать картинку с изображением медалей и кубка.)
Посмотрите, пожалуйста, на медали, что обозначают эти цифры?
Дети:
- Цифра 1 – первое место, цифра 2 – второе место, цифра 3 – третье место.
Воспитатель:
- Эти медали отличаются не только цифрами, но и ещё материалом, из которого оны изготовлены. За первое место медаль изготавливают из золота, значит она какая? (Золотая.) За второе место медаль делают из серебра. Значит она какая? (Серебряная.) За третье место медаль делают из бронзы. Значит она какая? (Бронзовая.) Кроме медалей вы сказали, что спортсменам вручают кубки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери кубок».
Д/и «Собери кубок».
Дети из частей собирают целое.
Итог.
Воспитатель:
- Ребята, о каком спорте мы сегодня с вами говорили?
Дети:
- Мы говорили о прыжках с шестом.
Воспитатель:
- К какому виду спорта относятся прыжки с шестом?
Дети:
- Прыжки с шестом – один из видов лёгкой атлетики.
Воспитатель:
- Как зовут человека, нашего знаменитого земляка, который добился больших успехов в этом виде спорта?
Дети:
- Это Сергей Назарович Бубка.
Воспитатель:
- Сколько раз он устанавливал мировые рекорды?
Дети:
- Он 35 раз устанавливал мировые рекорды.
Воспитатель:
- Какие качества нужны, чтобы добиться такого успеха?
Дети:
- Чтобы добиться такого успеха нужны настойчивость, трудолюбие, увлечённость, терпение, усидчивость.
Воспитатель:
- Я уверена, что у вас эти качества есть, и вы будете их развивать и добьётесь успеха в своей жизни, и ваши имена будут знать во всём мире, как знают имя С. Н. Бубки. А мы, луганчане, будем вами гордиться, как гордимся всеми известными людьми нашего города.