Конспект занятия с обучающимися с умственной отсталостью 1 класса «Поляна сказок»
Конспект занятия с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса: «Поляна сказок»
Цель:
- развитие познавательных и психических процессов.
Задачами являются:
Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
Развивать познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Ход занятия
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желания сказать приятное товарищу.
Педагог начинает игру и называет своего соседа слева ласковым именем: Саша-Сашенька, дети очереди передают снежок и называют друг друга ласковыми именами.
Игра на коммуникацию «Интервью»
Цель: развитие навыков общения детей.
Педагог, по очереди подходит к каждому ребенку и «подставляя микрофон» предлагает ему представиться и рассказать о себе несколько слов. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
Упражнение «Росточек под солнцем»
Психолог: Я предлагаю тебе превратиться в маленькое семечко, которое посадили в землю. (Ребенок сворачивается в клубочек, и обхватывает колени руками). Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Всё чаще пригревает солнышко, росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (Ребенок постепенно поднимается и тянется вверх). Из ростка вырос прекрасный цветок. (Руки поднимаются и разводятся в стороны — цветок расцвел). Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток. Какой замечательный цветочек у тебя получился! Расскажи, в какой цветок ты превратился? (Ответ ребенка)
Игра на снятие нерво-мышечного напряжения «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
Релаксация
Цель: снижение мышечных зажимов, повышения энергетики, уверенности в себе.
«Волшебный сон»
Ребенок садится в удобное кресло или ложится на ковёр. Глаза закрыты, тело расслаблено. Тихо звучит музыка: Ф. Шопен «Ноктюрн №2», В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» или любая другая спокойная классическая музыка. Ребенок отдыхает и ему снится сон, который рассказывает психолог:
«Представь, что ты лежишь на полянке в прекрасный летний день и смотришь в облака. В небе ты видишь самолёт, который постепенно набирает высоту. Проследи за движением самолета. Посмотри, как уверенно он рассекает воздух своими крыльями. А теперь вообрази, что ты — самолет и у тебя такие же большие мощные крылья. Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту. Ты летишь... Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься. Теперь можно открыть глаза».
После релаксации дети по специальным ступенькам идут в «Изумрудный город»
- Ребята, а здесь вас ждёт задание от самого волшебника Изумрудного города. Он любит добрых людей и хочет посмотреть, насколько вы добрые, он приготовил для вас вот такой цветок. (показ цветка) Кто помнит, что это за цветок и из какой он сказки?
-Какую силу он имел в сказке?
-Пусть наш Цветик - Семицветик поможет нам убедиться в силе добра. Сейчас мы с вами станем лепестками этого цветка. Для этого встанем в круг и возьмёмся за руки.
(Все, включая педагогов встают в круг, берутся за руки, у одного педагога зажжённая свечка)
-Сейчас будем говорить слова «Лети-лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели...» и тот, у кого окажется в руках свечка, становится лепестком, «отрывается» от цветка и «летит» к своему однокласснику(по выбору) и желает ему, что хочет, а затем возвращается на место. И так, пока все лепестки не закончатся.
В конце Гудвин даёт детям слово «ДОБРОТА»
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Круг дружбы.
Дети за руки встают в круг и по кругу выражают благодарность друг другу со словами: Спасибо тебе за доброту, спасибо тебе за помощь, спасибо за подсказку. Важно чтобы никто не остался без внимания.