Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью «Наши эмоции»

3
0
Материал опубликован 17 November 2022





Дейко Валерия Александровна

Педагог – психолог

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Донецкая специальная школа – интернат № 29»

Город Донецк

Номинация «Методическая разработка мероприятия для обучающихся»

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью: «Наши эмоции»





Тема: «Страна эмоций»

Цель:  развитие коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества, создание положительного эмоционального настроя, коррекция познавательных процессов обучающихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.

Задачи:

формирование положительной мотивации для работы в коллективе;

научить обучающихся выполнять устные инструкции взрослого. 

коррекция межличностных отношений;

воспитание способности подчинять свои действия инструкции;

воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к окружающим.

Форма занятия: групповое занятие

Методы обучения и воспитания: репродуктивный, деловой игры, развитие мышления, релаксации.

Технологии обучения и воспитания: игровая, элементы ИКТ, здоровьесберегающие.

Оборудование:

- интерактивная доска;

-музыкальный центр с записью разной по настроению музыки;

-карточки с разными эмоциями;

- листы для рисования;

- краски (акварель, гуашь);

- изображение «волшебной поляны»;

-мячик;

- цветные кружочки.

Возраст обучающихся: 10-12 лет.

Предварительная работа:

-знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, страх, злость, обида).

-проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

Стимульный материал: в конце занятия  обучающиеся смогут быстро оценить своё эмоциональное состояние, соотнести с нарисованным им изображением и выбрать из предложенных цветных кружочков тот, который отражает нужную эмоцию.





Ход занятия

 Обучающиеся входят в класс, приветствуют друг друга, прикасаясь ладонями, друг друга, рассказывают о своем настроении, и с каким настроением они пришли на занятие.

1.Организационный момент

(приветствие) (2 мин.)

Психолог: здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы все пришли с хорошим настроением, а теперь делимся хорошим настроением друг с другом, и играем

1. Игра-упражнение “Передай улыбку другу”

Цель: формирование положительной установки обучающихся на занятие.

Психолог: у меня тоже сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

2.Основная часть

Психолог: в жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других, это источник благополучного общения, толерантности, взаимности это выражение нашего отношения к происходящему вокруг или внутри нас.

На предыдущих занятиях вы учились различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным состоянием; понимать, какие чувства вызывают те или иные поступки и как настроение может влиять на поведение человека. Сегодня мы с вами посмотрим, как научились понимать, распознавать и проявлять эмоции и чувства участники нашего занятия.
2. Задание «Зеркало».

Цель: расширение круга невербальных форм общения, помогающих устанавливать доброжелательные контакты со сверстниками.

Эта игра может проводиться по парам и в общем кругу.
В паре один человек становится ведущим, другой - его зеркальным отражением. Любое действие, выполняемое ведущим, «зеркало» должно повторить, глядя в глаза. В общем кругу действие, показанное одним, передается «зеркалом» другому и т. д., пока не дойдет до автора.
Эти занятия тренируют навыки эмоционального невербального самовыражения, навыки саморегуляции, а также навыки понимания другого человека «без слов».

3.Упражнение на расслабление мышц ног «Пружинки»

Психолог: представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ваших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

(Ноги напряжены)

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

Сейчас послушаем стихотворение:

2. Стихотворение “Король Боровик” (автор В. Приходько)

Психолог читает стихотворение, обучающимся предлагает действовать согласно тексту.

Шел король Боровик,
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.

Психолог: какое у короля настроение? (Ответы детей)

А как вы догадались? (ответы детей)

Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет? (как же можно успокоить сердитого короля?) (Ответы детей)

4.Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Психолог: возьмите краску, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте несколько таких пятен, используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

5.Рисование «Волшебная поляна»

Обучающимся предлагается изображение «волшебной поляны» на которой растет семья цветов: «Найди самый главный цветочек, непохожий на другие и раскрась его. Посмотри: рядом с цветочком растут его мама, папа, брат, сестра и т.д. Раскрась их и расскажи, какие это цветы».

Психолог: что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне? Обязательно учитываются цвета и их расположение относительно друг друга и сочетаемость. Можно не только раскрасить готовый шаблон, но и самому создать мандалу из различных материалов.

6.Упражнения для снятия напряжения мышц туловища, рук, ног.

«Сорви яблоко»

Инструкция: «Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками».

7.Релаксация «Волшебный сон»

Психолог: я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются, Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

(пауза — поглаживание детей).

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

8. Способ выражения гнева «Мешочек криков» игра-упражнение (в парах)

Психолог: предлагаю вам воспользоваться «мешочком криков»: пока у вас в руках находится мешочек, можете кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда вы опустите волшебный мешочек, то будете разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый «мешочек криков» можно изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями.

Психолог: а, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? А что чувствуете вы сейчас, после выполненного упражнения? У каждого ли получилось избавить от злости? (Ответы детей)

Релаксация. «Прогулка». Обучающиеся сидят на стульях. Мышечное напряжение – ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола. Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.

Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.

9. Обучение самоконтролю «Сигналы гнева»

Цель: помочь обучающимся овладеть навыками самоконтроля, научить их осознавать и понимать сбои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. (Обучающим предлагается вспомнить какую-нибудь ситуацию, в которой он очень сильно злился, готов был убить обидчика, как его гнев давал о себе знать до драки?)

Психолог: какие сигналы вам подает чувство.

- Какое это чувство?

- Что оно может заставить тебя сделать?

- Какие это будет иметь последствия?

- Пока все это еще не началось, и ты уловил сигнал вовремя, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей?

(Обсуждение с каждым обучающимся конкретных способов выхода из конкретной ситуации. Например, можно было встать и уйти или промолчать, а не поддаваться на явную провокацию, чтобы не доставлять радости ожидающим этого, и т. п.)

10. Рисование и работа с рисунком в (технике эбру)

Психолог: посмотрите на чистую воду в стаканах и представьте, что это ваше настроение. Опишите его. (Ответы детей). Возьмите кисточку и наберите краску, с которой вы ассоциируете своё настроение сейчас. Это чувства радости, удовольствия и спокойствия. (Дети рисуют на воде выбранными красками, объясняя свой выбор).

-А теперь представьте, что кто- то испортил вам настроение, толкнул или нагрубил. Какое чувство у вас появляется? (Обида, злость, раздражение). Что произойдёт с вашим настроением? Оно портится. Я сейчас тёмной краской покажу вам, как измениться ваше настроение. Вам нравиться эта картина? (Нет).

- Как же можно избавиться от этого неприятного чувства? Возьмите яркую краску и капните в центр тёмного пятна. Картина поменялась. Вот так и вы ребята можете простить своего обидчика, отойти в сторону, не продолжая конфликт.

3.Заключительная часть (3 мин.)

Релаксация. «Улыбнись-рассердись». Обучающиеся сидят. Улыбаются – всё тело расслаблено, всё вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, всё тело напрягается. И снова всё хорошо, мы улыбаемся.

11. Упражнение «Подарок».

Ребята рассаживаются в круг. Ведущий берет не большой мяч, кидает в руки обучающемуся и говорит, что он ему дарит (радость, счастье, улыбку, восторг, бабочку счастья, птицу удачи и т. д.).

Подведение итогов

Психолог: ребята наше занятие подходит к концу.

Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

Что мы делали? В какие игры играли?

Все были сегодня внимательны?

Кто хочет похвалить себя?

Каждому обучающемуся предлагается поднять вверх кружочек с его настроением (понравился, не понравился). Отрицательные эмоции обязательно обсуждаются.

















Литература

Белозорова, Л.А. Исцеляющие возможности искусства как фактор укрепления психологического здоровья личности / Л.А. Белозорова // Арт - терапия сегодня: практика и перспективы развития арт - терапии в образовании, медицине и социальной работе: материалы восьмой международной научно-практической конференции. – С.-Петербург: С- Петербургская государственная академия постдипломного педагогического образования, 2006. С.151 -154.



Задания - http://iemcko.ru/4303.html.



Окульская Л.В., Нетрадиционная техника рисования эбру // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).



Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» А. Быкова.-Москва: Издательство «Э», 2018. -128 с.



Упражнения по коррекции - http://globuss24.ru/doc/uprazhneniya-po-korrektsii-i-razvitiyu-poznavatelynih-protsessov.





Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 199–160 с., ил.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации