Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» на тему «Знакомство с шахматной фигурой — ладья»
ладья
PPTX / 14.94 Мб
/data/files/d1670751938.pptx (ладья)Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №7
Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»
Цель: познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
2. Заинтересовать детей игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий.
Развивающие:
Развивать внимание, память, речь. наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.
Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, взаимопомощь.
Материал: шахматные доски с фигурами; демонстрационная шахматная доска, «волшебный мешочек», крупная фигурка ладьи из картона, презентация о шахматной фигуре – ладья.
Словарная работа: ход, взятие, ладья.
Ход занятия.
Ребята, отгадаете, о какой игре я говорю?
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать! (шахматы)
(2 кадр презентации)
2. Повторение.
Игра «Волшебный мешочек»
-Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Нужно достать фигуру из мешочка и поставить ее на шахматную доску в начальное положение. (В мешочке лежат шахматные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)
- Сколько всего пешек? (2)
Слонов? (2)
(перечисляются все фигуры)
(3 кадр презентации)
3. Новый материал.
- Какой фигуры не хватает на шахматной доске? (ладьи)
- Как вы думаете, почему её не было в мешочке? (сегодня будем с ней знакомиться)
- На что похожа ладья? (На башню)
(4 кадр презентации)
4. Формирование новых знаний и умений.
- Где стоит ладья в начальном положении? (На первой горизонтали, будто башни крепости, - по углам.)
-Покажите. (Ребенок выходит и расставляет фигуры ладьи.)
-Сколько фигурок ладьи на доске? (2)
(5 кадр презентации)
Сегодня мы совершим путешествие в шахматную страну и узнаем о шахматной фигуре – ладье.
Итак, мы отправляемся в путешествие. (Звучит музыка)
— А почему ладью называют ладьёй?
- На Востоке эту фигуру называли «рух». По легендам, рух – огромная птица, помогавшая героям сказок победить врагов.
(6 кадр презентации)
Теперь шахматная ладья больше похожа на крепостную неприступную башню. Во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость).
(7 кадр презентации)
В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), так что и название фигуры превратилось в ладью. Старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли.
(8-10 кадры презентации)
- В шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы и названия фигур. Тоже должны быть одинаковы.
(11 кадр презентации).
- К нам пришла в гости ладья, послушаем, что она расскажет.
- Я — ладья. Слушайте и запоминайте.
- В начальном положении ладьи занимают угловые поля шахматной доски. На доске 4 ладьи: 2 белые и 2 черные.
- Первый ход всегда делают белые фигуры.
-Передвижение фигуры с одного поля шахматной доски на другое поле называется – ход.
- За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру.
- Чужими фигурами ходить нельзя.
-Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям.
-За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.
5. Демонстрация ходов ладьи.
Поместить белую ладью на одно из полей демонстрационной доски. И показать все ходы, которые может сделать ладья из этого положения. 14 ходов: 7 по горизонтали и 7 по вертикали. Затем поставить ладью на другое поле и снова показать все возможные ходы.
6. Практика на индивидуальных шахматных досках.
Дети убирают все фигуры со своих досок, кроме белой ладьи, и каждый из них делает по 3 любых хода подряд белой ладьей. Объясняя, по какой дорожке пойдет ладья: «По вертикали», «По горизонтали».
7. Практика на демонстрационной шахматной доске.
Затем поставить белую ладью на одно из угловых полей демонстрационной доски и, вызывая всех детей по очереди, попросить сделать все возможные ходы, желательно с пояснением направления движения: «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали» и т. д.
8. Взаимодействие ладьи с другими фигурами.
Говорит Ладья:
—Нам доступны все поля шахматной доски.
- Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем.
- Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге.
— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход.
(Поставить черную ладью на одной линии с белой).
— Чёрная ладья стоит под боем. При ходе белых я беру её и становлюсь на её место. Если же ход черных, то черная ладья бьет белую.
(Показать оба случая взятия).
9. Практика взятия фигур на демонстрационной доске.
Поставить белую и черную ладьи в углы первой горизонтали, вызвать ребенка и пусть он проведет взятие при ходе белых, затем вернуть ладьи назад, и пусть другой ребенок проведет взятие при ходе черных.
10. Практика на индивидуальных шахматных досках.
-Дети, поставьте это положение на своих досках и поупражняйтесь во взятии неприятельской фигуры.
-Ну что, ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков.
11. Физкультминутка:
А сейчас мы с вами превратимся в пешки:
Ну-ка, пешки, поиграем,
Головой мы повращаем.
Вправо – влево, а потом
3 -4 приседаем,
Наши ножки разомнем.
1,2,3 – на месте шаг
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.
6. Первичное закрепление
На нашей доске шахматной нас ждет уже задачка.
Игра «Один в поле воин»
- Представьте, что все черные фигуры заколдованы. Они не могут ни ходить, ни бить. А белая ладья должна побить все фигуры противника, беря каждым ходом по фигуре
Игра «Кратчайший путь»
Белая ладья должна самым коротким путем добраться до ракеты, избегая заминированных полей. Становиться на них и перепрыгивать через них нельзя. (Вместо мин можно установить любые белые фигуры. Вместо ракеты можно поставить черную фигуру)
Л а1; мина а2; ракета h8
Лh1; мина g4; ракета g6
Лd5; мина d1; ракета h1
Л а1; мина e1;c5;f4;f6 ракета f5
Лh1; мина b4;c3;d4;e5;f6;g7 ракета c4
Лe5; мина g2;f4;g5 ракета g4
Дети выполняют на демонстрационной доске.
12.Подведение итогов занятия.
-О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?
Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у ладьи,
В бой ее скорей веди!
13. Рефлексия
- Закончите предложения:
Сегодня на занятии мне понравилось…
Сегодня я научился….
ладья
PPTX / 14.94 Мб