Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» на тему «Знакомство с шахматной фигурой — ладья»

2
0
Материал опубликован 11 December 2022

ладья
PPTX / 14.94 Мб

/data/files/d1670751938.pptx (ладья)Конспект занятия шахматного кружка «Белая ладья» №7

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»


Цель: познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.


Задачи:

Обучающие:

1. Научить узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2.  Заинтересовать детей игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий.


Развивающие:

Развивать внимание, память, речь. наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.

Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, взаимопомощь.


Материал: шахматные доски с фигурами; демонстрационная шахматная доска, «волшебный мешочек», крупная фигурка ладьи из картона, презентация о шахматной фигуре – ладья.


Словарная работа: ход, взятие, ладья.


Ход занятия.


1.Организационный момент:


Ребята, отгадаете, о какой игре я говорю?


Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать! (шахматы)

(2 кадр презентации)


2. Повторение.


Игра «Волшебный мешочек»

-Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Нужно достать фигуру из мешочка и поставить ее на шахматную доску в начальное положение. (В мешочке лежат шахматные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)

- Сколько всего пешек? (2)

Слонов? (2)

(перечисляются все фигуры)


(3 кадр презентации)


3. Новый материал.


- Какой фигуры не хватает на шахматной доске? (ладьи)

- Как вы думаете, почему её не было в мешочке? (сегодня будем с ней знакомиться)

- На что похожа ладья? (На башню)


(4 кадр презентации)


4. Формирование новых знаний и умений.


- Где стоит ладья в начальном положении? (На первой горизонтали, будто башни крепости, - по углам.)

-Покажите. (Ребенок выходит и расставляет фигуры ладьи.)

-Сколько фигурок ладьи на доске? (2)


(5 кадр презентации)



 Сегодня мы совершим путешествие в шахматную страну и узнаем о шахматной фигуре – ладье.

Итак, мы отправляемся в путешествие. (Звучит музыка)


— А почему ладью называют ладьёй?

- На Востоке эту фигуру называли «рух». По легендам, рух – огромная птица, помогавшая героям сказок победить врагов.


(6 кадр презентации)


Теперь шахматная ладья больше похожа на крепостную неприступную башню. Во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость).


(7 кадр презентации)


В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), так что и название фигуры превратилось в ладью. Старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли.


(8-10 кадры презентации)


- В шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы и названия фигур. Тоже должны быть одинаковы.


(11 кадр презентации).



- К нам пришла в гости ладья, послушаем, что она расскажет.

- Я — ладья. Слушайте и запоминайте.

- В начальном положении ладьи занимают угловые поля шахматной доски. На доске 4 ладьи: 2 белые и 2 черные.

- Первый ход всегда делают белые фигуры.

-Передвижение фигуры с одного поля шахматной доски на другое поле называется – ход.

- За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру.

- Чужими фигурами ходить нельзя.

-Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям.

-За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.


5. Демонстрация ходов ладьи.


Поместить белую ладью на одно из полей демонстрационной доски. И показать все ходы, которые может сделать ладья из этого положения. 14 ходов: 7 по горизонтали и 7 по вертикали. Затем поставить ладью на другое поле и снова показать все возможные ходы.


6. Практика на индивидуальных шахматных досках.


Дети убирают все фигуры со своих досок, кроме белой ладьи, и каждый из них делает по 3 любых хода подряд белой ладьей. Объясняя, по какой дорожке пойдет ладья: «По вертикали», «По горизонтали».


7. Практика на демонстрационной шахматной доске.


Затем поставить белую ладью на одно из угловых полей демонстрационной доски и, вызывая всех детей по очереди, попросить сделать все возможные ходы, желательно с пояснением направления движения: «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали» и т. д.


8. Взаимодействие ладьи с другими фигурами.


Говорит Ладья:


—Нам доступны все поля шахматной доски.

- Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем.

- Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге.

— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход.


(Поставить черную ладью на одной линии с белой).


— Чёрная ладья стоит под боем. При ходе белых я беру её и становлюсь на её место. Если же ход черных, то черная ладья бьет белую.


(Показать оба случая взятия).


9. Практика взятия фигур на демонстрационной доске.


Поставить белую и черную ладьи в углы первой горизонтали, вызвать ребенка и пусть он проведет взятие при ходе белых, затем вернуть ладьи назад, и пусть другой ребенок проведет взятие при ходе черных.


10. Практика на индивидуальных шахматных досках.


-Дети, поставьте это положение на своих досках и поупражняйтесь во взятии неприятельской фигуры.

-Ну что, ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков.









11. Физкультминутка:

А сейчас мы с вами превратимся в пешки:

Ну-ка, пешки, поиграем,

Головой мы повращаем.

Вправо – влево, а потом

3 -4 приседаем,

Наши ножки разомнем.

1,2,3 – на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.


6. Первичное закрепление

На нашей доске шахматной нас ждет уже задачка.


Игра «Один в поле воин»


- Представьте, что все черные фигуры заколдованы. Они не могут ни ходить, ни бить. А белая ладья должна побить все фигуры противника, беря каждым ходом по фигуре


Игра «Кратчайший путь»


Белая ладья должна самым коротким путем добраться до ракеты, избегая заминированных полей. Становиться на них и перепрыгивать через них нельзя. (Вместо мин можно установить любые белые фигуры. Вместо ракеты можно поставить черную фигуру)

Л а1; мина а2; ракета h8

Лh1; мина g4; ракета g6

Лd5; мина d1; ракета h1

Л а1; мина e1;c5;f4;f6 ракета f5

Лh1; мина b4;c3;d4;e5;f6;g7 ракета c4

Лe5; мина g2;f4;g5 ракета g4

Дети выполняют на демонстрационной доске.




12.Подведение итогов занятия.

-О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?

Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у ладьи,

В бой ее скорей веди!




13. Рефлексия


- Закончите предложения:

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня я научился….





ладья
PPTX / 14.94 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.