Занятие на тему «Знакомство с шахматной фигурой Ладья» (1–2 классы)
Тема: Знакомство с шахматной фигурой Ладья.
(внеурочное занятие 1 год обучения)
Цель: Изучение шахматной фигуры Ладья, усвоение материала в игровой форме.
Задачи. Обучающие: воспроизвести место ладьи в начальном положении, изучить ход ладьи, взятие фигур; повторение и закрепление движения изученных шахматных фигур (пешка, конь), активизировать мыслительную деятельность, вырабатывать навык работы с шахматной доской;
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, внимание и логическое мышление, тактильное восприятие;
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы, воспитывать чувство такта, уважения к своему партнеру, вырабатывать уверенность в своих силах, способности к соперничеству.
Оборудование: комплекты шахмат, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Загадка:
С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. В клетках справа, в клетках слева Короли и королевы. Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы) |
- Мы с вами продолжаем путешествие по Шахматной стране.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
а) Отгадайте загадку
Здесь секрет горизонталей уж другой, Но он простой: Цифрой их обозначают, Цифры с первой до восьмой. Знают все ребята в мире И в Берлине и в Москве: Клеток здесь 64 Поместились на…… (Шахматной доске) |
(Дети берут шахматные доски.)
б) Правильное расположение шахматной доски (проверка)
На углы всегда гляди, Что б у правого угла Клетка белая была! (Дети проверяют.) |
в) Жеребьевка (определить, кто играет белыми, кто черными фигурами)
г) Расстановка шахматных фигур.
Цель: Закрепление расположения каждой из фигур в начальной позиции, связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
(Дети по очереди называют друг другу основные признаки выбранной фигуры, по очереди отгадывают название загаданной фигуры, ставят фигуру на свое место в строгом порядке, при этом проговаривая особенности данной фигуры: ферзь любит свой цвет, ладьи занимают углы, рядом с ладьями кони и т.д.)
3. Учебная игра с ограниченным количеством фигур на поле.
Цель: Закрепление знаний и умений движений на поле изученных фигур.
(Дети сосредоточены только на этих фигурах, процесс запоминания движения фигур идет быстрее, исчезает страх перед большим количеством шахматных фигур, что увеличивает желание научиться играть в шахматы даже у слабых учеников).
Задание № 1.
Цель: закрепление движения на шахматном поле пешки, превращение пешки.
Загадка:
Она маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. (Пешка) |
- На поле оставляем только отряды пешек. Победит тот, кто первый срубит все пешки противника.
- Кто начинает ход первым? (белые фигуры)
-Как ходит пешка? (только вперед)
- Как бьет пешка? (наискосок)
- Что может произойти с Пешкой, если она пройдет весь путь до конца шахматной доски? (пешка может стать любой фигурой, если белая пешка достигнет 8-й, а черная 1-й горизонтали)
Задание № 2.
Цель: закрепление движения на шахматном поле коня.
Загадка:
Я бываю деревянный, Из пластмассы – я литой. Я скачу в игре всемирной. Догадались , кто такой? Шустрый, быстрый, как огонь Шахматный, но все же…. (конь) |
- На поле – пешки и кони. Победа ждет того, кто первый срубит все фигуры противника.
- Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», единственная фигура, которая может перескакивать, перепрыгивать через другие фигуры).
3. Физминутка.
Цель: обеспечить активный отдых организму детей, ослабить наступающее утомление, внести эмоциональный заряд; параллельно идет тренировка логического и абстрактного мышления, развитие воображения.
- Кто знает, что обозначает слово Каламбур? (Ответы детей)
Каламбур – шутка, игра слов.
- Сделай паузу в игре, Доскажи словечко мне. Если ты знаток фигур, Отгадай мой каламбур: |
|
- У него большая роль, а зовут его …(король) |
Поднимаемся на носочки - руки вверх |
- Самый главный в войске есть, а для вас он просто ….(ферзь) |
Прыжки, ноги врозь - руки в стороны, Ноги – вместе, руки вверх – хлопок над головой |
- Не фигура, а насмешка - это маленькая …. (пешка) |
Руки на пояс - приседания |
- Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …. (слон) |
Ноги на ширине плеч, наклоны (правая рука – к левой ноге, левая рука – к правой ноге) |
- Коли ходишь наугад, можешь сделать только…(пат) |
Ходьба на месте |
4. Формирование новых знаний и умений.
(Мотивация учебной деятельности. Самоопределение темы занятия.)
Загадка:
Стою на самом краю, Путь откроют – пойду. Только прямо хожу, Как зовут не скажу. |
-Кто догадался, о какой фигуре сегодня пойдет речь?
- Сформулируйте Тему занятия (ответы детей)
- Фигуру вам представлю я С красивым именем - ладья! Как танк могучий и стальной, Она несется по прямой. Так от края и до края Может двигаться она. Любые ей доступны дали….. И она умеет делать ловко Ход необычный – рокировку! |
Шахматная фигура – Ладья. На шахматной доске Ладья напоминает башню непреступной крепости. Во Франции и других странах мира она называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях – лодках, которые в старину назывались лодьями, что эта фигура в итоге превратилась в ладью. Старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но сегодня в шахматы играют во всем мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. В конечном результате эта фигура стала похожа на башню, а название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две. Ладья ходит только прямо.
- Где стоят ладьи до начала игры? (по краям)
- Чему мы сегодня должны научиться? (ответы детей)
5. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
Учебная игра с ограниченным количеством фигур на поле (пешки, кони, ладьи)
Цель: Включение нового знания в систему знаний и закрепление.
- Победитель тот, кто уничтожит все фигуры противника первым.
7. Рефлексия деятельности (итог занятия).