12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Marina56
Россия, Сахалинская обл.

Тема: Знакомство с шахматной фигурой Ладья.

(внеурочное занятие 1 год обучения)

 

Цель:  Изучение шахматной фигуры Ладья, усвоение материала в игровой форме.

Задачи.  Обучающие: воспроизвести место ладьи в начальном положении, изучить ход ладьи, взятие фигур; повторение и закрепление  движения изученных шахматных фигур (пешка, конь), активизировать мыслительную деятельность, вырабатывать навык работы с шахматной доской;

Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, внимание и логическое мышление, тактильное восприятие;

Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы, воспитывать чувство такта, уважения к своему партнеру, вырабатывать уверенность в своих силах, способности к соперничеству.

Оборудование: комплекты шахмат, интерактивная доска.

 

Ход урока.

1.                  Организационный момент.

Загадка:

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться.           (Шахматы)

 

- Мы с вами продолжаем путешествие по Шахматной стране.

      2.  Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

 а)   Отгадайте загадку

Здесь секрет горизонталей уж другой,

Но он простой:

Цифрой их обозначают,

Цифры с первой до восьмой.

Знают все ребята в мире

И в Берлине и в Москве:

Клеток здесь 64

Поместились на……                    (Шахматной доске)

            (Дети берут шахматные доски.)

 

б)   Правильное расположение шахматной доски (проверка)

На углы всегда гляди,

Что б у правого угла

 Клетка белая была!        (Дети проверяют.)     

 

в) Жеребьевка (определить, кто играет белыми, кто черными фигурами)

 

г) Расстановка  шахматных фигур.

Цель: Закрепление расположения каждой из фигур в начальной позиции, связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

 

 (Дети по очереди называют друг другу  основные признаки выбранной фигуры, по очереди отгадывают название загаданной фигуры, ставят фигуру на свое место в строгом порядке, при этом проговаривая особенности данной фигуры: ферзь любит свой цвет, ладьи занимают углы, рядом с ладьями кони и т.д.)

 

3. Учебная игра с ограниченным количеством фигур на поле.

 Цель:  Закрепление знаний и умений  движений на поле изученных фигур.

(Дети сосредоточены только на этих фигурах, процесс запоминания движения фигур идет быстрее, исчезает страх перед большим количеством шахматных фигур, что увеличивает  желание научиться играть в шахматы даже у слабых учеников).

 

Задание № 1.

Цель: закрепление движения на шахматном поле пешки, превращение пешки.

 

Загадка:

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.

                                             (Пешка)

 

- На поле оставляем только отряды пешек. Победит тот, кто первый срубит все пешки противника.

- Кто начинает ход первым? (белые фигуры)

-Как ходит пешка? (только вперед)

- Как бьет пешка? (наискосок)

- Что может произойти с Пешкой, если она пройдет весь путь до конца шахматной доски? (пешка может стать любой фигурой, если белая пешка достигнет 8-й, а черная 1-й горизонтали)

 

Задание № 2.

Цель: закрепление движения на шахматном поле коня.

 

Загадка:

Я бываю деревянный,

Из пластмассы – я литой.

Я скачу в игре всемирной.

Догадались , кто такой?

Шустрый, быстрый, как огонь

Шахматный, но все же….

                             (конь)

 

- На поле – пешки и кони. Победа ждет того, кто первый срубит все фигуры противника.

- Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)

- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», единственная фигура, которая может перескакивать, перепрыгивать через другие фигуры).

 

3.                  Физминутка.

Цель: обеспечить активный отдых организму детей, ослабить наступающее утомление, внести эмоциональный заряд; параллельно идет тренировка логического и абстрактного мышления, развитие воображения.

 

- Кто знает, что обозначает слово Каламбур? (Ответы детей)

Каламбур – шутка, игра слов.

- Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

 

- У него большая роль, а зовут его …(король)                             

 

Поднимаемся на носочки - руки вверх

- Самый главный в войске есть, а для вас он просто ….(ферзь)

Прыжки, ноги врозь - руки в стороны,

Ноги – вместе, руки вверх – хлопок над головой

- Не фигура, а насмешка - это маленькая …. (пешка)

Руки на пояс - приседания

- Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …. (слон)

Ноги на ширине плеч, наклоны (правая рука – к левой ноге, левая рука – к правой ноге)

- Коли ходишь наугад, можешь сделать только…(пат)

Ходьба на месте

 

4.                  Формирование новых знаний и умений.

(Мотивация учебной деятельности. Самоопределение темы занятия.)

Загадка:

Стою на самом краю,

Путь откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут не скажу.

 

-Кто догадался, о какой фигуре сегодня пойдет речь?

- Сформулируйте Тему занятия (ответы детей)

 

- Фигуру вам представлю я

С красивым именем - ладья!

Как танк могучий и стальной,

Она несется по прямой.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Любые ей доступны дали…..

И она умеет делать ловко

Ход необычный – рокировку!

 

Шахматная фигура – Ладья. На шахматной доске Ладья напоминает башню непреступной крепости. Во Франции и других странах мира она называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии  так долго плыли на кораблях – лодках, которые в старину назывались лодьями, что эта фигура в итоге превратилась в ладью. Старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но сегодня в шахматы играют во всем мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. В конечном результате эта фигура стала похожа на башню, а название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две. Ладья ходит только прямо.

- Где стоят ладьи до начала игры? (по краям)

 

- Чему мы сегодня должны научиться? (ответы детей)

 

5.      Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.

Учебная игра с ограниченным количеством фигур на поле (пешки, кони, ладьи)

Цель: Включение нового знания в систему знаний и закрепление.

- Победитель тот, кто уничтожит все фигуры противника первым.

7.                  Рефлексия деятельности (итог занятия).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.