Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья: шахматы как средство развития личности ребёнка»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества Багратионовского городского округа»
238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 62, тел./факс.: (40156) 3-31-61, e-mail: dodddt@mail.ru
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета ДДТ Багратионовского городского округа «_____» _______________ 2017 г. Протокол № _________ |
Утверждаю Директор ДДТ Багратионовского городского округа _____________________В.В. Чайка «_____» _________________ 2017 г. Приказ № _____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ: ШАХМАТЫ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Программа ориентирована на детей 7 – 18 лет
Срок реализации программы: 8 месяцев
Разработчик-составитель программы:
методист
Смирнова Инга Викторовна
г. Багратионовск
2017
СОДЕРЖАНИЕ
-
Педагогическая целесообразность программы
Отличительная особенность программы
Основные формы и методы работы
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты
Организационно-педагогические условия реализации программы
-
Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья: шахматы как средство развития личности ребёнка» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности детского творческого объединения «Белая ладья» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества Багратионовского городского округа» (далее по тексту – Учреждение, ДДТ Багратионовского городского округа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Программа является модифицированной и составлена на основании типовой программы по шахматному искусству.
Программа предназначена для занятий в объединении (студии, шахматном классе) с детьми школьного возраста.
По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды с учетом особенностей их психофизического развития. Занятия с такими детьми проводятся вместе с другими учащимися.
Программа ориентирована на создание условий для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития детей и подростков, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям.
Данная Программа создает условия для выявления одаренных детей и является основой для дальнейшего углубленного обучения игре в шахматы.
-
Актуальность: XXI-й век — век информационного общества, век информационных технологий, поэтому интеллект является одним из наиболее значимых качеств личности. Как следствие — проблема интеллектуального развития детей становится приоритетной задачей современного образования, один из способов решения которой — обучение шахматной игре.
По мнению В. А. Сухомлинского, древняя игра дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Выдающийся педагог пишет о том, что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти: «игра в шахматы должна войти в жизнь … как один из элементов умственной культуры».
При этом нельзя узко понимать цели шахматного образования, так как цель шахматного объединения или секции — не столько воспитание гроссмейстеров и чемпионов, сколько создание условий для развития личности.
Кроме того, шахматы — это не только игра, но и средство самовыражения для юных шахматистов, средство развития творческого потенциала в самых различных профессиональных областях, даже не связанных с шахматной игрой. Ведь не случайно большинство выдающихся шахматистов были разносторонними личностями.
Шахматы синтезировали в себе науку, искусство и спорт и, несмотря на своё древнее происхождение, в новом, XXI-м веке должны стать для всей российской молодежи универсальным средством воспитания и развития личности.
Данная программа, являющаяся вводным курсом изучения шахмат, направлена на воспитание у детей шахматной культуры, расширение их эрудиции, побуждение у них интереса к познанию.
Дети, освоившие программу, смогут устанавливать логическую последовательность событий и действий, решать несложные логические задачи. Умение играть в шахматы поможет подготовить учащихся к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.
-
Педагогическая целесообразность заключается в том, что структура и содержание Программы, формы и методы её реализации соответствуют поставленным целям и задачам:
программа направлена на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка;
освоение основных ее разделов поможет формированию высокого интеллекта; целый ряд специальных практических заданий служат для достижения этого;
формы и методы обучения, используемые при реализации Программы полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям детей;
ознакомление с основами шахматного искусства, изучение элементов шахматных партий и применение полученных знаний на практике способствует развитию личности ребёнка;
обучающиеся становятся более самостоятельными, учатся анализировать и оценивать свою работу, реализуют свое право на выбор;
программа способствует формированию социальных и коммуникативных навыков, расширяет возможности общения.
Программа учитывает психологические и возрастные особенности детей указанной возрастной категории, в т. ч. детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов; предполагает вариативность объяснения учебного материала и практических заданий.
-
Отличительная особенность программы: В настоящей программе систематизирован и обобщен современный учебный и методический материал с учетом достижений и российских традиций в области спорта, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.
Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:
один из игроков объявляет шах королю противника;
после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.
Взятие на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant — на проходе) — в шахматах означает специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле.
Двойной шах — частный случай вскрытого шаха, при котором шах объявляется одновременно двумя фигурами или фигурой и пешкой. Опасен тем, что от такого шаха нельзя ни закрыться, ни побить атакующую короля фигуру другой фигурой. Можно только уйти королём (или, гораздо реже, им же взять только что ходившую фигуру). В двойном шахе не может участвовать король, он не может быть объявлен двумя конями или слонами.
Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при мате одновременно:
король находится под шахом;
у короля нет возможности уйти от шаха (все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника, или король находится на краю игровой доски);
у игрока нет возможности закрыться от шаха другой фигурой;
нет возможности взять фигуру, объявившую шах.
Означает проигрыш попавшей в такую ситуацию стороны.
Миттельшпиль (от нем. mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.
Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит ей открывается большой простор для следующего хода.
Пат (фр. pat, итал. patta) — положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки либо сняты с доски, либо лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом. В современных классических шахматах пат приводит к ничьей; такое правило окончательно установлено в XIX веке и входит сейчас в свод шахматных правил ФИДЕ.
Перекрёстный шах — объявление шаха в ответ на шах соперника. Фигура, объявляющая перекрёстный шах, одновременно должна сбить угрожающую королю фигуру противника или же встать между ней и своим королём. Перекрёстный шах — типичный тактический приём в ферзевом эндшпиле, нередко встречается он и в шахматной композиции.
Рокировка — в шахматной игре: одновременный ход королём и ладьёй, при к-ром ладья придвигается к королю, а король ставится рядом по другую её сторону.
Техническое поражение, победа, ничья — результат в спортивных соревнованиях, который засчитывается одной из участвующих в соревновании сторон без проведения её игры с соперником либо после её досрочного окончания, а также вследствие отмены результата проведённой игры. Противнику стороны, получившей техническое поражение, засчитывается техническая победа либо обеим сторонам засчитывается ничья или поражение.
Техническое поражение, победа или ничья присваиваются в ситуации, когда встреча между соперниками по какой-либо причине не состоялась или началась, но не была завершена должным образом, позволяющим зафиксировать результат встречи согласно общим правилам, либо же завершилась, но уже после завершения было обнаружено грубое нарушение правил или регламента соревнований одной или обеими сторонами. Типичными примерами таких ситуаций являются:
Неявка одной или обеих сторон на игру.
Досрочное выбытие одной из сторон из турнира.
Прекращение одной из сторон игры до её завершения.
Прекращение игры судьёй из-за действий болельщиков.
Невыполнение требований судьи.
Участие в матче игрока, не имевшего на это права (дисквалифицированного, не имеющего гражданства соответствующей страны и т. п.).
Злостное нарушение правил турнира или спортивной этики.
Техническая неисправность принадлежащего одной из команд спортивного сооружения, не позволяющая продолжить игру (отключение света, обрушение конструкций и т.п.).
Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.
Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. В большинстве стран принята алгебраическая нотация.
Швейцарская система — система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, сёги, го, рэндзю и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Турнир проходит без выбывания, в каждом туре, начиная со второго, пары соперников отбираются так, чтобы встречались между собой участники, набравшие равное количество очков. За этот счёт из турнира исключаются партии между заведомо несопоставимыми по силе противниками, что позволяет для определения победителей обойтись небольшим, по сравнению с круговой системой, числом туров при большом числе участников.
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной партии.
-
Основная цель Программы: создать условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее развитие, создать предпосылки для его личностного самоопределения.
Образовательные:
дать знания об истории возникновения шахмат;
привить элементарные навыки игры в шахматы;
дать начальную систему знаний, умений и навыков по основам шахмат: правила игры, шахматную нотацию, ценность фигур, постановку простейших матов, простейшие принципы игры в дебюте.
Развивающие:
развить внимание, логическое мышление и память;
развить творческое воображение, изобретательность, фантазию, интуицию;
Воспитательные:
воспитать нравственные качества по отношению к сопернику: доброжелательность, уважение;
воспитать морально-волевые качества: объективность, самокритичность, настойчивость, усидчивость, самообладание, самоконтроль;
сформировать стремление к здоровому образу жизни.
Личностный подход к формированию и развитию личности обучающегося с позиции его уникальности и индивидуальности.
Доступность. Системность.
Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.
Целостность.
Последовательность и преемственность содержания.
Природо- и культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, развитие инициативы и воспитание ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения; учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности).
Сотрудничество и сотворчество старших и младших обучающихся, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.
Принцип гуманистической направленности
Принцип результативности деятельности, направленной на воспитание и обучение.
Форма работы: групповая
Методы работы:
словесные методы;
демонстрационные методы;
методы практико-ориентированной деятельности;
методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,
беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
-
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 10 лет (младшие школьники), 11 – 15 лет, 16 – 18 лет.
Физиологические особенности:
Дети 7—10 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
руки и ноги растут быстрее тела;
рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
нервная система развивается очень активно;
опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Психологические особенности
высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость
значимая награда – похвала;
рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
требуют в постоянной деятельности и внимания;
бурно проявляют эмоции;
достаточно часто проявление беспокойного состояния;
при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
-
Особенности набора детей: свободный; набор в группу осуществляется в период с мая по сентябрь включительно на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих). В основном группы формируются из учащихся одной возрастной группы, но в связи со спецификой обучения шахматному искусству предусматривается возможность создания разновозрастных групп с учетом интеллектуально-психологических особенностей детей. Обучение в разновозрастной группе позволяет достичь положительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой: учащиеся быстрее усваивают материал на фоне интеллектуального соперничества, получают навыки общения и взаимного обучения. Специфика шахмат приводит к тому, что не только старшие учащиеся обучают младших, становясь на место взрослого, но в ряде случаев младшие по возрасту дети оказывают помощь в обучении старшим. Это приводит к повышению уровня ответственности и созданию благоприятного психологического микроклимата в объединении.
будет знать
историю возникновения шахмат;
основные положения правил вида спорта «шахматы»;
сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);
основные принципы разыгрывания дебюта;
будет иметь
умения и навыки по основам шахматной игры;
решать задачи в 1 ход;
ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладье;
будет владеть
шахматной нотацией;
разовьет
внимание, логическое мышление и память;
творческое воображение, изобретательность, фантазию, интуицию;
нравственные качества по отношению к сопернику: доброжелательность, уважение;
морально-волевые качества: объективность, самокритичность, настойчивость, самообладание, самоконтроль, уверенность в себе.
-
Механизм оценивания образовательных результатов (способ определения результативности освоения программы):
Способ определения результативности:
Метод включённого педагогического наблюдения;
разбор партий;
решение шахматных задач;
разыгрывание позиций;
конкурсы задач по тактике и игровые конкурсы;
Тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
Турнир
Тестирование
Классификация уровней освоения программы
№ |
Уровень оценки усвоения программы |
Показатель уровня оценки усвоения программы |
|
Низкий |
Решение 6-7 заданий из теста. Результат в учебно-тренировочном турнире ниже 40%. |
|
Средний |
Решение 8-9 заданий из теста. Результат в учебно-тренировочном турнире 40 – 60% |
|
Высокий |
Решение 10-12 заданий из теста. Результат в учебно-тренировочном турнире выше 60%. |
Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого натурного фонда, учебно-методический материал.
№№ п/п |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения |
Количество |
|
Кабинет (шахматный класс) |
1 |
|
Стулья |
15 – 20 |
|
Стеллаж для хранения шахматных принадлежностей |
1 |
|
Емкости для воды |
20 |
|
Стол педагога |
1 |
|
Расходный материал (мини-диски, CD-диски, DVD-диски, бумага, маркеры, ручки и т.д) |
По необходимости и по возможности |
Учебно-методический материал |
||
|
Бронштейн Давид, Фюрстенберг Том. Ученик чародея: Учебник шахматной стратегии и тактики. 2004 год (электронный вариант) |
1 |
|
Владимиров Я.Г. Сборник лучших задач и этюдов, 2011 год (электронный вариант) |
1 |
|
Косиков Алексей. Элементы шахматной стратегии, 2009 год (электронный вариант) |
1 |
|
Славин Л.И. Компоненты шахматной стратегии. 2011 год (электронный вариант книги) |
1 |
|
Тимман Ян. Шахматы. Уроки стратегии. 2011 год (электронный вариант) |
1 |
Технические средства обучения |
||
|
Компьютер (ноутбук) |
1 – 5 (по возможности) |
|
Проектор |
1 (по возможности) |
|
Интерактивная доска |
1 (по возможности) |
|
Компьютерная акустическая система |
1 (по возможности) |
|
МФУ (Многофункциональное устройство: сканер-принтер-копир) |
1 (по возможности) |
|
Фотоаппарат (видеокамера) |
1 (по возможности) |
|
Наличие подключения к сети Internet (от 32 Кбит/с до 20 Мбит/с и выше) |
По возможности |
|
По возможности |
|
|
По возможности |
|
Учебно-практическое оборудование |
||
|
Настенная демонстрационная магнитная доска с комплектом фигур |
1 (во возможности) |
|
Доски шахматные |
8 – 12 |
|
Комплект шахмат |
8 – 12 |
|
Часы шахматные (механические) |
8 – 12 |
|
Часы шахматные (электронные) |
4 – 6 |
Формы и режим проведения занятий: Форма занятий — групповая. Срок реализации программы – 8 месяцев (для ДТО на базе МБОУ СОШ срок реализации Программы — с октября по май включительно).
Продолжительность образовательного процесса: 64 часа в год (2 часа в неделю).
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
|||||||
Всего |
Теория |
Практика |
Само-подготовка |
||||||
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (12 недель) |
|||||||||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
0 |
||||
2. |
Основы шахматной игры |
20 |
9 |
11 |
0 |
||||
3. |
Мониторинг |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
4. |
Итоговое занятие |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
Всего: |
24 |
10 |
14 |
0 |
|||||
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (20 недель) |
|||||||||
5. |
Элементы шахматной партии |
6 |
3 |
3 |
0 |
||||
6. |
Основы шахматной тактики |
20 |
10 |
10 |
0 |
||||
7. |
Игровая практика |
12 |
0 |
12 |
0 |
||||
8. |
Мониторинг |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
9. |
Итоговое занятие |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
Всего: |
40 |
13 |
27 |
0 |
|||||
Итого часов: |
64 |
23 |
41 |
0 |
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
||||||
Теория |
Практика |
Само-под-готовка |
|||||||
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (12 недель) |
|||||||||
«Путешествие в Шахматную страну на Белой Ладье»: знакомство с педагогом, друг с другом, шахматами как игрой |
|||||||||
|
«Путешествие в шахматную страну на Белой Ладье». Вводное занятие. Техника безопасности. Мониторинг (стартовый). |
2 |
1 |
1 |
0 |
||||
«Правила путешествия: основы шахматной игры» |
|||||||||
|
«История шахматного короля». Знакомство с историей шахмат». |
2 |
1 |
1 |
0 |
||||
|
«В гостях у шахматного короля: дворцовый этикет» Правила игры в шахматы». |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
|
«Военный поход шахматного короля». Основные стратегические приёмы в шахматах». |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
|
«Друзья шахматного короля». Варианты шахмат. |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
|
«Рыцарский турнир». Правила шахматных турниров. |
6 |
2 |
4 |
0 |
||||
|
«Шахматный дозор» Мониторинг результативности усвоения программы (промежуточный) |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
|
Итоговое занятие |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
Всего за первый учебный (аудиторный) период |
24 |
10 |
14 |
0 |
|||||
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД (20 недель) |
|||||||||
«Готовимся к бою!: элементы шахматной партии» |
|||||||||
|
«Иду на Вы!» Стратегия, анализ, план шахматной партии. |
2 |
1 |
1 |
0 |
||||
|
«Холодная голова и горячее сердце». Основные принципы стратегии и построения плана. |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
«Тяжело в ученье — легко в бою: основы шахматной тактики» |
|||||||||
|
«Семь раз отмерь». Основы шахматной тактики. |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
|
«Хорошо начатое — наполовину сделанное!» Теория дебютов |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
|
«Дело серёдкой крепко!» Теория миттельшпиля |
8 |
4 |
4 |
0 |
||||
|
«Конец — делу венец!» Теория эндшпиля |
4 |
2 |
2 |
0 |
||||
«Потешные полки вступают в бой: игровая практика» |
|||||||||
|
«Потешные полки вступают в бой: игровая практика» |
12 |
0 |
12 |
0 |
||||
|
«Шахматный дозор» Мониторинг результативности усвоения программы (итоговый) |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
|
««Белая ладья» возвращается домой». Итоговое занятие. |
1 |
0 |
1 |
0 |
||||
Всего за второй учебный (аудиторный) период |
40 |
13 |
27 |
0 |
|||||
Итого аудиторных занятий за весь период обучения |
64 |
23 |
41 |
0 |
|||||
САМОПОДГОТОВКА (16 недель) |
|||||||||
|
Не предусмотрена |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Итого внеаудиторных занятий (итого часов самоподготовки) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Общее количество часов |
64 |
23 |
41 |
0 |
Первый учебный период (12 недель — 24 часа)
«Путешествие в Шахматную страну на Белой Ладье»:
знакомство с педагогом, друг с другом, шахматами
«Правила путешествия: основы шахматной игры»
«Путешествие в Шахматную страну»: Вводное занятие. Техника безопасности. Практические упражнения.
«История шахматного короля»: знакомство с историей шахмат. Игра Чатуранга как вероятный предшественник шахмат. Игра Шатрандж. Проникновение шахмат в Европу. Русские шахматы XVII века. Возникновение современных шахмат. XIX-й век — превращение шахмат в Международный вид спорта.
«В гостях у шахматного короля: дворцовый этикет»: правила игры в шахматы. Правильная установка доски. Фигуры. Правила передвижения фигур на доске. Особые правила: превращение пешки, рокировка. Взятие на проходе. Шах. Мат. Пат. Итог партии: мат, ничья. Шахматная нотация. Практические упражнения.
«Военный поход шахматного короля»: основные стратегические приёмы в шахматах. Защита короля. «Стоимость» фигур. Контроль центра. Практические упражнения.
«Друзья шахматного короля»: варианты шахмат. Шахматы Фишера (960). Практические упражнения.
«Рыцарский турнир»: Правила шахматных турниров. Тронул — ходи. Часы и таймеры. Практические упражнения.
«Шахматный дозор» Мониторинг результативности усвоения программы (промежуточный).
Итоговое занятие.
Второй учебный период (20 недель — 40 часов)
«Готовимся к бою!: элементы шахматной партии»
«Иду на Вы!»: Стратегия, анализ, план. Практические упражнения.
«Холодная голова и горячее сердце»: Основные принципы стратегии и построения плана. Практические упражнения.
Ладьи должны работать по открытым линиям.
Ладьи должны врываться на 7-ю (или 2-ю) горизонталь и работать по ней.
Нежелательно ходить одной и той же фигурой в дебюте два или более раз.
Не стоит гоняться за пешками, иногда темп в шахматах важнее любой фигуры.
Развивать фигуры нужно к центру, а не на край доски.
Бей центральную пешку, как бы тебе не было потом плохо (в пределах разумного, конечно!).
«Тяжело в ученье — легко в бою: основы шахматной тактики»
«Семь раз отмерь». Основы шахматной тактики. Тактическая ситуация. Компоненты тактической операции: 1) объект атаки; 2) средства атаки; 3) средства защиты. Элементы шахматный тактики: Основные: 1) двойной удар; 2) открытое нападение; 3) открытый шах; 4) связка. Вспомогательные: 1) завлечение; 2) отвлечение; 3) уничтожение защиты; 4) перекрытие; 5) блокировка; 6) освобождение поля; 7) передача очереди хода (цугцванг). Комбинация.
«Хорошо начатое — наполовину сделанное!» Теория дебютов.
«Дело серёдкой крепко!» Теория миттельшпиля. Элементы стратегии в миттельшпиле. Борьба за центр. Борьба за открытые линии. Создание у противника слабостей.
«Конец — делу венец!» Теория эндшпиля.
Игровая практика.
Обучение шахматному искусству относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов:
Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определённого опыта, полученного ранее.
Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приёмов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка.
Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа.
Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации) — схемы, презентации, представления, понятия.
Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые обучающимися действия.
Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) – повторение пройденного материала до 3-х и более раз).
Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование.
Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий.
Метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала;
Метод работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, открытые занятия;
Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль.
Методические разработки, дидактический и лекционный материал.
Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по тактике.
Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач.
Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам.
Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход.
Практикум. Позиции на разыгрывание.
Рекомендации по проведению практических занятий
Решение задач.
Для закрепления пройденного материала каждый обучающийся получает позиции для решения. После отведенного времени педагог проверяет решение с последующим показом его на демонстрационной доске и разбором ошибок.
Разыгрывание позиций.
Для закрепления пройденного материала каждый обучающийся получает позиции для решения, которые потом разыгрываются с педагогом. Затем на демонстрационной доске происходит разбор ошибок.
Учебно-тренировочный турнир.
В ходе проведения учебно-тренировочного турнира педагог отмечает отдельные поучительные моменты для дальнейшего обсуждения с обучающимися.
Разбор партий.
Партии, сыгранные учащимися, анализируются в присутствии всей группы или индивидуально. Внимание учащихся акцентируется на типовых позициях.
Конкурс задач по тактике.
Система проведения конкурса: педагог расставляет задачу на демонстрационной доске, обучающиеся записывают решение или говорят его устно. За правильное решение начисляются очки. Конкурс в игровой форме развивает тактическое зрение.
Тестирование.
Для оценки качества усвоения учебного материала обучающимися два раза (в декабре и мае) проводится тестирование. Первое тестирование проходит после изучения раздела «Основы шахматной игры». Второе тестирование проходит после изучения раздела «Основы шахматной тактики». Каждое тестирование включает в себя 12 заданий. Правильное решение 8 и более заданий оценивается как сдача теста. Если обучающийся решил менее 8-ми заданий, то он может пересдать тест. Обучающийся, показавший низкий уровень освоения программы, по желанию может пройти повторное обучение
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся ДДТ Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ
Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»
Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)
Методические рекомендации проведения диагностики освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы
Диагностика освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы проводится в конце каждого учебного периода (в декабре и мае) по двум показателям: теоретическая подготовка обучающегося и практические умения разыгрывания элементов шахматной партии, а также практическая сила игры в шахматы.
Теоретическая подготовка обучающегося оценивается по трех бальной шкале по результатам решения 12 контрольных заданий в конце учебного аудиторного периода после изучения теоретического материала всех разделов программы. Контрольные задания разрабатываются в соответствии с оцениваемыми параметрами разделов программы.
Решение 0-5 заданий соответствует низкому уровню освоения программы (объем усвоенных знаний составляет менее 1/2 объема знаний, предусмотренных программой). Решение 6-9 заданий соответствует среднему уровню освоения программы (объем усвоенных знаний составляет более 1/2). Решение 10-12 контрольных заданий соответствует высокому уровню освоения программы (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
Практическая сила игры в шахматы оценивается по трех бальной шкале по результатам учебно-тренировочного турнира, участия детей в соревнованиях и выполнению спортивных разрядов.
Уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы оценивается по среднеарифметическому баллу показателей теоретической подготовки обучающегося и его практической силы игры в шахматы.
Диагностика освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы
Показатели |
Критерии |
Уровень освоения |
Количество баллов |
Формы проведения |
1. Теоретическая подготовка обучающегося: раздел «Основы шахматной игры»: - знание основных правил шахматной игры; - знание шахматной нотации; - знание сравнительной ценности фигур; - знание метода постановки линейного мата, мата ферзем, мата ладьей; раздел «Элементы шахматной партии»: - знание принципов игры в дебюте; - знание принципов игры в эндшпиле; - знание правила квадрата; - знание ключевой позиции при проведении пешки в ферзи; раздел «Основы шахматной тактики»: - знание типовых тактических приемов: связка, двойной удар, вскрытое нападение, двойной шах. |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
Низкий, средний, высокий |
1 2 3 |
Контрольные задания |
2. Практическая сила игры в шахматы (раздел «Игровая практика»). |
Умение играть в шахматы |
Низкий: результат в учебно-тренировочном турнире ниже 40%; средний: результат в учебно-тренировочном турнире 40–60%; высокий: выполнение 3 юношеского разряда |
1 2 3 |
Учебно-тренировочный турнир, соревнование |
Уровень освоения программы |
Вычисление среднеарифметического балла показателей |
Низкий |
1 |
|
Средний |
1,5-2,5 |
|||
Высокий |
3 |
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся ДДТ Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ |
|||||||||||||||||||
Название программы |
педагог |
№ группы |
Год обучения |
Дата заполнения |
|||||||||||||||
№. ФИО обучающегося |
Параметры результативности освоения программы (Максимальная сумма баллов – 12) |
Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9) |
|||||||||||||||||
Опыт освоения теории |
Опыт освоения практической деятельности |
Опыт творчес-кой деятель-ности |
Опыт социально-значимой деятель-ности |
Общая сумма баллов |
%% |
Воспитан-ность |
Коммуника-тивность |
Эмоцио-нальный компонент |
Общая сумма баллов |
%% |
|||||||||
1 |
|||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||||||
ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ: |
|||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В % |
|||||||||||||||||||
Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень. Выводы педагога по данной группе: Подпись педагога |
Список литературы для педагогов
Основы шахматной игры. Элементы шахматной партии.
Бондарь Л.А., Лившиц А.И., Любошиц А.И. Шахматные семестры. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984. – 240 с.
Ботвинник И.М., Каждан М.В. Урок ведет тренер. – Мн.: Полымя, 1992. – 272 с.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 288 с.
Каган И.Л. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 244 с.
Калиниченко Н.М. Книга начинающего шахматиста. – М.: Астрель: АСТ, Владимир: ВКТ, 2008. – 416 с.
Костенюк А.К. Как стать гроссмейстером в 14 лет. – М.: ЭПИцентр, «АЯКС», 2001. – 208 с.
Макарычев С.Ю., Макарычева М.И. От А до ... - М.: «64», 1995. – 192 с.
Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. – П.: Лениздат, 1976. – 256 с.
Основы шахматной тактики
Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. – Ростов-н-Дону: Феникс. 2001. – 128 с.
Конотоп В.А. Конотоп С.В. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. – Краснодар: Кубанькино, 2005. – 160 с.
Список литературы для обучающихся
Основы шахматной игры. Элементы шахматной партии
Бареев И.А. Гроссмейстеры детского сада. – М.: редакция журнала «Наш малыш», 1995. – 128 с.
Давлетов Д., Костров В. Шахматы для детей и родителей: Учебник для начинающих. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 1996. – 186 с.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. - М.: Тера-Спорт, 2001. – 344 с.
Кастор Х. Играем в шахматы. – М.: Machaon, 1998. – 32 с.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. -7-е изд.- М.: Тера-Спорт, 2001.- 416 с. 6.
Пожарский В.А. Шахматный учебник. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
Фишер Р. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. 280 с.
Основы шахматной тактики.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат. 64 урока для новичков и не очень опытных игроков. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с.
Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций: В 2 т. – М.: Russian chess house, 2002.
Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. 1 год. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 128 с.
Интернет-источники
-
-
-
Взятие на проходе (Шахматы). Статья из Википедии.
Дебют (Шахматы). Статья из Википедии.
Миттельшпиль (Шахматы). Статья из Википедии.
Рокировка (Шахматы). Статья из Википедии.
Техническое поражение, победа, ничья. Статья из Википедии.
Шах (шахматы). Статья из Википедии.
Шахматная нотация (Шахматы). Статья из Википедии.
Шахматные дебюты, игра онлайн.
Швейцарская система (Шахматы). Статья из Википедии.
Эндшпиль (Шахматы). Статья из Википедии.
-
-