Конспект занятия Тема занятия: рисование с натуры, постановки «Утварь»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
рисование с натуры, постановки «Утварь»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» пгт. Войвож
Тема занятия: рисование с натуры, постановки «Утварь»
Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая
программа «Палитра» художественной направленности
Автор – Самохина Надежда Леонидовна
педагог дополнительного образования
пгт. Войвож
2025 год
Конспект занятия
Тема занятия: рисование с натуры, постановки «Утварь»
Возраст детей: 10 - 13 лет
Тип занятия: комбинированное занятие.
По использованию технических средств: мультимедийные технологии.
По организационным формам: фронтальная, групповая, индивидуальная.
По характеру деятельности обучающего: продуктивная и интерактивная технологии.
Цели занятия: закрепить знания о жанре изобразительного искусства – натюрморт. Закрепить знания о простых геометрических формах. Формировать новые знания о видах натюрморта. Совершенствование рисования
Задачи:
Обучающие задачи:
Закрепить и расширить знания о жанре изобразительного искусства натюрморт.
Закрепить знания этапов работы над натюрмортом.
Совершенствовать умение работать простым карандашом.
Совершенствовать умение работать в технике линейный рисунок.
Совершенствовать умение строить композицию в натюрморте.
Закрепить знания о технике безопасности при работе с материалами и инструментами.
Развивающие задачи:
Формировать наблюдательность.
Формировать и развивать фантазию и воображение.
Формировать интерес к изобразительному искусству.
Формировать и развивать коммуникативные и информационные навыки.
Воспитательные задачи:
Формировать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Воспитывать самостоятельность при решении творческих задач.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Воспитывать у учащегося правильную самооценку.
Планируемый результат:
Предметные результаты.
Знают:
Знают жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение, виды натюрморта),
Знают этапы работы над натюрмортом.
Знают базовые знания о композиции в натюрморте.
Знают технику рисования – линейный рисунок.
Знают технику безопасности при работе с материалами и инструментами.
Умеют:
Последовательно работать над натюрмортом.
Выполнять творческую работу в технике рисования – линейный рисунок.
Последовательно строить композицию в натюрморте.
Выполнять индивидуальную творческую работу.
Рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
Умение наблюдать - подмечать существенные, характерные особенности.
Умеют фантазировать и воображать.
Проявляют интерес к изобразительному искусству.
Владеют коммуникативными навыками.
Личностны результаты:
Наличие восприятия художественных произведений, наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Наличие трудолюбия, терпения, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.
Умение самостоятельно решать творческие задачи.
Наличие правильной самооценки.
Оборудование и материалы: тематическая презентация, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор), экран, мольберт, альбомная бумага, плотная бумага, простые карандаши, ластики, демонстрационные столы, лампы, посуда (утварь).
Оборудование для учащихся: альбомная бумага, плотная бумага, простые карандаши, ластики, посуда, демонстрационные столы, лампы.
Подготовительная работа с обучающимися: на предыдущем занятии ребята с помощью жребия выбрали творческое задание: повторить натюрморт известного художника и кратко написать автобиография художника. Второе задание: принести из дома любимую посуду учащегося.
Ход занятия.
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент | Добрый день. Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями. Посмотрите вокруг — какие сегодня предметы преобладают в нашем кабинете? А как все эти предметы можно назвать одним словом? | Добрый день Чашки, тарелки, кувшины и другая посуда. Посуда. Утварь. | Появляется заинтересованность к занятию. |
Вводная часть | На предыдущем занятии я попросила вас принести любимый предмет утвари. Рассмотрим, что вы принесли. Рассмотри и исследуем формы тех предметов, которые вы принесли. На прошлом занятии вы рисовали предметы. Какие это были предметы? Как называются такие формы? А теперь найдите в тех предметах, которые вы принесли, спрятались ли в них простые геометрические форме. Посмотрите на все эти предметы, которые я расположила в кабинете и те предметы, которые вы принесли. Назовите еще раз одним словом, что это за предметы? Как вы думает, что сегодня мы будем рисовать? Правильно. Мы нарисуем не один предмет, а несколько. Как называется такая работа, на которой изображено несколько предметов? Кто же мне скажет, как будет звучать тема сегодняшнего занятия. Правильно. Натюрморт. И назовем его «Утварь». | Чашки, тарелочки, ложки, ваза. Круглая тарелка, узкая и длинная ваза, маленькая и круглая чашка, чашка похожая на колокольчик, чашка как бочонок. Шар, цилиндр, куб. Простые геометрические формы Да, в вазе есть круг – шар и ещё цилиндр. В чашке спрятался цилиндр. Посуда. Утварь Чашки, вазу, тарелку, посуду, утварь. Натюрморт Натюрморт. Натюрморт «Посуда». Натюрморт «Утварь» | Эмоциональный настрой на работу Закрепление понятия простых по форме предметов. Самостоятельное выделение творческой темы своей будущей работы |
Новая тема | Что такое натюрморт? Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра – «застывшая жизнь». Натюрморт многолик. Какие виды натюрмортов вы знаете? Предлагаю расширить знания о жанре живописи натюрморт и узнать больше о видах натюрморта. Рассмотрим натюрморты в работах русских художников. И в этом нам помогут ваши творческие работы. Вы отлично поработали дома. Вам удалось скопировать композицию натюрморта известного русского художника, из тех предметов, которые есть у вас дома. А также познакомились и написали его биографию. Благодарю, что отправили фотографии своих работ и биографии художников мне в нашей беседе. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Повтори натюрморт известного художника» (Показ презентации «Повтори натюрморт известного художника») 1 слайд - «Повтори натюрморт известного художника» 2 слайд. И. Шишкин «Ученический натюрморт» 1855 г. – посудный. Повторили: Т. Арина, С. Виктория, И. Анастасия 3 слайд. Биография И. Шишкина 4 слайд. В. Суриков «Натюрморт с декантером» - смешанный. Повторили: Ж. Виктория, К. Алина, Н. Анна 5 слайд. Биография В. Сурикова 6 слайд. И. Репин «Яблоки и листья» - фруктовый. Повторили: Н. Милана, Т. Ксения, В. Анна 7 слайд. Биография И. Репина 8 слайд. В. Баранов-Россине. Натюрморт со стулом. 1911 г.- смешанный. Повторили: Е. Ольга, Е. Алиса, В. Александра 9 слайд. Биография В. Баранова-Россине. 10 слайд. К. Малевич Натюрморт 1911г. – фруктовый, смешанный. Повторили: Г. Милослава, Б. Алиса, Б. Ксения 11 слайд. Биография художника. К. Малевич 12 слайд. И. Левитан «Васильки» - цветочный. Повторил педагог. 13 слайд. Биография И. Левитана. 14 слайд. Натюрморты русских художников. Еще раз рассмотрим натюрморты русских художников и произнесем их название и художников. К какому виду натюрмортов они относятся?Какие работы, увиденные в презентации, вам понравились? Что произвело на вас впечатление? Что в жанре натюрморт мы с вами узнали нового, рассматривая данные полотна? | Натюрморт переводится с латинского как «мертвая природа». Это жанр живописи, с изображением неодушевленных предметов природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована. Посудный и другие. Просмотр презентации. И. Шишкин «Ученический натюрморт» - посудный натюрморт. В. Суриков «Натюрморт с декантером» - смешанный натюрморт. И. Репин «Яблоки и листья» - фруктовый натюрморт. В. Баранов-Россине. «Натюрморт со стулом» - смешанный натюрморт. К. Малевич «Натюрморт» - смешанный, фруктовый натюрморт. И. Левитан «Васильки» - цветочный натюрморт К. Малевич с работой «Натюрморт», краски и формы предметов отличаются от классических работ художников. Так же работа В. Баранова-Россине. «Натюрморт со стулом», его стиль написания работ помогает понять какое настроение в работе, автор ярко отличается от других художников.Виды натюрмортов: Посудный, цветочный, фруктово-овощной, смешанный | Закрепление знания терминологии (натюрморт) Формирование новых знаний. Закрепление нового материала. |
Физминутка | Педагог предлагает поиграть в игру: «Найди предмет по его тени». Правила игры: найти предмет утвари по его вырезанной из бумаги тени, предмет находится в этом кабинете, время игры 30 сек.
Упражнение на постановки руки, разминка для кистей рук: «Воздушная штриховка» | Учащиеся разбирают вырезанные из бумаги тени. По сигналу педагога дети подбирают предмет утвари по тени. Учащиеся повторяют движения за педагогом | Восстановление внимания и энергии. Снятие зажатости, наблюдательность, внимание и уверенность руки. |
Техника безопасности | Повторим технику безопасности при работе с карандашами. Что строго запрещается? | Брать их в рот. Засовывать в ухо, в рот, нос, глаз себе или соседу. Нельзя размахивать ими. Нельзя рисовать на теле или одежде, как на своей, так и на одежде соседа. Бросаться ими. Быть аккуратными при работе с карандашами. Вымыть руки после работы. | Закрепление знаний техники безопасности при работе с карандашами и кистями |
Разминочное задание | Предлагаю выполнить натюрморт простыми карандашами и название мы уже ему подобрали – это «Утварь» Хотелось бы вам создать такую работу? Предлагаю разбиться на тройки. Каждая тройка самостоятельно соберёт свой натюрморт из предметов, которые вы принесли и которые находятся в этом кабинете. На демонстрационных столах разместите свой натюрморт, построите композицию натюрморта. Что будет притягивать взгляд зрителей в вашей композиции, определите тот предмет, который будет задавать настроение вашего натюрморта. Настроите свет, чтобы передать пропорции и объем предметов.
Что вам захотелось запечатлеть в своей работе? Какой вид натюрморта вы выбрали для в своей творческой работе? Что еще хочется добавить или убрать из вашей постановки? | Да, очень хотим. Учащиеся делятся на тройки. Учащиеся самостоятельно собирают свой натюрморт на демонстрационных столах, ставят лапы, настраивают свет на натюрморт. Ответы учащихся Ответы учащихся | Обсуждение будущей творческой работы. |
Организация рабочего места | Для комфортной и плодотворной работы подготовьте свое рабочее место: аккуратно и удобно расположите инструменты для рисования. По окончании работы привести в порядок свое рабочее место. | | Закрепление знаний в организации рабочего места. |
Выполнение практической творческой работы | При создании натюрморта важно учитывать несколько правил: Предметы на рисунке не должны упираться в границы листа и не должны быть слишком мелкие. Рисунок должен быть уравновешен. Со всех сторон должно оставаться небольшое пространство, при этом снизу его меньше, чем сверху. Правило перспективы — более близкие предметы рисуются ниже, чем дальние. Тени от всех предметов падают в одном направлении. Чем ярче свет, тем контрастнее тени. Дневное освещение даёт плавные переходы от света к тени. Повторим этапы творческой работы. (Этапы творческой работы: Набросок. С помощью простого карандаша сделайте набросок будущей вашей работы. Построение композиции в листе. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно двигать предметы в поисках наиболее удачной композиции. Нужно ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были уравновешены. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Главное — сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией. Приступим к работе. | Ответы детей. Выполнение работы на индивидуальных листах. Учащиеся на листах бумаги с помощью простого карандаша делают наброски, прорисовывают и детализируют предметы натюрморта. | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Рефлексия | Педагог предлагает сыграть в игру «Утварь говорит»: Представьте, что предметы с вашего натюрморта ожили. Чайник, чашка или ложка могут сказать вам что-то о рисунке. Например: «Спасибо, что показал, как я блистаю!» «Эх, а у меня ручка вышла чуть кривая!» Прошу вас выбрать свой предмет и сказать от его имени одну короткую фразу. | Чайник сказал: «Я очень изящный получился таким же изящным на работе Арины!». Ваза ответила мне: «Я не такая, у тебя не получилось правильно меня нарисовать» | Рефлексия знаний, контроль и оценка. |
Подведение итогов творческой работы | Что мы сегодня увидели? Что сегодня обсуждали? Что нового узнали? Какую творческую работу выполнили? Какие затруднения мы преодолевали? Что оставите в своем багаже знаний? | Натюрморты. Натюрморты, написанные русскими художниками. Обсуждали натюрморты, которые мы сами создавали. Что натюрморты делятся на четыре вида: посудный, цветочный, фруктово-овощной, смешанный Нарисовали натюрморт, который сами собрали. Прорисовка и детализация утвари. Умение сочетать предметы между собой и выстраивать композицию в натюрморте. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Критичность. Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей. |
Заключительная часть | Приведем в порядок свои рабочие места. Спасибо, ребята, за ваши замечательные творческие работы. Все ваши работы я сфотографирую и выложу в нашей группе в соцсети Контакт. - До свидания! С нетерпением буду ждать нашей новой встречи! | До свидания. | Закрепление знаний в организации рабочего места. |
Литература
Заперенко В. Энциклопедия рисования. М. Олма – Пресс. 2002
Редактор Ю.А. Небукин Графика. Подробный практический курс, М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги. 2009
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-etapy-risovaniya-natyurmorta-5204477.html
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/natyurmort-istoriya-zhanra-i-osnovnye-vidy/
Спицына Любовь Ивановна