Конспект занятия Тема занятия: рисование с натуры, постановки «Утварь»

0
1
Материал опубликован 17 November

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

рисование с натуры, постановки «Утварь»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» пгт. Войвож

Тема занятия: рисование с натуры, постановки «Утварь»



Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая

программа «Палитра» художественной направленности



Автор – Самохина Надежда Леонидовна

педагог дополнительного образования








пгт. Войвож

2025 год

Конспект занятия

Тема занятия: рисование с натуры, постановки «Утварь»

Возраст детей: 10 - 13 лет

Тип занятия: комбинированное занятие.

По использованию технических средств: мультимедийные технологии.

По организационным формам: фронтальная, групповая, индивидуальная.

По характеру деятельности обучающего: продуктивная и интерактивная технологии.

Цели занятия: закрепить знания о жанре изобразительного искусства – натюрморт. Закрепить знания о простых геометрических формах. Формировать новые знания о видах натюрморта. Совершенствование рисования

Задачи:

Обучающие задачи:

Закрепить и расширить знания о жанре изобразительного искусства натюрморт.

Закрепить знания этапов работы над натюрмортом.

Совершенствовать умение работать простым карандашом.

Совершенствовать умение работать в технике линейный рисунок.

Совершенствовать умение строить композицию в натюрморте.

Закрепить знания о технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

Развивающие задачи:

Формировать наблюдательность.

Формировать и развивать фантазию и воображение.

Формировать интерес к изобразительному искусству.

Формировать и развивать коммуникативные и информационные навыки.

Воспитательные задачи:

Формировать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Воспитывать самостоятельность при решении творческих задач.

Воспитывать коммуникативные навыки.

Воспитывать у учащегося правильную самооценку.





Планируемый результат:

Предметные результаты.

Знают:

Знают жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение, виды натюрморта),

Знают этапы работы над натюрмортом.

Знают базовые знания о композиции в натюрморте.

Знают технику рисования – линейный рисунок.

Знают технику безопасности при работе с материалами и инструментами.

Умеют:

Последовательно работать над натюрмортом.

Выполнять творческую работу в технике рисования – линейный рисунок.

Последовательно строить композицию в натюрморте.

Выполнять индивидуальную творческую работу.

Рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

Умение наблюдать - подмечать существенные, характерные особенности.

Умеют фантазировать и воображать.

Проявляют интерес к изобразительному искусству.

Владеют коммуникативными навыками.

Личностны результаты:

Наличие восприятия художественных произведений, наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

Наличие трудолюбия, терпения, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.

Умение самостоятельно решать творческие задачи.

Наличие правильной самооценки.


Оборудование и материалы: тематическая презентация, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор), экран, мольберт, альбомная бумага, плотная бумага, простые карандаши, ластики, демонстрационные столы, лампы, посуда (утварь).

Оборудование для учащихся: альбомная бумага, плотная бумага, простые карандаши, ластики, посуда, демонстрационные столы, лампы.

Подготовительная работа с обучающимися: на предыдущем занятии ребята с помощью жребия выбрали творческое задание: повторить натюрморт известного художника и кратко написать автобиография художника. Второе задание: принести из дома любимую посуду учащегося.



Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Добрый день.

Сегодня мы попробуем стать настоящими исследователями.
Художник ведь не просто рисует — он внимательно
наблюдает и исследует окружающий мир.

Посмотрите вокруг — какие сегодня предметы преобладают в нашем кабинете?

А как все эти предметы можно назвать одним словом?
Многие из этих предметов пригодятся вам в нашей творческой работе!


Добрый день


Чашки, тарелки, кувшины и другая посуда.

Посуда. Утварь.

Появляется заинтересованность к занятию.

Вводная часть

На предыдущем занятии я попросила вас принести любимый предмет утвари.

Рассмотрим, что вы принесли.


Рассмотри и исследуем формы тех предметов, которые вы принесли.

На прошлом занятии вы рисовали предметы. Какие это были предметы?





Как называются такие формы?



А теперь найдите в тех предметах, которые вы принесли, спрятались ли в них простые геометрические форме.


Посмотрите на все эти предметы, которые я расположила в кабинете и те предметы, которые вы принесли. Назовите еще раз одним словом, что это за предметы?

Как вы думает, что сегодня мы будем рисовать?

Правильно.

Мы нарисуем не один предмет, а несколько. Как называется такая работа, на которой изображено несколько предметов?

Кто же мне скажет, как будет звучать тема сегодняшнего занятия.

Правильно. Натюрморт. И назовем его «Утварь».



Чашки, тарелочки, ложки, ваза.

Круглая тарелка, узкая и длинная ваза, маленькая и круглая чашка, чашка похожая на колокольчик, чашка как бочонок.

Шар, цилиндр, куб.

Простые геометрические формы

Да, в вазе есть круг – шар и ещё цилиндр.

В чашке спрятался цилиндр.



Посуда. Утварь

Чашки, вазу, тарелку, посуду, утварь.

Натюрморт

Натюрморт. Натюрморт «Посуда». Натюрморт «Утварь»


Эмоциональный настрой на работу







Закрепление понятия простых по форме предметов.









Самостоятельное выделение творческой темы своей будущей работы

Новая тема

Что такое натюрморт?





Но у него есть и второе название, более точно определяющее суть жанра – «застывшая жизнь».




Натюрморт многолик.

Какие виды натюрмортов вы знаете?


Предлагаю расширить знания о жанре живописи натюрморт и узнать больше о видах натюрморта. Рассмотрим натюрморты в работах русских художников. И в этом нам помогут ваши творческие работы. Вы отлично поработали дома. Вам удалось скопировать композицию натюрморта известного русского художника, из тех предметов, которые есть у вас дома. А также познакомились и написали его биографию. Благодарю, что отправили фотографии своих работ и биографии художников мне в нашей беседе. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Повтори натюрморт известного художника» (Показ презентации «Повтори натюрморт известного художника»)

1 слайд - «Повтори натюрморт известного художника»

2 слайд. И. Шишкин «Ученический натюрморт» 1855 г. – посудный. Повторили: Т. Арина, С. Виктория, И. Анастасия

3 слайд. Биография И. Шишкина 4 слайд. В. Суриков «Натюрморт с декантером» - смешанный. Повторили: Ж. Виктория, К. Алина, Н. Анна 5 слайд. Биография В. Сурикова 6 слайд. И. Репин «Яблоки и листья» - фруктовый. Повторили: Н. Милана, Т. Ксения, В. Анна 7 слайд. Биография И. Репина 8 слайд. В. Баранов-Россине. Натюрморт со стулом. 1911 г.- смешанный. Повторили: Е. Ольга, Е. Алиса, В. Александра 9 слайд. Биография В. Баранова-Россине. 10 слайд. К. Малевич Натюрморт 1911г. – фруктовый, смешанный. Повторили: Г. Милослава, Б. Алиса, Б. Ксения 11 слайд. Биография художника. К. Малевич 12 слайд. И. Левитан «Васильки» - цветочный. Повторил педагог. 13 слайд. Биография И. Левитана. 14 слайд. Натюрморты русских художников. Еще раз рассмотрим натюрморты русских художников и произнесем их название и художников. К какому виду натюрмортов они относятся?














Какие работы, увиденные в презентации, вам понравились? Что произвело на вас впечатление?













Что в жанре натюрморт мы с вами узнали нового, рассматривая данные полотна?

Натюрморт переводится с латинского как «мертвая природа». Это жанр живописи, с изображением неодушевленных предметов природного происхождения: фрукты, овощи, цветы, рыба, приготовленная еда и посуда, в которой она сервирована.

Посудный и другие.












Просмотр презентации.



















И. Шишкин «Ученический натюрморт» - посудный натюрморт.

В. Суриков «Натюрморт с декантером» - смешанный натюрморт.

И. Репин «Яблоки и листья» - фруктовый натюрморт. В. Баранов-Россине. «Натюрморт со стулом» - смешанный натюрморт. К. Малевич «Натюрморт» - смешанный, фруктовый натюрморт. И. Левитан «Васильки» - цветочный натюрморт К. Малевич с работой «Натюрморт», краски и формы предметов отличаются от классических работ художников. Так же работа В. Баранова-Россине. «Натюрморт со стулом», его стиль написания работ помогает понять какое настроение в работе, автор ярко отличается от других художников.

Виды натюрмортов: Посудный, цветочный, фруктово-овощной, смешанный

Закрепление знания терминологии (натюрморт)



















Формирование новых знаний.

































































Закрепление нового материала.

Физминутка

Педагог предлагает поиграть в игру: «Найди предмет по его тени». Правила игры: найти предмет утвари по его вырезанной из бумаги тени, предмет находится в этом кабинете, время игры 30 сек.


Упражнение на постановки руки, разминка для кистей рук: «Воздушная штриховка»

Учащиеся разбирают вырезанные из бумаги тени. По сигналу педагога дети подбирают предмет утвари по тени.

Учащиеся повторяют движения за педагогом

Восстановление внимания и энергии.

Снятие зажатости, наблюдательность, внимание и уверенность руки.

Техника безопасности

Повторим технику безопасности при работе с карандашами. Что строго запрещается?

Брать их в рот.

Засовывать в ухо, в рот, нос, глаз себе или соседу. Нельзя размахивать ими. Нельзя рисовать на теле или одежде, как на своей, так и на одежде соседа. Бросаться ими. Быть аккуратными при работе с карандашами. Вымыть руки после работы.

Закрепление знаний техники безопасности при работе с карандашами и кистями

Разминочное задание










Предлагаю выполнить натюрморт простыми карандашами и название мы уже ему подобрали – это «Утварь»

Хотелось бы вам создать такую работу?


Предлагаю разбиться на тройки. Каждая тройка самостоятельно соберёт свой натюрморт из предметов, которые вы принесли и которые находятся в этом кабинете. На демонстрационных столах разместите свой натюрморт, построите композицию натюрморта. Что будет притягивать взгляд зрителей в вашей композиции, определите тот предмет, который будет задавать настроение вашего натюрморта. Настроите свет, чтобы передать пропорции и объем предметов.

Что вам захотелось запечатлеть в своей работе? Какой вид натюрморта вы выбрали для в своей творческой работе?

Что еще хочется добавить или убрать из вашей постановки?



Да, очень хотим.


Учащиеся делятся на тройки. Учащиеся самостоятельно собирают свой натюрморт на демонстрационных столах, ставят лапы, настраивают свет на натюрморт.

Ответы учащихся


Ответы учащихся

Обсуждение будущей творческой работы.










Организация рабочего места

Для комфортной и плодотворной работы подготовьте свое рабочее место: аккуратно и удобно расположите инструменты для рисования. По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.


Закрепление знаний в организации рабочего места.

Выполнение практической творческой работы


При создании натюрморта важно учитывать несколько правил:

Предметы на рисунке не должны упираться в границы листа и не должны быть слишком мелкие.

Рисунок должен быть уравновешен. Со всех сторон должно оставаться небольшое пространство, при этом снизу его меньше, чем сверху.

Правило перспективы — более близкие предметы рисуются ниже, чем дальние.

Тени от всех предметов падают в одном направлении. Чем ярче свет, тем контрастнее тени. Дневное освещение даёт плавные переходы от света к тени.

Повторим этапы творческой работы. (Этапы творческой работы:

Набросок. С помощью простого карандаша сделайте набросок будущей вашей работы.

Построение композиции в листе. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно двигать предметы в поисках наиболее удачной композиции. Нужно ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были уравновешены.

Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Главное — сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.


Приступим к работе.


Ответы детей.















Выполнение работы на индивидуальных листах. Учащиеся на листах бумаги с помощью простого карандаша делают наброски, прорисовывают и детализируют предметы натюрморта.





















Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Рефлексия

Педагог предлагает сыграть в игру «Утварь говорит»:
Представьте, что предметы с вашего натюрморта ожили.
Чайник, чашка или ложка могут сказать вам что-то о рисунке.
Например: «Спасибо, что показал, как я блистаю!»
«Эх, а у меня ручка вышла чуть кривая!»
Прошу вас выбрать свой предмет и сказать от его имени одну короткую фразу.







Чайник сказал: «Я очень изящный получился таким же изящным на работе Арины!».

Ваза ответила мне: «Я не такая, у тебя не получилось правильно меня нарисовать»

Рефлексия знаний, контроль и оценка.

Подведение итогов творческой работы


Что мы сегодня увидели?

Что сегодня обсуждали?





Что нового узнали?



Какую творческую работу выполнили?



Какие затруднения мы преодолевали?


Что оставите в своем багаже знаний?

Натюрморты.

Натюрморты, написанные русскими художниками.

Обсуждали натюрморты, которые мы сами создавали.

Что натюрморты делятся на четыре вида: посудный, цветочный, фруктово-овощной, смешанный

Нарисовали натюрморт, который сами собрали.

Прорисовка и детализация утвари.

Умение сочетать предметы между собой и выстраивать композицию в натюрморте.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Критичность.

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.

Заключительная часть

Приведем в порядок свои рабочие места.

Спасибо, ребята, за ваши замечательные творческие работы. Все ваши работы я сфотографирую и выложу в нашей группе в соцсети Контакт.

- До свидания! С нетерпением буду ждать нашей новой встречи!





До свидания.

Закрепление знаний в организации рабочего места.



Литература

Заперенко В. Энциклопедия рисования. М. Олма – Пресс. 2002

Редактор Ю.А. Небукин Графика. Подробный практический курс, М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги. 2009

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-etapy-risovaniya-natyurmorta-5204477.html

https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/natyurmort-istoriya-zhanra-i-osnovnye-vidy/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не хватает графического сопровождения материалу - примеров выполненных школьниками работ.

1
17 November