Конспект индивидуального логопедического занятия (постановка звука [ш]). Тема: занятие с Шуней.

1
0
Материал опубликован 13 June

Конспект индивидуального логопедического занятия (постановка звука [ш]).

Тема: занятие с Шуней.

Цель: постановка звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [ш];

Развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [ш].

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;

Упражнять плавный, длительный выдох;

Развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;

Коррекционно-воспитательные:

Формировать положительную мотивацию к занятиям.


Оборудование: игрушка змея в «волшебном мешочке», карточки артикуляционной гимнастики, вата, су-джок, шпатель, лабиринт (нарисованный или объёмный)

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логопед(Л): - Я загадаю загадку, отгадав которую, ты узнаешь, кто прячется в этом мешочке.

Извивается, скользит

И на солнышке блестит,

Длинный хвост и чешуя

Называется…

Ребёнок (Р): это змея

Л: Посмотри в волшебный мешочек, правильно ты отгадал(а)?

Ребёнок достаёт игрушку-змею и рассматривает её.

Л: — Это Змейка Шуня.

- Ой, она почему-то грустная, я догадалась почему. Некоторые её друзья неправильно произносят её имя Суня, Фуня, Зуня, а её зовут Шуня. Она попросилась к нам на занятие, чтобы научить своих друзей шипеть и произносить её имя правильно. Давайте вместе поучимся ?

(ребёнок соглашается)

II. Основная часть

Развитие мелкой моторики.

Л: - Шуня очень любит играть с мячом. И мы поиграем. (игра с су-джоком)

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

2. Формирование фонематического восприятия.

Сначала нам надо уметь слышать шипение среди других звуков. Ушки навостри и звук лови. Логопед произносит звук как образец, чтобы ребёнок услышал его правильно /ШШШШШ/

Игра «Поймай звук».

Л: - Я и Шуня будем произносить звуки, а как только ты услышишь звук /ш/ хлопни (лови его). Если ребёнок затрудняется при выделении звука на слух визуально ему можно демонстрировать игрушку змею, когда произносится звук /ш/

Среди звуков: П-С-Ф-Ш (хлопок)-В-Т-Ш-Ц-Ч-Ш

Среди слогов: ЧА-ПА-СУ-ШИ-ИЦ-УЩ-ЭХ-ОШ

Среди слов:

Л: - Теперь попробуй поймать слово, где «живёт» звук /Ш/: шар, сад, щётка, кошка, овца, осень, душ, чайник, вещи, хомяк.

Игра «Будь внимательным».

Перед ребёнком кладется змея- игрушка.

- Я буду называть разные слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – возьми Шуню в руки:

Сапка, хапка, щапка, чапка, сяпка, фапка, шшшшапка;

Коска, кофка, кожка, коська, котка, кошшшка;

Малыс, малыф, малыч, малышшш.

Развитие артикуляционной моторики.

«Шунина гимнастика» артикуляционная гимнастика. Все упражнения выполняются перед зеркалом под счёт до 8-10.

Л: - Давай сделаем специальную гимнастику для языка, губ.

Динамические упр.

«Улыбка-окошко»

«Вкусное варенье»

«Почистим зубки» (верхние, нижние)

«Маляр»

Статические упр.

«Блинчик»

«Блинчик-чашечка»

«Чашечка» внутри ротовой полости

Упражнения на выработку правильной, длительной воздушной струи.

Упражнение «Фонтан/фокус»

Л: - Я положу тебе вату на нос, а ты сдуй её с носа не дотрагиваясь руками. Для этого надо улыбнуться, показать зубки, достать широкий язык и поднять его «чашечкой» вверх. Набрать носиком воздух и подуть на кончик языка вверх на вату.


5. Постановка /ш/

Уточнение артикуляции звука [Ш].

- Попробуем пошипеть как Шуня. Посмотри: губы слегка вытягиваются вперёд, принимают форму окошечка. Язык широкий, в форме чашечки, поднят наверх, боковые края прижаты к верхним, коренным зубам, кончик находится у бугорочков, но не прикасается к ним. Воздушная струя тёплая, сильная.

Постановка звука [Ш]

По подражанию. Давай пошипим, как шипит змея [Ш-Ш-Ш]. «Чашечка» за верхними зубами.

Или напомнить упражнение «Фокусник\фонтан» и подуть на воображаемую «вату» только во рту .

2) От звука [С]. «Чашечку» за зубы, попросить произнести звук [С]. Если не получается, то используется шпатель.


3) Механическим способом. Положить широкий язык «блинчик» на шпатель, завести за верхние зубы и добиться правильного звучания

III. Итог

Л: - Хорошо мы поиграли, но Шуне пора домой. Давай поможем ей и её друзьям пройти по дорожке, напевая песенку Шуни .

t1718262372aa.png

- Какая у неё песенка? (/шшш/)

(перед ребёнком лабиринт, по которому он пальцем или карандашом ведет «дорожку» с произнесением звука /шшшш/)

- Давай вспомним, где находится язык при произнесении звука [Ш]?

- Мы с тобой и с Шуней учились «шипеть». Шуня покажет все упражнения своим друзьям, и они теперь будут правильно произносить её имя.

- Как зовут змейку? (ребёнок с помощью или самостоятельно произнести имя змейки)

- Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей