Конспект индивидуального логопедического занятия (постановка звука [ш]). Тема: занятие с Шуней.
Конспект индивидуального логопедического занятия (постановка звука [ш]).
Тема: занятие с Шуней.
Цель: постановка звука [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [ш];
Развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [ш].
Коррекционно-развивающие:
Развивать мелкую моторику;
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
Упражнять плавный, длительный выдох;
Развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;
Коррекционно-воспитательные:
Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование: игрушка змея в «волшебном мешочке», карточки артикуляционной гимнастики, вата, су-джок, шпатель, лабиринт (нарисованный или объёмный)
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Логопед(Л): - Я загадаю загадку, отгадав которую, ты узнаешь, кто прячется в этом мешочке.
Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется…
Ребёнок (Р): это змея
Л: Посмотри в волшебный мешочек, правильно ты отгадал(а)?
Ребёнок достаёт игрушку-змею и рассматривает её.
Л: — Это Змейка Шуня.
- Ой, она почему-то грустная, я догадалась почему. Некоторые её друзья неправильно произносят её имя Суня, Фуня, Зуня, а её зовут Шуня. Она попросилась к нам на занятие, чтобы научить своих друзей шипеть и произносить её имя правильно. Давайте вместе поучимся ?
(ребёнок соглашается)
II. Основная часть
Развитие мелкой моторики.
Л: - Шуня очень любит играть с мячом. И мы поиграем. (игра с су-джоком)
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
2. Формирование фонематического восприятия.
Сначала нам надо уметь слышать шипение среди других звуков. Ушки навостри и звук лови. Логопед произносит звук как образец, чтобы ребёнок услышал его правильно /ШШШШШ/
Игра «Поймай звук».
Л: - Я и Шуня будем произносить звуки, а как только ты услышишь звук /ш/ хлопни (лови его). Если ребёнок затрудняется при выделении звука на слух визуально ему можно демонстрировать игрушку змею, когда произносится звук /ш/
Среди звуков: П-С-Ф-Ш (хлопок)-В-Т-Ш-Ц-Ч-Ш
Среди слогов: ЧА-ПА-СУ-ШИ-ИЦ-УЩ-ЭХ-ОШ
Среди слов:
Л: - Теперь попробуй поймать слово, где «живёт» звук /Ш/: шар, сад, щётка, кошка, овца, осень, душ, чайник, вещи, хомяк.
Игра «Будь внимательным».
Перед ребёнком кладется змея- игрушка.
- Я буду называть разные слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – возьми Шуню в руки:
Сапка, хапка, щапка, чапка, сяпка, фапка, шшшшапка;
Коска, кофка, кожка, коська, котка, кошшшка;
Малыс, малыф, малыч, малышшш.
Развитие артикуляционной моторики.
«Шунина гимнастика» артикуляционная гимнастика. Все упражнения выполняются перед зеркалом под счёт до 8-10.
Л: - Давай сделаем специальную гимнастику для языка, губ.
Динамические упр.
«Улыбка-окошко»
«Вкусное варенье»
«Почистим зубки» (верхние, нижние)
«Маляр»
Статические упр.
«Блинчик»
«Блинчик-чашечка»
«Чашечка» внутри ротовой полости
Упражнения на выработку правильной, длительной воздушной струи.
Упражнение «Фонтан/фокус»
Л: - Я положу тебе вату на нос, а ты сдуй её с носа не дотрагиваясь руками. Для этого надо улыбнуться, показать зубки, достать широкий язык и поднять его «чашечкой» вверх. Набрать носиком воздух и подуть на кончик языка вверх на вату.
5. Постановка /ш/
Уточнение артикуляции звука [Ш].
- Попробуем пошипеть как Шуня. Посмотри: губы слегка вытягиваются вперёд, принимают форму окошечка. Язык широкий, в форме чашечки, поднят наверх, боковые края прижаты к верхним, коренным зубам, кончик находится у бугорочков, но не прикасается к ним. Воздушная струя тёплая, сильная.
Постановка звука [Ш]
По подражанию. Давай пошипим, как шипит змея [Ш-Ш-Ш]. «Чашечка» за верхними зубами.
Или напомнить упражнение «Фокусник\фонтан» и подуть на воображаемую «вату» только во рту .
2) От звука [С]. «Чашечку» за зубы, попросить произнести звук [С]. Если не получается, то используется шпатель.
3) Механическим способом. Положить широкий язык «блинчик» на шпатель, завести за верхние зубы и добиться правильного звучания
III. Итог
Л: - Хорошо мы поиграли, но Шуне пора домой. Давай поможем ей и её друзьям пройти по дорожке, напевая песенку Шуни .
- Какая у неё песенка? (/шшш/)
(перед ребёнком лабиринт, по которому он пальцем или карандашом ведет «дорожку» с произнесением звука /шшшш/)
- Давай вспомним, где находится язык при произнесении звука [Ш]?
- Мы с тобой и с Шуней учились «шипеть». Шуня покажет все упражнения своим друзьям, и они теперь будут правильно произносить её имя.
- Как зовут змейку? (ребёнок с помощью или самостоятельно произнести имя змейки)
- Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?