Урок ИЗО на тему «Рисование с натуры геометрических тел»
Учитель |
Комарова О.В. |
|
Предмет |
ИЗО |
|
Класс, количество человек |
5 класс 12 человек |
|
Тема |
Рисование с натуры геометрических тел (шестиугольная пирамида) |
|
Тип урока |
Комбинированный |
|
Цель урока |
Создание условий для формирования представлений обучающихся о геометрических телах. |
|
Задачи урока |
- повторение материала об отличительных особенностях геометрических фигур от геометрических тел; - отработка навыка поэтапного рисования с натуры; - обучение приёмам изображения шестиугольной пирамиды с натуры и передачи объёма при помощи светотени; - коррекция навыков пространственного ориентирования, мелкой моторики, логического мышления на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы; - воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету. |
|
Формируемые БУД |
Личностные: адекватно эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства; Регулятивные: работать с учебными принадлежностями, художественными материалами и инструментами; Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; Предметные: узнавать, называть геометрические фигуры и геометрические тела. |
|
Оборудование |
Презентация, интерактивная доска «Smart», коррекционно-развивающие задания; инструменты, материалы и принадлежности для практической работы (бумага, простые карандаши, ластик, линейка для штриховки). |
|
Планируемые результаты |
Знать: отличительные особенности геометрических фигур от геометрических тел. Уметь: использовать в работе приемы рисования с натуры, передавать объем при помощи светотени (штриховка). |
|
Этапы урока (время, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент(1-2 мин) Цель: Настрой обучающихся на дальнейшую работу. - Приветствие, установка рабочей дисциплины, проверка готовности к уроку, психологический настрой. |
Добрый день, добрый час! Я очень рада видеть вас. Вы пришли сюда учиться? (да) Не лениться? (нет) А трудится? (да) Если будете отвечать – нужно руку…поднимать. Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.
- Давайте с чувством хорошего рабочего настроения начнём наш сегодняшний урок. |
-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места |
2. Актуализация опорных знаний обучающихся (4-5 мин) Цель: Воспроизведение обучающимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. - Организация беседы по вопросам |
- Мы с вами ребята уже на протяжении нескольких уроков работаем с геометрическим материалом. 2 слайд Посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос. - Какое из этих изображений лишнее и почему? (изображение под №4 лишнее, потому что это геометрическое тело, а на остальных картинках изображены геометрические фигуры). У каждого из вас на партах лежат карточки. Выберите и поднимите вверх карточку с изображением геометрической фигуры. Затем ответьте на вопросы: - У круга (овала) есть углы? - У ромба (треугольника) сколько углов? - У прямоугольника все стороны равны? - Чем отличается квадрат от прямоугольника? - Молодцы ребята! А теперь поднимите карточки с изображением геометрических тел. 3 слайд Далее, на экране найдите изображенное на вашей карточке геометрическое тело, назовите его и соедините с изображением предмета той же формы. 4-5 слайд И снова вопрос, на который вы отвечаете уже не первый урок: - Чем геометрические фигуры отличаются от геометрических тел? (фигуры - плоские, тела - объемные) |
- слушают учителя
- рассматривают картинки на экране, отвечают на вопросы
- отвечают на вопросы
- выполняют задание у доски
- делают вывод |
3. Целеполагание, планирование деятельности на уроке (3-4 мин) Цель: создание условий для возникновения внутренней мотивации у обучающихся на активную, деятельностную позицию, побуждающую: узнать, попробовать, научиться.
- работа с интерактивным пазлом
|
Далее, ответив ещё на несколько вопросов, вы с лёгкостью сможете сами сформулировать тему сегодняшнего урока. 1) Вспомните, что вы рисовали на прошлом уроке? 6 слайд (пирамиду) , 7 слайд Рассмотрите внимательно изображения на экране. - Чем эти пирамиды отличаются друг от друга? (количеством углов) - Какую из них вы уже рисовали? (четырехугольную пирамиду) 2) Вы рисовали четырехугольную пирамиду по памяти, по представлению или с натуры? (с натуры) 3) Вы знаете, что на каждом уроке ваша работы усложняются. Сначала вы учитесь выполнять более простые изображения, а потом более сложные. С учетом того, что на прошлом уроке вы научились рисовать четырехугольную пирамиду, …..как вы думаете, какую пирамиду вы будете рисовать сегодня? (шестиугольную пирамиду) - Правильно! 8 слайд - Вот так, незаметно, ответив на простые вопросы, мы подошли к теме нашего урока, Т: Рисование с натуры шестиугольной пирамиды. Сегодня нам предстоит решить сразу несколько задач: - построить по всем правилам рисования с натуры шестиугольную пирамиду; - передать объём пирамиды при помощи светотени, используя только простой карандаш и ластик. |
- обосновывают свой выбор
- отвечают на вопросы
- отвечают на вопросы
- формулируют тему урока |
4. Освоение материала(10 мин) Цель: повторение и применение имеющихся знаний и умений
- Повторение с элементами объяснения нового материала
|
Итак, вы начинающие художники, которые только учатся рисовать с натуры различные предметы. Сегодня это шестиугольная пирамида. 9 слайд (этапы работы) НАТУРА Давайте попробуем определить этапы работы: 1) необходимо проанализировать натуру (высота пирамиды больше чем её ширина – значит, рисунок в альбоме мы разместим по вертикали); пирамида имеет шестиугольное основание, вершину и шесть рёбер, которые соединяют основание с вершиной; 2) размечаем плоскость; 3) необходимо определить, пирамида имеет симметричную форму или нет? (Сл. работа: симметричная); значит необходимо при построении изображения нарисовать ось симметрии, то есть линию, которая делит изображение на две одинаковые половины; 4) определяем дальнейшую последовательность изображения пирамиды: треугольник, конус, пирамида; 5) определяем, на какую из частей пирамиды падает свет, блик, полутень, тень и падающая тень; 6) выполняем работу в тоне, используя штриховку простым карандашом.
- Но, сначала, дадим немного отдохнуть нашим глазам, а затем уже приступим к первому этапу работы, где я снова буду демонстрировать и объяснять ход работы, а вы будете последовательно её выполнять. |
- совместно с учителем определяют этапы работы
- анализируют натуру
- делают записи
|
Физминутка(1- мин) Цель: снятие напряжения с глаз. - Организация выполнения упражнений |
- Гимнастика для глаз (выполнение круговых движений вправо, влево, вверх, вниз).
|
- выполняют упражнения |
5. Закрепление изученного материала (20 мин) Цель: Формирование умений последовательного рисования с натуры - Практическая работа (1 этап) |
Выполнение по показу учителя основных этапов построения (плоскость, шестиугольная пирамида). - обращение внимания на сравнение рисунка с натурой; - повторение правил работы простым карандашом.
|
-слушают, выполняют задания |
Физминутка(1-2 мин) Цель: снятие позостатического напряжения, напряжения пальцев и кистей рук - Организация выполнения упр-ний |
Пальчиковая гимнастика, общеразвивающие упражнения.
|
- выполняют упражнения |
- Практическая работа (2 этап) - Коррекционная работа (штриховка по линейке)
|
Работа в тоне. Демонстрация последовательности выполнения работы в тоне (наметить основные плоскости при помощи штриховки от руки и с использованием линейки). - оказание индивидуальной помощи, предотвращение ошибок, дополнительное разъяснение по необходимости; - контроль соблюдения осанки во время работы.
|
-наблюдают за показом хода работы -самостоятельно выполняют работу |
6. Итог урока (2-3 мин) Цель: оценка результатов деятельности.
- Рефлексия деятельности |
- анализ работ, выставление оценок (выставка детских работ) 10 слайд - а теперь давайте подведем итог нашего урока и продолжим фразы на экране.
- Сегодня на уроке мы ….
Продолжили знакомство: с геометрическими фигурами и …..геометрическими телами Вспомнили: что геометрические фигуры…..плоские, геометрические тела….. объёмные Учились: рисовать с натуры ….шестиугольную пирамиду
-Уборка рабочих мест. - До свидания! |
- отвечают на вопросы, заканчивая фразы
- убирают рабочие места |
*** Фотографии обучающихся размещены с согласия родителей (законных представителей).
Дементьева Ирина Михайловна
Потамошнева Наталья Алексеевна