Конспект занятия по рисованию с натуры постановки «Сладости» (2 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» пгт. Войвож
Номинация: Конкурс конспект занятий
Тема занятия:
рисование с натуры постановки: «Сладости»
по дополнительной образовательной программе «Палитра»,
2 год обучения.
Автор – Самохина Надежда Леонидовна
педагог дополнительного образования
пгт. Войвож
2021 год
Технологическая карта
Тема занятия: Рисование с натуры постановки: «Сладости»
Возраст детей: 9-10 лет
Тип занятия: комбинированное занятие. Занятие обобщения и систематизации знаний, работа в группах.
Продолжительность занятия: 2 часа
Цель занятия: расширить знания о жанре изобразительного искусства – натюрморт, об особенностях его фонового решения.
Задачи:
Обучающие задачи:
- научить составлять натюрморт, подбирать фон для натюрморта и рисовать с натуры;
- систематизировать знания о жанре изобразительного искусства - натюрморт;
- формировать умение воспроизводить знания в устной и письменной речи;
- формировать умение оценивать правильность выполнения задания.
Развивающие задачи:
- развивать воображение;
- развивать чувство цвета и композиции;
- развивать навыки работы средствами живописи;
- развивать познавательного интереса;
- формирование коммуникативной компетентности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетическую восприимчивость;
- воспитывать аккуратность в работе.
- воспитывать настойчивость, стремление преодолеть трудности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- развитие эстетического видения фона и композиции в натюрморте
- формирование знаний о жанре изобразительного искусства - натюрморт
- умений воспроизводить знания в устной и письменной речи;
- умение оценивать правильность выполнения задания.
Метапредметные результаты:
- умеют воображать и воплощают свои чувственно-эмоциональные проявления на листе бумаге;
- расширили художественный опыт и навыки;
- умение определять цели и задачи в познавательной деятельности;
- умение учащихся работать в группе.
Личностные:
- на практике применяет свои знания и творчески их решает;
- аккуратно выполняют творческую работу;
- мотивации учебно-познавательной деятельности.
- взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная презентация; зрительный ряд - репродукции натюрмортов художников.
для учащихся – таблица «Знаю - Хочу знать – Узнал на занятии»; «Оценочный лист»; репродукции натюрмортов; демонстрационные столы, лампы; комплекты: чайная пара, сладости; простые карандаши, листы бумаги, гуашевые краски, кисти, баночки с водой.
Технологическая карта занятия
№ п\п | Этап занятия, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1. | Организационный 2 мин. | Формирование групп | Беседа | Фронтальная | Отмечает отсутствующих, проверяет готовность групп к работе | Проверяют готовность к занятию, наличие необходимых материалов в группе | Регулятивные УУД: умение определять цели и задачи в познавательной деятельности |
2. | Мотивационно-целевой этап 3 мин. | Замотивировать учащихся, организация процесса формулировки цели деятельности на занятии | Беседа | Фронтальная | Беседует с учащимися | Слушают педагога | Личностные УУД: формирование эмоционально-ценностного проявления; формирование целостного мировоззрения; Регулятивные УУД: научаться определять и осознавать цели учебной деятельности. |
3. | Актуализация знаний учащихся 10 мин. | Актуализация знаний | Групповая деятельность | Групповая | Организует учащихся для заполнения таблицы «Знаю-Хочу знать - Узнал на занятии» | Заполняют таблицу «Знаю-Хочу знать - Узнал на занятии» | Предметные УУД: формирование умений воспроизводить знания в устной и письменной речи Коммуникативные УУД: формирование умений участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое |
4. | Введение в новую тему 10 мин. | Изучение нового материала. | Беседа, показ презентации | Фронтальная | Беседует с учащимися | Слушают педагога | Личностные УУД: формирование эмоционально-ценностного восприятия; формирование целостного мировоззрения; Регулятивные УУД: расширение художественного опыта и навыков |
5. | физминутка 3 мин. | Активный отдых | Игра | Фронтальная | Озвучивание и демонстрирование выполняемых упражнений. | Повтор за педагогом | Личностные УУД: концентрация внимания. Регулятивные УУД: развитие мелкой моторики. |
6. | Практическая работа 40 мин. | Выполнение практического задания –составление и написание натюрморта. | Практическая деятельность в группе | Групповая, индивидуальная | Следит за работой в группах и индивидуально за каждым учащимся. | Выполняют практическое задание | Регулятивные УУД умение определять цели и задачи в познавательной деятельности; умение планировать пути достижения цели, выполнять задание согласно условиям; Предметные УУД формирование умений создавать и писать натюрморт; Логические УУД научаться создавать фоны и композицию натюрморта Коммуникативные УУД научаться согласовывать свои действия с партнером |
7. | Оценочный этап 3 мин. | Оценить работы других групп. | Практическая деятельность в группе | Работа в группах | Собирает оценочные листы, подводит итоги выполненной работы. | Оценивают постановки и работы других групп | Коммуникативные УУД научаться обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; согласовывать свои действия с партнером; умение оценивать свою работу и работы других групп Предметные УУД изучат фоновое решение в натюрморте Регулятивные УУД научатся основам контроля и самоконтроля познавательной деятельности |
8. | Контрольный этап 3 мин. | Повторение материала | Игра «Встать, сесть»- получение информации об усвоении материала | Фронтальная | Педагог включает слайды с изображением картин | Все учащиеся встает, если увидят другой вид изобразительного искусства | Предметные УУД повторят информацию о натюрморте |
9. | Рефлексия 6 мин. | Выполнить рефлексию занятия | Заполняют таблицу «Знаю-Хочу знать - Узнал на занятии» | Фронтально-индивидуальный | Наблюдает | Заполняют третий столбик «Узнал на занятии» | Регулятивные УУД Научатся проводить рефлексию |
Ход занятия
Организационный этап – 2 мин.
Учащиеся входят в кабинет, получая при входе листочек с номером группы и таблицу «Знаю - Хочу знать - Узнал на занятии». Учащиеся рассаживаются по группам (4-5 человек в группе). У каждой группы свой демонстрационный стол с предметами для натюрморта.
Педагог обращает внимание учащихся на плакат «Хочу знать», на который можно приклеивать вопросы, возникающие по ходу занятия или написать свои предложения педагогу (для записок использовать цветные стикеры). К следующему занятию педагог подготовит ответы на вопросы учащихся.
Мотивационно-целевой этап занятия – 3 мин.
Педагог приветствует учащихся и начинает занятие.
К теме нашего занятия замечательно подходят слова французского философа Блез Паскаля: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься»
У каждой группы на демонстрационных столах предметы: чайная пара, сладости: шоколад, печенье, баранки, цветная бумага, цветной картон, драпировка (ткани).
Как вы думаете, для какой работы нам пригодятся эти предметы? Ответы учащихся.
Педагог предлагает сформулировать цель деятельности занятия. Учащиеся выдвигают варианты.
А цветная бумага, цветной картон и драпировка. Как вы думаете как могут пригодится в нашей работе? Учащиеся выдвигают свои варианты.
Сегодня мы узнаем о фонах в натюрморте. Вспомним, как составлять композицию натюрморта и каждая группа придумает и составить свой натюрморт. Далее мы приступим к творческой части нашего занятия – написанию своего натюрморта.
Педагог предлагает сформулировать название будущей работы. Учащиеся выдвигают свои варианты названия натюрморта.
Актуализация знаний учащихся – 10 мин.
У каждой группы на столе находится таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал на занятии».
«Натюрморт»
Знаю | Хочу знать | Узнал на занятии |
Так, что мы знаем? Что такое натюрморт?
Предлагаю заполнить первые два столбика.
Вопрос учащимся: «Что такое натюрморт?»
Учащиеся дают свои определение понятия «натюрморт». Педагог дополняет ответы учащихся.
Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.
Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.
История натюрморта Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.
Введение в новую тему – 10 мин.
Вспомним этапы работы над натюрмортом и разберем какие видо фоно есть. Педагог демонстрирует и комментирует презентацию «Этапы работы над натюрмортом»
1 слайд. Идея натюрмортаПридумайте тему натюрморта.
Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.
2 слайд. Подбор предметов.
Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету. Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.
3 слайд. Подберите подходящий фон.
Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету, она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.
Фон создает среду в натюрморте, которой он принадлежит, и сделает работу более естественную и выразительную.
Фон для натюрморта важен не менее чем все остальные декорации готовящегося предметного сюжета. Если основной объект – это единичный предмет или же небольшая группа, фон займёт большую часть сцены, поэтому волей неволей, но он привлечёт к себе внимание зрителя.
4 слайд. Виды фонов.
В натюрморте различают три вида фона – простой, дополнительный и создающий среду.
5 слайд. Простой фон.
Простой фон используется для ненавязчивого «подкрашивания» сцены, с целью большего визуального выражения главного предмета. Простые фоны
Белый
Чёрный
Одноцветный: один из вариантов – использование цветной бумаги или картона
Градиент цвета: аналогично одноцветному.
Двухцветный: можно использовать способы с участием двух цветов.
6 слайд. Дополнительный фон.
Дополнительный фон позволяет улучшить некоторые особенности предмета, став неотъемлемой частью фотографии. Такой фон может состоять из тонов, форм, текстур или цветов, которые или совпадают с главным объектом сцены или наоборот – резко контрастируют. Дополнительные фоны
Ткань: ткани замечательны тем, что позволяют получить определённую рельефность. Для достижения большей выразительности, поэкспериментируйте с добавлением складок.
Рельефная бумага: можно использовать бумагу исходя не только из её цветов или узора, но и её текстуры, в т.ч. рельефности. Для усиления рельефности, пробуйте отражаемый или задний свет.
Сыпучие материалы: песок щебень, гравий позволяют получить любую удобную текстуру и рельеф благодаря своим сыпучим качествам.
7 слайд. Фон, создающий среду.
Создающий среду фон применяется в случаях, когда предметы натюрморта размещаются в той среде, к которой они принадлежат, что сделает картину более естественной и выразительной.
8 слайд. Композиция в натюрморте.
Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.
Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.
Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.
9 слайд. Свет в натюрморте.
Выставьте свет над натюрмортом.
Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции "засвеченными".
Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.
Физминутка – 3 мин.
Упражнения для концентрации внимания:
1. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Медленно садитесь на стул и сразу же вставайте (повторить 4–10 раз).
2. Исходное положение – стоя, руки опираются на спинку стула. Поднять правую ногу назад как можно выше, прогнуть спину, голову держать высоко. Задержаться в таком положении. То же самое сделать левой ногой ( повторить 4–10 раз).
Упражнение для рук:
1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.
2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
3. Возьмите в руку простой карандаш и зажмите между ладонями и катаем карандаш между ладонями.
Практическая работа – 40 мин.
Ваша задача: подобрать предметы будущего натюрморта, выбрать фон натюрморта, создать композицию натюрморта и написать натюрморт.
Учащиеся выполняют задание.
Педагог на экране показывает слайд с планом составления натюрморта. Учащиеся начинают обсуждение в группах, составляют свой натюрморт
План составления натюрморта:
Подбор предметов
Подбор фона
Составление композиции натюрморта
Освещение натюрморта
Карандашный набросок натюрморта:
- Проверка перспективы натюрморта
- проверка пропорций предметов
Работа в цвете:
- Создаем цветовое настроение в натюрморте.
- Уточняем основные тональные и цветовые отношения.
Синтез – подведение итогов работы.
Педагог обязательно наблюдает за работой групп, советует, направляет работу учащихся.
Оценочный этап занятия – 3 мин
Все группы завершили работу над натюрмортом. Каждая группа учащихся оценивает свою работу и постановки других групп. Оценивание натюрморта от 1 до 3 баллов в бланках «Оценивание».
Таблица «Оценка выступления групп»
натюрморт 1 группы | натюрморт 2 группы | натюрморт 3 группы | |
фоновое (цветовое) решение натюрморта | |||
композиция натюрморта | |||
итого |
Контрольный этап – 3 мин
Вы оценили свою и работу других групп. Сдайте оценочные листы. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, проведем моментальный опрос. Сейчас на экране будут показаны репродукции картин «Что здесь лишнее». Ваша задача встать, если вы увидите другой жанр изобразительного искусства. Будьте внимательны!
Показ слайдов с изображение репродукций картин.
Рефлексия – 6 мин.
Фон для натюрморта важен не менее чем все остальные декорации готовящегося предметного сюжета в натюрморте. Если основной объект – это единичный предмет или же небольшая группа, фон займёт большую часть сцены, поэтому волей неволей, но он привлечёт к себе внимание зрителя. Мы сегодня поняли, что малое в натюрморте создают сам натюрморт, его настроение, его динамику.
Подводим итоги занятия. Заполняем третий столбик нашей таблицы «Знаю - Хочу знать – Узнал на занятии». Сравните информацию в двух столбиках «Хочу знать» и «Узнал на занятии».
Учащиеся заполняют таблицу полностью.
Литература:
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М. Просвещение. 1988
Егорова Н. «Образ и цвет». Альбом Сергей Герасимов. «Изобразительное искусство». М. 1972 – 28с.
Заперенко В. Энциклопедия рисования. М. Олма – Пресс. 2002
Ссылки
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-zhanr-zhivopisi
https://izo-life.ru/kak-pravilno-sostavit-natyurmort/
https://learn-draw.jimdofree.com/уроки-рисования-1/живописное-исполнение-натюрморта/