Конспект занятия на тему «Постановка звука [с']»
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат и научить ребенка правильно произносить звук [с'].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-подготовить артикуляционный аппарата к постановке звука [с'];
- учить ребенка четко произносить звук [с'].
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие речевого дыхания;
-развитие памяти, внимания и мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- развитие стремления к преодолению имеющихся нарушений речи;
- развитие уверенности в своих силах;
- развитие познавательного интереса к занятию.
Оборудование: зеркало, наборы фишек.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Постановка цели занятия: Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [с'].
2. Развитие речевого дыхания.
Игра «Кто дальше загонит мяч» - нужно улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола (повторить до 10 раз).
2. Артикуляционная гимнастика.
«Качели» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
«Лопата» («Блинчик») - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Наказать непослушный язык» - Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами. Произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
«Язык перешагивает через зубы» - Улыбнуться, рот приоткрыть, язык высунуть изо рта, и подуть на него.
«Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончикам языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.
«Желобок» - Улыбнуться, приоткрыть рот, язык широкий, положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка.
«Горка» - Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
«Подуть через трубочку» - губы вытянуть «трубочкой» и подуть через них. Стараться дуть как можно дольше.
«Улыбка», «Трубочка» - Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.
3. Постановка звука [с'].
Логопед предлагает ребенку вытянуть губы в улыбке и протяжно произнести звук [т']. Вторым звуком будет слышаться звук [с']. Логопед обращает внимание на этот звук и просит произносить то же самое толчками [т 'с', с', с', с', с'], а затем сразу звук [с'].
Произнесение звука [с'] с логопедом. Логопед обращает внимание на то, что при произнесении звука [с'] надо шире улыбнуться, так как, оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Поймай звук» - услышав слог со звуком [с'] ребенок хлопает в ладоши.
Са, ся, оси, за, ца, си, ша, ся, ча, су, сю, тю, зу, цу, си, се, щи, сё, ся, тя, ся...
«Хлопни – топни» - логопед называет цепочку звуков, а ребенок выполняет определенное движение на заранее оговоренные звуки (на звук «сь»– топни, а на звук «с»- хлопни).
Сь, с, с, с, сь, с, сь, сь, сь ….
«Нажми кнопку» - логопед называет звуки по порядку. Услышав мягкий звук ребенок нажимает на зеленую кнопку, твердый звук – на синюю.
Сь, с, с, с, сь, с, сь, сь, сь ….
5. Подведение итогов занятия.
Похвалить ребенка за усердие.