Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме С. Юцзунь «Как Светлячок друга искал»

Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме
С. Юцзунь «Как Светлячок друга искал».
Светлячок
DOCX / 787.19 Кб
Муравей
DOCX / 146.29 Кб
Кузнечик
DOCX / 445.78 Кб
Приложение
DOCX / 15.49 Кб
Презентация
PPTX / 1.81 Мб
Цель занятия: знакомство с новой литературной сказкой; формирование умения понимать замысел автора, оценивать поведение героев.
Задачи занятия:
-развивать умение: прогнозировать содержание текста по его названию и автору, делать логические выводы, находить причину событий и представлять их последствия, понимать замысел автора;
-обогащать активизировать словарный запас слов;
-развивать творческое воображение, умение отвечать на вопрос полным ответом, задавать вопросы по тексту произведения, составлять план текста.
Ход занятия:
1. Мотивационный настрой.
-В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Владимира Даля, русского писателя, собиратель фольклора, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Он сказал такие слова: «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
-Как понимаете слова Владимира Даля?
-Верно, читая каждый день, ты узнаешь что-то новое, неизвестное. Полученные знания хранишь на «полочке», а в нужный момент их достаешь.
-Надеюсь, что сегодняшний урок будет еще одной крупинкой новых знаний для каждого из вас.
2. Разминка.
-Начнем занятие традиционно с разминки. Какие задания способствуют повышению техники чтения?
-Поработаем с таблицами Шульте. Проведем несколько тренировок. Сначала в медленном темпе, затем в быстром. Перед работой сфокусируйте взгляд в центре таблицы. Сейчас будут «подсвечиваться» числа от 1 до 25. Вам нужно следить периферическим зрением за числами. Старайтесь не бегать глазами за числами.
https://cepia.ru/speedreading/skorochtenie-i-razvitie-intellekta
-Какие еще задания помогают повышать технику чтения?
-Разучим новую скороговорку. Прочитаем ее сначала медленно, затем с ускорением.
Сидят на пеньке светлячки,
Надев голубые очки.
Хотел я поймать светлячка,
Нашёл на пеньке червячка.
— Так вот ты какой, светлячок?!
— Такой вот! — сказал червячок.
- При подготовке к уроку, я прочитала несколько интересных фактов о чтении. Оказывается, что средняя скорость чтения взрослого человека 200-250 слов в минуту, это примерно 2 странички в минуту. Есть люди, которые читают намного быстрее этого. Например, Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту. Т. Эдисон, американский изобретатель и предприниматель, читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
-Следующее задание предлагаю вам как раз на развитие памяти. Игра называется «Фотоглаз». Перед вами на экране будут появляться слова. Ваша задача – прочитать их и запомнить. Вспомните, как мы это делаем?
СЛАЙДЫ 3-12
-Верно, надо с данными словами составить рассказ.
Лес, светлячок, пенек, фонарик, муравей, веточка, травинка, дом, дорога, друг.
(Примерный рассказ: В лесу на пеньке сидел светлячок с фонариком в руке. Вдруг он увидел в траве муравья. Муравей сел рядом на веточку и сказал, что потерялся, забыл дорогу домой. Светлячок посветил ему фонариком, и муравей вернулся домой. С тех пор светлячок стал другом муравья).
3. Знакомство с произведением.
а) предтекстовая деятельность.
-Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Автор его Сунь Юцзунь, называется произведение «Как Светлячок друга искал».
-Знаком ли вам данный автор? Можем ли мы сделать предположения по поводу жанра произведения, темы текста? Почему? (автор не знаком)
-Прочитайте название произведения. Можно ли по названию определить жанр и тему произведения?
-Как вы определили, что это сказка?
https://ekd.me/2015/08/sun-youjun-passed-away/
-Можете ли вы назвать тему сказки?
-Раз Светлячок искал друга, значит произведение о дружбе.
-Сунь Юцзюнь — известный китайский писатель-сказочник. Его сказки до сих пор очень популярны в Китае. По рассказам родственников, Сунь в юности менял свою еду и одежду на книги. С раннего возраста он начал собирать собственную библиотеку и всем одалживал книги бесплатно. Сунь Юцзюнь, как и Владимир Даль, каждый день вел дневник, он записал более 20 миллионов слов на протяжении своей жизни, оставив богатое литературное наследие.
-Кто из вас видел светлячка? Опишите его.
-Светляки́ (это другое название светлячков) обладают способностью светиться Органы свечения называются лантерны, они располагаются на брюшке. Иногда светятся не только жучки, но и их личинки и яйца. Светляки ведут ночной образ жизни.
-Вспомните сегодняшнюю скороговорку: Хотел я поймать светлячка, нашёл на пеньке червячка. Почему автор перепутал светляка с червячком?
-У самочек светляков нет ни крыльев, ни надкрылий. Они походят на личинки. Именно поэтому, наверное, автор перепутал его с червячком.
-Чем питаются светляки?
-Оказывается, светляки не употребляют пищу! Они живут за счет запаса питательных веществ, накопленных на стадии личинки. Личинки же являются хищниками, питаются моллюсками и прячутся в их раковинах. В мире начитывают около 2040 видов светлячков, в России же их немного — всего 15 видов.
-Зачем светятся светляки?
-Светлячки светятся то ярче, то слабее, чтобы передавать друг другу какие-то сигналы.
б) первичное чтение сказки
-Послушайте сказку Сунь Юцзюнь «Как Светлячок друга искал». Я буду читать, а вы за мной следите, чтобы проще потом было ориентироваться в тексте.
(Читает педагог)
https://volzsky-klass.ru/yuczun-sun-kak-svetlyachok-druga-iskal/
в) осмысление эмоционального содержания текста
-Понравилось вампроизведение?
-Почему светлячок не смог найти друга?
г) осмысление прочитанного
-Назовите героев произведения.
(В разных частях кабинета размещаются картинки с изображением светлячка, кузнечика, муравья).
-Перечитайте текст и дайте характеристику героям произведения. Первый ряд – светлячку, 2 ряд- кузнечику, 3 ряд- муравью. Не забывайте, что характеристику героям надо давать с опорой на текст.
-Что мы можем сказать о светлячке? (веселый, любит играть, одинокий, равнодушный к чужим просьбам). Подтвердите словами из текста.
- Дайте характеристику кузнечику. Какой он? (заботливый, волнуется о младшем братишке).
-Что можете сказать про муравья? (трудолюбивый, ответственно подходит к выполнению поручений).
-С кем из этих насекомых стали бы вы дружить? Почему?
-У вас на партах лежат разноцветные карточки с характеристиками героев сказки. Вам необходимо прочитать характеристику, затем по моему сигналу подойти к тому герою, описание которого прочитали (по очереди читают характеристики, записанные на листах разного цвета).
(Организация двигательной активности школьников)
«У него сильные и прыгучие ноги, с помощью которых он передвигается на дальние расстояния. Вся одежда у него зеленого цвета Его брат все время куда-то убегает, а герою приходится его искать» (кузнечик).
«Этот герой страдает от одиночества. Друг нужен ему для игры, а с ним никто не играет. Все только просят им помочь» (светлячок).
«Он очень трудолюбивый, а еще сильный. Работает с утра до ночи. У него огромное количество сородичей, которые живут в одном с ним доме» (муравей).
«Он очень наблюдательный. Все видит и слышит, может посочувствовать и поругать, похвалить и дать совет. Ты иногда соглашаешься с его мнением, а иногда и нет. Сам он в сказке не участвует, и про себя ничего никому не рассказывает» (автор).
-Как вы, ребята, думаете, кого бы выбрал себе в друзья автор? Кузнечика? Светлячка? Муравья? Как он относится к Светлячку? (он его жалеет, ведь Светлячок страдает от одиночества. Но в то же время и осуждает за то, что не хочет помочь окружающим, которые могли бы быть в дальнейшем его друзьями)
-Следующие задания будете выполнять по рядам. У каждого ряда будет свое задание.
1 ряд составляет план произведения. В конвертах у вас лежат части плана. Необходимо расположить их в нужной последовательности.
2 ряд продумывает вопросы по тексту. Вопрос должен начинаться с того слова, который лежит в конверте.
3 ряд- дайте советы Светлячку, чтобы он быстрее нашел друга.
(Заслушивается каждый ряд).
4. Послетекстовая деятельность
-Вернемся к тем предположениям, которые записали в начале урока. Подтвердились ли ваши предположения о жанре произведения?
-Назовите тему текста. (Поиски друга)
-Какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Если хочешь найти друга, оглянись вокруг и протяни руку помощи тому, кто в ней нуждается. Может этот человек и будет твоим настоящим другом).
-Вспомните эпиграф к сегодняшнему уроку: «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Какими знаниями пополнилась сегодня ваша «копилка»? Что нового узнали, чему научились?
-Закончу занятие ирландской пословицей «Хороший друг – как четырехлистный клевер: его трудно найти, но, если вы его найдете, он принесет вам счастье». Ищите друзей. А если нашли, берегите!!!
Д.З: нарисовать иллюстрацию к произведению.
Картинки для презентации:
https://www.pngplay.com/wp-content/uploads/6/Firefly-Vector-PNG-Clipart-Background.png
https://creazilla-store.fra1.digitaloceanspaces.com/cliparts/12928/tree-stump-clipart-md.png
https://static.my-shop.ru/product/f4/152/1512469.png
https://i.pinimg.com/originals/1f/68/8b/1f688bce6ec7c2be70ea9710cfc089b4.png
https://ekd.me/wp-content/uploads/2015/08/b083fe9562de173527ac0c.jpg
https://i.ytimg.com/vi/RxMFDEDwTT0/maxresdefault.jpg
https://teatrzoo.ru/wp-content/uploads/2019/09/svetlyachok-eto-nasekomoe_38.jpg
https://krasivosti.pro/nasekomye/59640-lichinka-svetljachka.html
Панов Егор Игоревич
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Гармс Людмила Павловна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сидорова Ольга Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна