12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83429
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
32

Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме С. Юцзунь «Как Светлячок друга искал».

Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме

С. Юцзунь «Как Светлячок друга искал».



Светлячок
DOCX / 787.19 Кб

Муравей
DOCX / 146.29 Кб

Кузнечик
DOCX / 445.78 Кб

Приложение
DOCX / 15.49 Кб

Презентация
PPTX / 1.81 Мб


Цель занятия: знакомство с новой литературной сказкой; формирование умения понимать замысел автора, оценивать поведение героев.

Задачи занятия:

-развивать умение: прогнозировать содержание текста по его названию и автору, делать логические выводы, находить причину событий и представлять их последствия, понимать  замысел  автора;

-обогащать активизировать словарный запас слов;

-развивать творческое воображение, умение отвечать на вопрос полным ответом, задавать вопросы по тексту произведения, составлять план текста.

Ход занятия:

1. Мотивационный настрой.

-В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Владимира Даля, русского писателя, собиратель фольклора, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Он сказал такие слова: «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».

g1670121248.JPG

-Как понимаете слова Владимира Даля?

-Верно, читая каждый день, ты узнаешь что-то новое, неизвестное. Полученные знания хранишь на «полочке», а в нужный момент их достаешь.

-Надеюсь, что сегодняшний урок будет еще одной крупинкой новых знаний для каждого из вас.

2. Разминка.

-Начнем занятие традиционно с разминки. Какие задания способствуют повышению техники чтения?

-Поработаем с таблицами Шульте. Проведем несколько тренировок. Сначала в медленном темпе, затем в быстром. Перед работой сфокусируйте взгляд в центре таблицы.  Сейчас будут «подсвечиваться» числа от 1 до 25. Вам нужно следить периферическим зрением за числами. Старайтесь не бегать глазами за числами.

https://cepia.ru/speedreading/skorochtenie-i-razvitie-intellekta

-Какие еще задания помогают повышать технику чтения?

-Разучим новую скороговорку. Прочитаем ее сначала медленно, затем с ускорением.


i1670121273.JPG

Сидят на пеньке светлячки,

Надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка,

Нашёл на пеньке червячка.

— Так вот ты какой, светлячок?!

— Такой вот! — сказал червячок.

- При подготовке к уроку, я прочитала несколько интересных фактов о чтении. Оказывается, что средняя скорость чтения взрослого человека 200-250 слов в минуту, это примерно 2 странички в минуту. Есть люди, которые читают намного быстрее этого. Например, Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту. Т. Эдисон, американский изобретатель и предприниматель, читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

-Следующее задание предлагаю вам как раз на развитие памяти. Игра называется «Фотоглаз». Перед вами на экране будут появляться слова. Ваша задача – прочитать их и запомнить. Вспомните, как мы это делаем?

СЛАЙДЫ 3-12

-Верно, надо с данными словами составить рассказ.

Лес, светлячок, пенек, фонарик, муравей, веточка, травинка, дом, дорога, друг.

(Примерный рассказ: В лесу на пеньке сидел  светлячок с фонариком в руке. Вдруг он увидел в траве муравья. Муравей сел рядом на веточку и сказал, что потерялся, забыл дорогу домой. Светлячок посветил ему фонариком, и муравей вернулся домой. С тех пор светлячок стал другом муравья).

3. Знакомство с произведением.

а) предтекстовая деятельность.

-Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Автор его Сунь Юцзунь, называется произведение «Как Светлячок друга искал».

-Знаком ли вам данный автор? Можем ли мы сделать предположения по поводу жанра произведения, темы текста? Почему? (автор не знаком)

-Прочитайте название произведения. Можно ли по названию определить жанр и тему произведения?

-Как вы определили, что это сказка?

https://ekd.me/2015/08/sun-youjun-passed-away/

-Можете ли вы назвать тему сказки?

-Раз Светлячок искал друга, значит произведение о дружбе.

-Сунь Юцзюнь — известный китайский писатель-сказочник. Его сказки до сих пор очень популярны в Китае. По рассказам родственников, Сунь в юности менял свою еду и одежду на книги. С раннего возраста он начал собирать собственную библиотеку и всем одалживал книги бесплатно. Сунь Юцзюнь, как и Владимир Даль, каждый день вел дневник, он записал более 20 миллионов слов на протяжении своей жизни, оставив богатое литературное наследие.


u1670121374.JPG

-Кто из вас видел светлячка? Опишите его.

-Светляки́ (это другое название светлячков) обладают способностью светиться Органы свечения называются лантерны, они располагаются на брюшке. Иногда светятся не только жучки, но и их личинки и яйца. Светляки ведут ночной образ жизни.


l1670121393.JPG

-Вспомните сегодняшнюю скороговорку: Хотел я поймать светлячка, нашёл на пеньке червячка. Почему автор перепутал светляка с червячком?

-У самочек светляков нет ни крыльев, ни надкрылий. Они походят на личинки. Именно поэтому, наверное, автор перепутал его с червячком.


q1670121410.JPG

-Чем питаются светляки?

-Оказывается, светляки не употребляют пищу! Они живут за счет запаса питательных веществ, накопленных на стадии личинки. Личинки же являются хищниками, питаются моллюсками и прячутся в их раковинах. В мире начитывают около 2040 видов светлячков, в России же их немного — всего 15 видов.


p1670121427.JPG

-Зачем светятся светляки?

-Светлячки светятся то ярче, то слабее, чтобы передавать друг другу какие-то сигналы.

б) первичное чтение сказки

-Послушайте сказку Сунь Юцзюнь «Как Светлячок друга искал». Я буду читать, а вы за мной следите, чтобы проще потом было ориентироваться в тексте.

(Читает педагог)

https://volzsky-klass.ru/yuczun-sun-kak-svetlyachok-druga-iskal/

в) осмысление эмоционального содержания текста

-Понравилось вампроизведение?

-Почему светлячок не смог найти друга?

г) осмысление прочитанного

-Назовите героев произведения.

(В разных частях кабинета размещаются картинки с изображением светлячка, кузнечика, муравья).

-Перечитайте текст и дайте характеристику героям произведения. Первый ряд – светлячку, 2 ряд- кузнечику, 3 ряд- муравью. Не забывайте, что характеристику героям надо давать с опорой на текст.

-Что мы можем сказать о светлячке? (веселый, любит играть, одинокий, равнодушный к чужим просьбам). Подтвердите словами из текста.

- Дайте характеристику кузнечику. Какой он? (заботливый, волнуется о младшем братишке).

-Что можете сказать про муравья? (трудолюбивый, ответственно подходит к выполнению поручений).

-С кем из этих насекомых стали бы вы дружить? Почему?

-У вас на партах лежат разноцветные карточки с характеристиками героев сказки. Вам необходимо прочитать характеристику, затем по моему сигналу подойти к тому герою, описание которого прочитали (по очереди читают характеристики, записанные на листах разного цвета).

(Организация двигательной активности школьников)

«У него сильные и прыгучие ноги, с помощью которых он передвигается на дальние расстояния. Вся одежда у него зеленого цвета Его брат все время куда-то убегает, а герою приходится его искать» (кузнечик).

 «Этот герой страдает от одиночества. Друг нужен ему для игры, а с ним никто не играет. Все только просят им помочь» (светлячок).

«Он очень трудолюбивый, а еще сильный. Работает с утра до ночи. У него огромное количество сородичей, которые живут в одном с ним доме» (муравей).

«Он очень наблюдательный. Все видит и слышит, может посочувствовать и поругать, похвалить и дать совет. Ты иногда соглашаешься с его мнением, а иногда и нет. Сам он в сказке не участвует, и про себя ничего никому не рассказывает» (автор).

-Как вы, ребята, думаете, кого бы выбрал себе в друзья автор? Кузнечика? Светлячка? Муравья? Как он относится к Светлячку? (он его жалеет, ведь Светлячок страдает от одиночества. Но в то же время и осуждает за то, что не хочет помочь окружающим, которые могли бы быть в дальнейшем его друзьями)

-Следующие задания будете выполнять по рядам. У каждого ряда будет свое задание.

1 ряд составляет план произведения. В конвертах у вас лежат части плана. Необходимо расположить их в нужной последовательности.

2 ряд продумывает вопросы по тексту. Вопрос должен начинаться с того слова, который лежит в конверте.

3 ряд- дайте советы Светлячку, чтобы он быстрее нашел друга.

(Заслушивается каждый ряд).

4. Послетекстовая деятельность

-Вернемся к тем предположениям, которые записали в начале урока. Подтвердились ли ваши предположения о жанре произведения?

-Назовите тему текста. (Поиски друга)

-Какую главную мысль хотел донести до нас автор?  (Если хочешь найти друга, оглянись вокруг и протяни руку помощи тому, кто в ней нуждается. Может этот человек и будет твоим настоящим другом).

-Вспомните эпиграф к сегодняшнему уроку: «Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание». Какими знаниями пополнилась сегодня ваша «копилка»? Что нового узнали, чему научились?

​​​​​​​

b1670121447.JPG

-Закончу занятие ирландской пословицей «Хороший друг – как четырехлистный клевер: его трудно найти, но, если вы его найдете, он принесет вам счастье». Ищите друзей. А если нашли, берегите!!!

Д.З: нарисовать иллюстрацию к произведению.

Картинки для презентации:

https://1.bp.blogspot.com/-tHAtuU6S30A/X7EMRwvAABI/AAAAAAAA-hM/n3SRWKZmRL0jcuFkGGW9VYa1xX4X8LmvQCLcBGAsYHQ/s1425/%25D0%25BF%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B0-bee-DoV%2B%252824%2529.png

https://www.pngplay.com/wp-content/uploads/6/Firefly-Vector-PNG-Clipart-Background.png

https://creazilla-store.fra1.digitaloceanspaces.com/cliparts/12928/tree-stump-clipart-md.png

https://static.my-shop.ru/product/f4/152/1512469.png

https://i.pinimg.com/originals/1f/68/8b/1f688bce6ec7c2be70ea9710cfc089b4.png

https://ekd.me/wp-content/uploads/2015/08/b083fe9562de173527ac0c.jpg

https://i.ytimg.com/vi/RxMFDEDwTT0/maxresdefault.jpg

https://teatrzoo.ru/wp-content/uploads/2019/09/svetlyachok-eto-nasekomoe_38.jpg

https://krasivosti.pro/nasekomye/59640-lichinka-svetljachka.html

https://2.bp.blogspot.com/-0fdx_RZGscw/WsZLp1oJp8I/AAAAAAAAQRo/jCwbYN2RTAIvitAC72-wOzMChzR5mXt6ACLcBGAs/s1600/%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8_DoV%2B%25285%2529.png




Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Панов Егор Игоревич, 04.12.22 в 08:23 3Ответить Пожаловаться
Интересный и познавательный урок!
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.12.22 в 08:27 2Ответить Пожаловаться
Егор Игоревич, благодарю Вас за внимание к моей публикации.
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.12.22 в 09:48 2Ответить Пожаловаться
Здорово! Мне очень понравилось!!! Это факультативный курс?

Отредактировано 04-12-2022 09:49

Сорокина Светлана Валерьевна, 04.12.22 в 10:03 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за приятные слова!!! Нет, это учебный предмет, проводится в течение года в объеме 0,5 часа. На занятиях учим детей работать с текстом. Данный курс ведется со 2 полугодия 1 класса.
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.12.22 в 10:16 1Ответить Пожаловаться
Очень полезный курс!
Гармс Людмила Павловна, 04.12.22 в 10:56 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за познавательную разработку, Светлана Валерьевна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.12.22 в 10:58 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание к уроку, Людмила Павловна.
Сидорова Ольга Юрьевна, 05.12.22 в 15:29 1Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, спасибо за интересный и познавательный урок.
Сорокина Светлана Валерьевна, 05.12.22 в 16:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Юрьевна. Рада, что урок вызвал интерес у коллег.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.