План занятия курса «Успешное чтение» по теме «Работа с научным текстом «Как растёт сосулька?» по материалам энциклопедии для детей»

-Начнем занятие с речевой разминки. В качестве разминки прочитаем чистоговорку. Прочитаем вместе, затем по ролям.
СЛАЙД 1.
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи.
ГА – ГА – ГА - растаяли снега.
УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки.
ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи.
КА – КА – КА - в небе облака.
-Разучим скороговорку:
СЛАЙД 2.
Прослезилась сосулька от солнышка.
-Продолжаем разминку. Перейдем к тренажеру. Сначала хором читаем слова, состоящие из трех букв, потом четырех и пяти. Скорость постепенно буду наращивать. Ваша задача- успевать за скоростью появления слов.
(Чтение слов из 3 букв - без задания с постепенным ускорением.
Чтение слов из 4 букв - запомнить названия животных.
Чтение слов из 5 букв- читать и одновременно подсчитывать количество прочитанных слов).
https://foxgard.ru/sim/trenazher-slova
-Переходим к основной части занятия. Сегодня вы познакомитесь с новым произведением.
Автора у него нет, а называется текст «Сосулька».
-Раз автора нет, можем ли мы определить стиль текста: художественный или научный. Запишем на доске ваше предположение.
-А если бы автором был, например Виталий Бианки, мы могли бы определить стиль текста? Почему? Верно, если мы читали произведения какого-то автора, мы можем определить стиль текста.
-Прочитайте название текста. Можно ли по названию определить жанр произведения: «Сказка», «Рассказ», «Стихотворение», «Басня»…
-Запишем ваше предположение на доску.
1. Прочитай текст.
Солнечный зимний день. Лёгкий мороз. Солнечные лучи падают на покрытый снегом скат крыши. Под снегом образуется талая вода, она стекает по скату крыши и достигает её края. Там и начинают расти сосульки.
Как растёт сосулька? Вот с края крыши начинает стекать крупная водяная капля. Она не может сразу оторваться и полететь вниз. На пути встречаются препятствия. Капля замерзает, теперь с края крыши свешивается надёжно примёрзший к нему кусочек льда. Следующая капля быстро стекает по уже замёрзшей капле к самой нижней точке. Новая капля, как и предыдущая, замерзает, так и не оторвавшись от крыши. Такова же судьба и последующих капель. Все они последовательно намерзают одна на другую. В результате чего и образуется сосулька. (113 слов)
(По материалам энциклопедии для детей)
-В какое время года можно наблюдать рост сосулек?
-О каком времени года говорится в тексте?
-Почему же зимой появились сосульки? Найдите слова-подтверждения.
- Найдите в тексте абзац, в котором подробно описывается как растет сосулька. Перечитайте его.
-Кто видел, как растут сосульки? Давайте понаблюдаем за этим процессом.
https://www.youtube.com/watch?v=1yrWosEZqDs
-Расскажите, как растет сосулька
-Как называется текст? Найдите в тексте предложение, которым можно озаглавить текст. В случае затруднения подсказка: вопросительное предложение.
-Докажите, что этот заголовок подойдет к тексту.
-О чем в нем повествуется? О том, как образуемся (растет) сосулька.
-Перечитайте текст. Подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль.
-Что такое главная мысль? Это то, что хотел до нас донести автор. В результате чего образуется сосулька.
СЛАЙД 3.
Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова. Поставь ударение во всех словах.
нам_рзают под снегом - _________________________________
талая в_да - _____________________________
СЛАЙД 4.
Составь и запиши предложение из данных слов
Свисают, домов, большие, весной, крыш, сосульки, с.
(Если останется время, организуется работа с тренажером, текст № 4.)
Источник:
http://www.soloby.ru/772760/прочитай-солнечный-зимний-лёгкий-солнечные-падают-покрытый
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Варенцова Вера Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сидорова Ольга Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна