Конспект занятия в старшей группе ФФНР по развитию лексико-грамматического строя речи «Путешествие на остров»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕНДЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2»
Конспект занятия в старшей группе ФФНР
по развитию лексико-грамматического строя речи
Тема: «Путешествие на остров»
Подготовила учитель-логопед Кушнир О.М.
МОУ «Бендерский детский сад № 2»
2021 г.
Цель:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить умение детей образовывать сложные слова;
- закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные;
- закрепить умение обобщать по признаку.
Коррекционно-развивающие:
-развивать внимание, воображение, мышление детей;
- активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме;
- закрепить умение детей строить предложение по заданной схеме;
- закрепить умение детей делать звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей навык культурного общения
- воспитывать у детей желание помогать сверстникам и взрослым.
Ход занятия:
1 Организационный момент (настрой)
Дети стоят в кругу проговаривают слова хором.
- Каждый день, всегда, везде
На занятиях в игре
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим.
Чтобы разговаривать
Надо выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Логопед: дети, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться на остров. На чем можно добраться на остров? (ответы детей). Как, одним словом, назвать все то, что вы перечислили? (транспорт)
Логопед предлагает детям построиться друг за другом и говорит слова:
В самолет все дружно сели
И на остров полетели (имитируют полет самолета звук Л).
2. Основная часть
Дети садятся на места.
Логопед: посмотрите, остров окутан густым туманом и ничего не видно. Давайте попробуем подуть на него (дыхательная гимнастика). Ничего не выходит. Что бы разогнать туман надо выполнить задания, но сначала разомнемся.
Артикуляционная гимнастика:
1. «Окошко»;
2. «Лягушка-хоботок»;
3. «Качели»;
4. «Лошадка»;
5. «Грибок».
Упражнение на развитие голоса (дети поют гласные звуки)
Молодцы! Вижу, готовы к выполнению заданий.
Задание 1.
Как вы думаете, какое время года сейчас на острове? (Весна) Назовите признаки весны. Весна какая? (ответы детей)
Правильно, значит весна не может быть без чего? (луж, насекомых, дождя, солнца и т.д.)
- Если лужи появились в марте они какие?
- Если цветы расцвели в апреле они какие?
- Если солнце светит в мае оно какое?
- Март, апрель, май какие месяца?
Логопед: посмотрите, туман с одной части острова исчез – значит мы правильно выполнили задание.
Задание 2.
Логопед: как вы думаете кого мы можем встретить на острове? А каких диких животных вы знаете?
Д/игра «Найди пару» - дети находят парные картинки и становятся парами.
Дети: у меня лиса, а у меня лисенок (лисята) и т. д.
Дети садятся на места. Картинки с дикими животными выложены на доске.
Логопед: у лисы лапы чьи? У волка хвост чей? Если у зайца хвост короткий, то заяц какой? У лисы длинный хвост она какая? У медведя лапы толстые он какой? У зайца уши длинные он какой? А сейчас хотите узнать интересную историю про лесных жителей? А помогут нам в этом схемы предложений. Дети составляют предложения по схеме.
Логопед: Молодцы ребята выполнили задание и еще одна часть острова видна. Предлагаю отдохнуть (физминутка):
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках подтянулись
И друг к другу повернулись
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели
Логопед: ой, как хочется пить. Сделаем звуковой анализ слова СОК и узнаем все о нем.
Дети работают за столами с карточками затем дают характеристику звукам, выделяют звуки и называют их.
Логопед: сок, сделанный из яблок какой? (яблочный), сок из апельсина – апельсиновый, сок из тыквы – тыквенный, сок из томатов – томатный.
Апельсин, яблоко, абрикос, тыква, сок – дети делят на слоги.
Логопед: В слове СОК какой первый звук? Определите, где находится звук С в словах (в начале, середине, конце слова): ананас, песок, апельсин, оса, савок, мясо.
Молодцы! Еще одна часть острова открыта. Осталась последняя часть и задание будет сложное на внимание. Нужно собрать все буквы, и мы узнаем, что нас ждёт впереди. Но сначала разомнем ручки.
Упражнение с Су-Джок мячом:
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
(Движения соответствуют тексту)
Дети работают с буквенными лабиринтами.
Логопед проверяет правильность выполнения задания. Вот и рассеялся туман. Соберем буквы и узнаем, что нас ждёт впереди. Дети читают слово «ЛЕТО». Нас ждет лето веселая пора. Что вы любите делать летом? (глагольный словарь).
Логопед: а нам пора возвращаться в детский сад.
- В самолет все дружно сели
В детский сад все полетели (дети произносят длительно звук Л).
3. Итог занятия
Дети стоят в кругу. Логопед спрашивает у детей, где они были и что видели, а дети отвечают, используя уменьшительно-ласкательную форму.
Где мы были? (на островке) Кого встретили? (мишку…) Сок из каких фруктов пили? (тыковки…) Кто сегодня лучше всех отвечал? (Ванечка...)